КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Ильнур Гайфуллин: "Мне ничего не дается легко"

Ильнур Гайфуллин: "Мне ничего не дается легко"

28 ДЕКАБРЯ 2023

Ильнур Гайфуллин: "Мне ничего не дается легко"

В рамках специального проекта «Люди театра» мы продолжаем рассказывать о тех, кто служит в Татарском театре оперы и балета имени М.Джалиля. Наш герой – премьер Ильнур Гайфуллин.

В этом году Ильнур отметил профессиональный юбилей – 10 лет работы в Казани. Новый театральный сезон открылся премьерой – балетом Резеды Ахияровой «Иакинф», где Ильнур исполнил заглавную партию. А календарный год премьер завершает гастролями в Европе. О первых шагах в профессии, подготовке спектакля о Никите Бичурине и требовательности к себе Ильнур рассказал Елене Вагановой.


- Ильнур, я знаю, что Вы сейчас на гастролях. Если не секрет, где именно?

- Мы в Италии. Будем здесь полтора месяца и покажем 35 спектаклей: «Щелкунчика», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро». Это признанные шедевры отечественного классического танца, которые любят во всем мире. А когда в воздухе витает ощущение новогодней и рождественской сказки, спектакли наполняются особенным чувством, волшебством.

- А каков ритм гастролей?

- Режим очень насыщенный, скажем так, из отеля в отель, со спектакля на спектакль. Либо мы после спектакля едем в следующий город, либо выезжаем на новое место утром. Но такова гастрольная жизнь, и к ней, конечно, нужно привыкнуть.

- Что нравится больше: гастроли или репертуарные спектакли в театре?

- Всё должно быть в меру. Дома хорошо, дома замечательно, но временами всем нужна смена картинки и обстановки. И здорово, что наша профессия дает возможность путешествовать и видеть мир. Это влияет и на насмотренность, и на широту взглядов, и на наше отношение к культуре и к людям.

Первые несколько спектаклей здесь со мной танцевала балерина, для которой гастроли – это уже образ жизни. Она не служит в одном театре, по полгода проводит в поездках. Мне бы было непросто привыкать к такому режиму: постоянные перемещения, разные сцены, разная публика… Иногда хочется чего-то устоявшегося.

- Расскажите, с чего началась Ваша танцевальная карьера?

- Балет – это была мечта моей мамы. В 7 лет она отдала меня и моего брата в танцевальный кружок, где мы занимались народным танцем. А в 10 лет я поступил в Башкирское хореографическое училище. Если честно, лет до 17 я вообще не особенно понимал, куда попал и чем занимаюсь. Были занятия, были выступления, были просмотренные балетные спектакли, но не было моего осознанного отклика. Это был ветрено пронесшийся период, довольно несерьезный с моей стороны. Наверное, просто мы – мужчины – поздно взрослеем (улыбается).

Только на третьем курсе я понял, что балет – удивительный, безграничный, необъятный мир. Тогда же мне впервые захотелось самостоятельно прийти на балетный спектакль – это был «Дон Кихот». В дальнейшем мы очень подружились с исполнителем главной роли.

- В этом году исполнилось 10 лет, как Вы танцуете в труппе Татарского оперного театра. Как Вы решили переехать в Казань?

- В 2013 году Уфимский театр, в котором я танцевал после выпуска, закрывался на реконструкцию. Труппа сохранялась, но была вынуждена давать очень небольшое количество спектаклей на разных сценах. Я посоветовался с очень близким мне человеком, и было принято решение, что не стоит проводить два года в ожидании, пока театр вновь начнет работать в прежнем режиме. Мы знали о великолепном Татарском театре оперы и балета, слышали о сильных артистах, которые в нем работают. И я решил попробовать.

- Сложно ли было адаптироваться к переменам?

- Я приехал один, мне было достаточно трудно знакомиться с труппой, с городом. Кроме того, я начал работу с самого начала, с кордебалета, хотя в Уфе уже танцевал много ведущих партий. Всё это было непросто, однако то время – важный и значимый период в моей жизни. Во многом Казань и в особенности театр оказали на меня как на личность очень большое влияние. Вместе с моей требовательностью к себе и к своей работе это помогло мне оказаться там, где я есть сегодня.

- А Вы сильно требовательны?

- Безусловно. В театре есть педагог – Валентина Васильевна Прокопова. Мы очень дружны, и я с огромным уважением и теплотой отношусь к ней и прислушиваюсь ко всем ее замечаниям и пожеланиям. Когда мы с ней обсуждаем, как прошел спектакль, анализируем недочеты, упущенное мной на сцене, я нередко ей напоминаю: «Я сам себе самый страшный палач». Я действительно очень много от себя требую. Но если я это выполняю, я требую того же и от людей, находящихся рядом со мной.

- Сейчас Вы – премьер нашего театра, исполняете все ведущие партии в спектаклях. В этом сезоне в список добавилась еще одна – заглавная партия в балете «Иакинф», которым открылся театральный сезон. Как проходила подготовка премьеры?

- Признаться, на первых этапах постановки я не до конца понимал всего масштаба личности Никиты Бичурина и рождающегося вокруг него спектакля. Но когда началась работа с Александром Полубенцевым, постановщиком спектакля, все поменялось! Он очень много знал о самом Бичурине, о его окружении, о тех обстоятельствах, в которых тот жил, и всем этим делился с нами. А делал Александр Михайлович это невероятно увлекательно! В дальнейшем я и сам очень заинтересовался историей жизни такого выдающегося человека. И вот уже по ходу репетиций я понял, что это будет потрясающий спектакль с замечательной музыкой, либретто, сценографией и хореографией.

- Никита Бичурин, которого Вы играете, - какой он?

- Я бы применил термины «чувствую» и «проживаю». У меня где-то внутри есть градация: есть классические спектакли, есть современные спектакли. А вот «Иакинф» находится рядом со словом «живой». Это большая трехактная история, за время которой ты действительно проживаешь целую жизнь, наполненную и любовью, и трагедией, и одиночеством. К поклонам, правда, уже не остается эмоций.

Скорее всего, я показываю Иакинфа таким, какой я внутри себя. Мой герой сочувствующий, внимательный, романтичный в каком-то роде, но в то же время он может быть жестким, требовательным, чувствительным и снисходительным.

На самом деле, я считаю, что очень важно верить в то, что ты делаешь. Если ты не проживаешь роль, которую исполняешь, зритель обязательно это почувствует. И тогда ничего не получится.

- Для многих зрителей Вы стали настоящим открытием после «Иакинфа». Как Вы относитесь к славе? Сказывается ли это на отношении к работе?

- Как я уже говорил, я палач для себя самого... Несколько последних лет меня сопровождает слово «борьба». Я борюсь за себя, за место, за своих близких. Мне ничего не дается легко, не преподносится на блюдечке. Я очень строг к себе.

Конечно, я очень рад, если мое творчество оказывает на кого-то положительное влияние, если люди наслаждаются тем, что происходит на сцене. А если балет еще и помогает задуматься, найти ответы на личные вопросы, дает что-то хорошее и теплое – это лучшая награда для меня.

Однако наутро я просыпаюсь и понимаю: нужно дальше двигаться, нужно дальше делать. Если человек не развивается, то он деградирует. Чтобы даже просто стоять на месте, нужно бежать.


Блиц-интервью

- Любимый балет? 

- «Щелкунчик». Но еще более люблю смотреть его из зала.

- Ваше хобби?

- Очень люблю читать.

- Любимая книга?

- «Мартин Иден» Джека Лондона.

- Какой Вы видите свою жизнь после завершения карьеры? 

- Иметь дом с большой гостиной, библиотекой, граммофоном и роялем.

- Что самое важное в искусстве? 

- Искренность.