КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Салават Булатов: «Мои педагоги занимают самый высокий пьедестал»

Салават Булатов: «Мои педагоги занимают самый высокий пьедестал»

15 МАРТА 2024

Салават Булатов: «Мои педагоги занимают самый высокий пьедестал»

В марте и апреле в театре имени М. Джалиля проходит целая серия классических и современных балетных спектаклей. Почти в каждом из них есть дебюты – вводы новых артистов в партии. 

Герой нового выпуска  проекта «Люди театра» – молодой перспективный артист, второй солист труппы Салават Булатов, который этой весной дебютирует в партиях Нурадина в «Золотой Орде», Огненного Шайтана в «Шурале», Болеро в «Дон Кихоте». В своём интервью Салават рассказал Дарье Саяповой о первом выходе на сцену, трудностях балетной карьеры и любимых ролях.


– С чего началась ваша сценическая жизнь?

– С танцевального кружка в Уфе, который я в детстве совмещал с плаванием. Но это продлилось недолго: я стал болеть, и родители просто перестали водить меня на секции. Да и у меня самого как-то пропало желание.

– А как же вы попали в хореографический колледж?

– Это было в 2010 году, когда я учился в 4 классе. В конце учебного года к нам в школу пришёл педагог Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуриева. Он искал потенциальных учеников и выбрал нескольких девочек и мальчиков, в числе которых оказался и я. Мы пообщались с педагогом, он рассказал о профессии, однако никто из ребят, как ни странно, не заинтересовался танцами – никто, кроме меня. Позже преподаватель поговорил с моими родителями, рассказал им про колледж, о минусах и плюсах профессии, о перспективах. Немного пораздумав, мама и папа согласились отдать меня в балет.

В августе я пришёл в хореографический колледж на отборочный тур: нужно было пройти медицинскую комиссию и продемонстрировать свои физические данные. После просмотра меня пригласили учиться. Тогда я не особо понимал, что происходит и зачем мне это нужно.

– Что было самым трудным в обучении?

– Дисциплина. Психика ещё детская, в голове одни шалости, никакой серьёзности, всё без особого желания. Тяжелее всего было прийти к пониманию того, что это моя будущая профессия, в которой мне в дальнейшем работать, которая будет меня кормить. Для меня учеба в хореографическом колледже стала процессом самовоспитания.

– Вы помните свой первый выход на сцену?

– Да, это было в первый год обучения в хореографическом колледже. Тогда на сцене Башкирского театра оперы и балета ставился «Корсар» в редакции Юрия Григоровича. В этом спектакле мы выступали в партии арапчат. Восемь чумазых ребят в смешных костюмах выбегали на сцену, мешали артистам и баловались, из-за чего, кстати, нас частенько ругали.

– Где вы работали после окончания колледжа?

– Сначала я отработал три сезона в Башкирском театре оперы и балета, а потом – в Мариинском театре во Владивостоке (Приморская сцена).

– Как вы попали во Владивосток?

– Как-то артисты Приморской сцены приезжали в Казань на Нуриевский фестиваль с гастролями. Чтобы не лететь во Владивосток (это всё-таки затратно), я решил воспользоваться моментом и приехать на просмотр в этот коллектив в Казань. В Приморском театре я проработал всего один сезон: многое осложняло большое расстояние между Уфой и Владивостоком.

– После вы перешли в Татарский театр оперы и балета?

– Я покинул Владивосток и отправился в свободное плавание: ездил на просмотры в другие театры, интересовался условиями. Было непросто: через какое-то время у меня даже появились мысли завязать с балетом и идти учиться в другое место. Мой педагог, который работал со мной в Уфе, и моя партнерша – ведущая балерина театра, настояли на том, чтобы я попробовал поступить в труппу Татарского театра оперы и балета. Я связался с руководством, отправил свое видео, резюме, после чего получил приглашение на «пробы». Так я переехал в Казань и стал частью коллектива театра.

– Как вам давались переезды в другие города?

– Если говорить о Владивостоке, то достаточно легко, не было каких-то переживаний, я быстро завёл друзей. Единственное, о чем я мог волноваться – о родителях, но у меня в Уфе остались хорошие друзья, которые в случае чего могли им помочь. Переезд в Казань дался ещё проще, ведь наши города находятся рядом: в любой момент я могу сесть в машину и поехать домой. Да и родители также периодически приезжают ко мне в гости.

– Этой весной вас можно будет увидеть в новых партиях Шайтана из «Шурале», Нурадина в «Золотой Орде». Какая из них далась вам труднее/легче?

– На данный момент подготовка к партии Нурадина ещё не началась, поэтому здесь пока говорить рано. Шайтан из «Шурале» дается тяжело физически. Эта партия нацелена на выносливость, часто из-за многочисленных изгибов и наклонов сбивается дыхание. Своё предпочтение я отдаю классическим спектаклям, например, мне нравится танцевать Париса в балете «Ромео и Джульетта», Принца в «Щелкунчике», Голубую птицу в «Спящей красавице» и т.д.

– Назовите топ-3 партии, которые вы бы хотели станцевать в будущем?

– Если в нашем театре, то – Солор из «Баядерки», Былтыр из «Шурале» и граф Альберт из «Жизели». А если говорить в целом… Я обожаю постановки Юрия Григоровича, его спектакли – эталон для меня, мечтаю исполнить Красса из «Спартака», Визиря или Ферхада из «Легенды о любви». И Солора из «Баядерки»! (улыбается)

– Помните первый балет, который вы посмотрели в театре?

– «Корсар» Григоровича. Это было в первый год обучения в Уфимском хореографическом колледже. В балете участвовало два состава арапчат, поэтому в тот день, когда танцевали другие ребята, у меня была возможность пойти в зрительный зал и посмотреть спектакль. Нам не выделяли каких-то отдельных мест, ведь мы были неусидчивые: чуть-чуть посмотрели, как танцуют взрослые, и побежали дальше баловаться.

– А сейчас – посещаете театр как зритель?

– Если только оркестровые репетиции спектаклей. Недавно я смотрел картину «Тени» из «Баядерки» – это одна из самых красивых и наиболее сложных сцен для женского кордебалета. А вообще – нет, нечасто. Не всегда удается найти время, чтобы пойти в театр как зритель – через парадный вход. К тому же со временем глаз немного «замыливается»: я знаю, что при просмотре будут уже не те впечатления, что у обычных зрителей. 

– С кем из известных артистов вы бы хотели выступить на сцене?

– С моими педагогами. Я бы хотел непосредственно увидеть их на сцене и оценить всё то, о чем они говорили нам во время обучения. Возможно, существуют более именитые, опытные и талантливые артисты, но для меня мои педагоги занимают самый высокий пьедестал.


Блиц-интервью

– Современный балет или классический?

– Классический. Пока я не понимаю и не чувствую современный балет.

– Посмотреть вечером кино или балетную постановку?

– Кино. Я считаю, что между работой и домом нужно уметь переключаться.

– Любимые направления в музыке?

– Я меломан, мой выбор всегда зависит от настроения. Один день я могу слушать рок, другой – рэп, третий – классику.

– Спектакли «must see»?

– Несомненно, это золотой фонд русского балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Жизель».

– Вы верите в судьбу?

–Да. Верю, что в любом случае всё произойдет так, как и должно быть.