Лада Старкова: «Люблю балет за возможность примерить разные образы»
28 ИЮНЯ 2024
Серию интервью «Люди театра» продолжает беседа с солисткой балетной труппы Ладой Старковой, которая рассказала Екатерине Закамырдиной о периоде обучения в Казанском хореографическом училище, своем опыте работы в театре и поделилась любимыми книгами.
– Расскажите, как Вы начали заниматься балетом? Это было Вашим решением или желанием Ваших родителей?
– Когда мне было четыре года, вслед за старшей сестрой родители записали меня на занятия по фигурному катанию. Я занималась шесть лет. Затем тренер посоветовала мне пройти просмотр в хореографическое училище. Думаю, как бывшая балерина, она заметила во мне способности к танцу. Мы прошли просмотр и, со слов мамы, я твердо решила, что хочу стать балериной. Сомневаюсь, что это было моим решением, потому что я очень сильно любила и до сих пор люблю фигурное катание. Я даже хотела совмещать тренировки с занятиями в училище, но из-за больших нагрузок отказалась от этой идеи. Как бы там ни было, в десять лет я поступила в училище.
– Значит, если бы Вы не стали балериной, то связали бы свою жизнь со спортом?
– Думаю, да. Хотя … не могу представить свою жизнь без танца.
– Какой распорядок дня у студентов училища?
– Мы приходили к восьми утра и возвращались домой поздно вечером. Каждый день у нас начинался с классики, затем мы шли на общеобразовательные уроки. После обеда снова были танцы: народный, в старших классах – дуэтный. А когда учились на старших курсах, занятий почти не было, мы в основном танцевали, потому что это уже было подготовкой к работе.
– Вы учились в классе Валентины Васильевны Давлеевой. Расскажите, как складывались отношения с педагогом?
– В училище каждый год набирается параллель из двух классов: классического танца и народного. Классы делятся на группы, девочки и мальчики отдельно. Если считать весь наш классический класс, нас было десять человек. Валентина Васильевна вела группу из шести девочек. Она создала семейную атмосферу: мы чувствовали себя больше сестрами, чем одноклассницами, а Валентина Васильевна была нашей второй мамой. С девочками, кстати, у нас до сих пор хорошие отношения. Нас хвалили, но держали в строгости, в дисциплине. Валентина Васильевна умела находить золотую середину. Я думаю, подростки всегда обижаются на старших, это нормально и мы не были исключением. Часто казалось, что ко мне придирались без особого повода, но с возрастом, когда я сама начала замечать свои ошибки, я поняла, что Валентина Васильевна во многом была права.
– Какой ученицей Вы были? Какие оценки получали?
– Я была достаточно ленивым ребенком. Даже сейчас, когда меня ругают, то пропадает желание что-либо делать. Не могу сказать, что до старших классов был какой-то успех: я занималась, мне нравилось, но оценки были средние. В основном, это были 3 или 3+, 4- ставили если я как следует поработала. Пятерки в балете большая редкость, их надо заслужить.
– Сколько Ваших одноклассниц остались в профессии? Есть ли среди них те, кто танцует в Татарском театре?
– Из моих одноклассников в нашем театре танцуют Аза Апакина, Регина Ивенко, Артем Хабибуллин и Ильнур Зарипов. Одна из одноклассниц работает в Урал Балете (Екатеринбург), другая недолго танцевала в театре Гордеева, а потом переучилась на драматическую актрису и сейчас играет в театре и кино.
– Если у Вас находилось свободное время, чем Вы любили заниматься?
– Свободное время было только в каникулы, в учебные будни его не было совсем. Мы всегда гуляли классом, как будто у нас не было других друзей. В старших классах, когда появились карманные деньги, любили посидеть в кафе.
– Вы начали работать в Татарском театре в 2013 году, сразу после окончания училища. Расскажите, как Вы сюда попали?
– На выпускной экзамен по классике к нам пришел Владимир Алексеевич Яковлев и нескольких ребят пригласил работать в театр. До сих пор помню, что мой первый рабочий день был 5 июня и нас сразу же включили в подготовку премьеры «Золотой Орды».
– Ваш дебют состоялся в этом балете?
– Это был первый большой выход. Если Вы обратите внимание, в любом спектакле у главной героини есть подруги. До «Золотой Орды» меня включали в такие ансамбли подруг.
– Вы работаете в театре уже одиннадцать лет, в скольких премьерных постановках за это время Вы приняли участие?
– Было много обновленных спектаклей, но давайте посчитаем те, которые ставились с нуля. «Золотая Орда», «Грек Зорба», в «Жизни за царя» у меня был выход в польском акте, «Carmina Burana, или Колесо Фортуны», «Иакинф», «Эсмеральду» ставили по спектаклю Кремлевского балета. Владимир Викторович Васильев поставил с нами «Dona nobis pacem» (на музыку Мессы си минор И.С.Баха) и «И воссияет вечный свет» (на музыку Реквиема В.А.Моцарта). Получается восемь премьер. Но этот год для нашего театра, я считаю, рекордный – три премьеры за сезон и из них два балета. Такого еще никогда не было.
– Спектакли, которые Вы перечислили, ставились разными хореографами: Александром Полубенцевым, Леонидом Мясиным, Надеждой Калининой, Георгием Ковтуном. Расскажите о своем опыте работы с разными постановщиками.
– Надежда Станиславовна и Гвидо Сарно, помощник Лорки Мясина, всегда заряжали нас энергией. Для меня это было удивительно, они как будто ни капли не уставали, хотя все время находились на репетициях.
С Александром Михайловичем Полубенцевым всегда нужно быть внимательным, я знаю это еще со скамьи хореографического училища, он поставил для нас много спектаклей. Александр Михайлович показывает максимум два раза, и если ты не успел запомнить – это уже твои проблемы. У него действительно жесткий отбор, но это облегчает работу - все четко и понятно. Зная, что хореограф требовательный, ты всегда выкладываешься на 100%, потому что у тебя нет шанса на ошибку. Когда он приехал к нам в театр ставить «Carmina Burana, или Колесо Фортуны», я была подготовлена, знала как работать и чего ждать.
– Как труппа готовится к первой репетиции с хореографом? Они высылают запись, по которой вы учите?
– Практически все постановки мы разучивали лично с хореографами. В этом-то и заключается интерес – ты абсолютно не знаешь чего ждать. Первые пару дней самые сложные: ты пытаешься понять, что вообще это будет за постановка, все учатся взаимодействовать друг с другом, привыкают к хореографии. Случается, что все приходится переучивать. Особенно тяжело это дается, если хореография не классическая. Лично мне еще сложно переучивать с правой стороны на левую и наоборот.
– Расскажите, какой этап работы над новой постановкой для Вас самый интересный?
– Я обожаю оркестровые репетиции на сцене. Даже если у нас прогон перед репертуарным спектаклем, больше удовольствия мне доставляет репетировать на сцене. Ты входишь в образ, танцуешь эмоциональнее, особенно если это репетиция с декорациями, костюмами и светом, когда все стоит на своих местах.
– Какая из Ваших партий Вам ближе всего?
– Цыганка из «Дон Кихота». Я дебютировала в этой партии в 2015 году, а некоторое время назад мы поменяли редакцию, и теперь этот номер я танцую в хореографии Владимира Алексеевича Яковлева. Образ Цыганки я собирала почти все то время, сколько работаю в театре. Думаю, в ее понимании мне помогло то, что роль пришлось переучивать. Чтобы запомнить новую хореографию, я проговаривала про себя все, что Цыганка пытается сказать своим танцем, каждое движение в моей голове было привязано к определенной фразе. Очень важно понимать, что и зачем ты делаешь на сцене, что ты говоришь своим танцем, поэтому полезно «озвучивать» все жесты и движения.
– С какой героиней было тяжело найти общий язык?
– С Натальей из «Иакинфа». Я бы не стала вести себя, как она. Я стараюсь находить какие-то моменты из жизни и вспомнить, что я тогда чувствовала, пытаюсь встать на ее место. Это помогает, когда ты примеряешь ситуацию героини на себя. И опять же – каждое движение через слово.
– У солистов балета во время репетиций есть контакт с дирижерами? Вы договариваетесь о темпах, вступлениях и окончаниях?
– Если постановка абсолютно новая, то, конечно, бывают паузы, обсуждения. Я стараюсь не корректировать каждый жест. Как нам говорят: «Это вы танцуете под музыку, а не музыка играет под вас». Конечно, бывает, что тело не слушается или ну уж очень неудобно. В таких случаях нужно спокойно попросить дирижера взять темп чуть быстрее или медленнее.
– Они идут навстречу?
– Все всегда спокойно реагируют и уступают. Не знаю ни одного случая, чтобы кому-то отказали.
– На репетициях в балетном классе Вы танцуете под фонограмму или под живую музыку?
– Всегда под фортепиано. Единственный балет, который мы репетировали под фонограмму – это «Грек Зорба». Там было очень неудобное переложение для фортепиано, поэтому нам ставили запись.
– Вам проще танцевать под запись или с концертмейстером?
– Под живой аккомпанемент сложно танцевать, потому что пианисты часто меняются. Каждый из них играет по-своему: в разных местах ставят паузы, где-то ускоряют, где-то наоборот замедляют. Я думаю, что репетировать под запись – не самый верный путь. Ты выучишь все темпы, а потом придешь на оркестровую репетицию, где вообще все будет по-другому. Лучше в зале репетировать под живое исполнение, чтобы на сводных репетициях быть готовым ко всему.
– Сталкивались ли Вы с творческим кризисом? Что делать, если опускаются руки и хочется все бросить?
– Тяжелых кризисных ситуаций со мной не случалось. Думаю, мне помогает спортивное прошлое. В новых постановках нам не говорят сразу, какую партию ты будешь танцевать. На роль выбирают пять-шесть человек, смотрят за нами, кто как работает, кто справляется, кто нет, и уже потом делают выбор в пользу кого-то определенного. В такие моменты во мне просыпается спортивный азарт. Даже если у меня получается не сразу, я не буду стоять где-то в сторонке, буду демонстрировать свои старания. Это одно из важнейших правил, которому меня научили спорт и балет – если у тебя не получается, все равно нужно держаться до последнего и не сдаваться.
– В чем артисты балета вынуждены себе отказывать в повседневной жизни?
– Каждый сам себя в чем-то ограничивает. У меня уже не первый год есть мечта научиться кататься на сноуборде или на горных лыжах, но я очень переживаю, что во время обучения могу получить какую-нибудь травму и пропустить зимние спектакли. В целом стараюсь избегать экстремальных вещей. Если говорить о пристрастиях в еде, то я люблю хлеб – и тут сильно не ограничиваю себя. Я долго шла к этому балансу: ем мучное, когда мне хочется, но в умеренных количествах.
– Ходите ли Вы в свой выходной на балетные спектакли, чтобы посмотреть на коллег?
– Да, конечно. Часто бывает так, что я танцую только в первом действии, а второе и третье иду смотреть за кулисы или в зал. Если танцуют приезжие артисты, как часто бывает на Нуриевском фестивале, я обязательно останусь посмотреть.
– В таком случае Вы смотрите как зритель или как артистка балета?
– Стараюсь смотреть как зритель, но если кто-то танцует «мою» роль –конечно, начинаю анализировать, что мне нравится, а с чем я не согласна. Мы привыкли оценивать друг друга. Кто-то потом спрашивает твое мнение, а кто-то не нуждается в чужих советах... Я очень переживаю за коллег, когда смотрю постановку из зала – особенно, если кто-то неудачно прыгает или делает сложную связку. Переживаю за массовые сцены, которые, как в «Зорбе», например, долго и тяжело отрабатывались.
– Ходите на оперные спектакли?
– Нет, даже не знаю почему… Говорят, что до оперы нужно дорасти. Думаю, что в скором времени я созрею, потому что все чаще ловлю себя на мысли, что мне это интересно. Может быть, кстати, посоветуете что-нибудь?
– Из того, что предлагает наш театр, для первого раза порекомендовала бы «Севильского цирюльника» – это комическая опера без драмы и убийства в конце. А с какого спектакля Вы бы посоветовали начать знакомство с балетом?
– Если начинать с классики, то я бы посоветовала «Дон Кихота», потому что там тоже нет кровавой развязки – это динамичный, красочный балет. Из зрелищных рекомендую «Спартак» и «Золотую Орду».
– Чем Вы любите заниматься в свой выходной?
– Если он выпадает на субботу или воскресенье, провожу время со своим молодым человеком. Мы любим выезжать за город, на природу, но можем сходить в кино или посмотреть фильм дома. Но чаще всего мой выходной приходится на понедельник, поэтому я занимаюсь своими делами: могу записаться на маникюр, увидеться с подругой.
– Поделитесь своей любимой книгой или любимым сериалом.
– В последнее время мне интересны сериалы на исторические, политические темы. Сейчас досматриваю «Великую» про Екатерину II. В литературе на меня сильнейшее впечатление произвела «Зеленая миля» Стивена Кинга. «Мастер и Маргарита», «Портрет Дориана Грея», «Пролетая над гнездом кукушки» – одни из любимых произведений. Многое прочла у Ремарка.
– За какие три вещи Вы любите балет?
– Самое главное – проявление себя, своих чувств. Люблю балет за возможность каждый день примерить на себя разные образы, хотя в конвейере спектаклей мы часто забываем об этом. Ну и конечно, за творческие взлеты и падения, без которых не обойтись в нашей профессии. Люблю балет за эстетику тела. Для меня балет – это красота, самовыражение и многогранность.