КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Ирек Фаттахов: «Шаляпинская премия – большой стимул для певцов»

Ирек Фаттахов: «Шаляпинская премия – большой стимул для певцов»

22 ФЕВРАЛЯ 2024

Ирек Фаттахов: «Шаляпинская премия – большой стимул для певцов»

В конце 2023 года Министерством культуры Республики Татарстан была учреждена Шаляпинская премия, которая будет присуждаться молодым вокалистам и музыкантам один раз в два года. Первыми обладателями премии стали солист Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля Ирек Фаттахов и певец, актер Айдар Сулейманов.

Екатерина Закамырдина побеседовала с Иреком Фаттаховым о его профессиональном становлении, о Шаляпинских фестивалях и, конечно же, о новой награде.


 – Ирек, Вы родились в Нижнекамске, там же окончили музыкальный колледж им.С.Сайдашева. Расскажите, каким было начало Вашего творческого пути?

– Любовь к музыке, наверное, «началась» в детском саду: на все утренники мне давали учить песенки. Не стихи, а именно песни. Я помню, как мы с мамой подолгу учили их. Это были самые обычные песни к праздникам – к 8 марта, новогодние и прочие… Позже я стал выступать на разных городских мероприятиях: на сабантуе, например.

– Родители замечали за Вами интерес к творчеству?

– Замечали, конечно. Когда я учился в гимназии, там был музыкальный кружок, в который меня записали. Было прослушивание, надо было угадать ноты. Я стоял спиной: учительница играла разные звуки, а я должен был на фортепиано их найти. Не знаю, как так получилось, но я точно нажал нужные клавиши, и ее это поразило. Я начал заниматься в этом кружке: родители, помню, даже купили мне скрипку, но это ни к чему не привело – спустя год я бросил.

– А почему?

– Мне всегда хотелось петь. Понял, что брать в руки инструмент и что-то там часами сидеть и учить, – это не мое. Я очень хорошо запоминаю на слух, буквально с 2-3 раз... Вообще в детстве я посещал разные кружки: танцы, футбол, занимался разными видами спорта. Основательно взялся за музыку в 2008 году, когда начал заниматься вокалом во Дворце культуры Нижнекамска.

– Получается, что бросив музыку, Вы снова начали заниматься ей спустя долгое время?

– Да. Все началось так: мы отмечали на даче день рождения брата. Среди наших соседей была женщина, которая была как-то связана со сферой культуры. Мы праздновали, пели – в общем, всё как у всех. На следующий день соседка спросила у мамы, кто из юношей так красиво пел.

Я не был уверен, хочу ли связать свою жизнь с вокалом. Но соседка поговорила со своей коллегой из Дворца культуры, меня прослушали, начались занятия. На тот момент я уже заканчивал школу. В итоге мы занимались год, меня настроили на поступление в Нижнекамский музыкальный колледж, и я пошел попытать удачу. Мне повезло поступить и попасть в вокальный класс Зульфии Венеровны Шарафутдиновой. А потом я приехал в Казань – поступать в консерваторию.

– Значит, Вы пришли в колледж практически без теоретической базы. Как догоняли сокурсников?

– Я много и усиленно работал, поэтому за 2-3 года более или менее разобрался и был не хуже своих одногруппников. Самым сложным предметом было сольфеджио. Там даже знающие ребята страдают, что уж про меня говорить… Все сложилось благополучно, но не скажу, что это далось мне с легкостью.

– Что для Вас Нижнекамск? Расскажите о своих любимых местах в родном городе.

– Честно говоря, когда я жил в Нижнекамске, мне, как и большинству жителей маленьких городов, хотелось оттуда уехать. Сейчас, когда я прожил в Казани больше 10 лет, состоявшись творчески и профессионально, Нижнекамск для меня – это место, где я могу эмоционально разгрузиться. После долгого марафона спектаклей на Шаляпинском фестивале я еду домой, к маме в гости. Отсыпаюсь там, наедаюсь (улыбается). Если я приезжаю весной или летом, то обязательно спускаюсь к Каме, меня это очень успокаивает. А зимой мне нравится гулять по паркам, которых в Нижнекамске очень много. Бывает, удается встретиться со старыми друзьями. Собственно, мой родной город – это мое место силы, где за пару дней я отдыхаю и наполняюсь энергией для дальнейшей работы.

– Ваши друзья приезжают к Вам на спектакли?

– Друзья приезжают, но чаще все-таки приезжают родные: спрашивают, на какие спектакли покупать билеты, чтобы посмотреть на меня. Многим тяжело понять оперу как искусство, но они всегда поддерживают меня. Для зрителя опера зачастую выглядит так: артист выходит на сцену, поет, уходит. Но для меня спектакль часто – это когда тебе надо спеть 10-минутную арию, перебежать из одной кулисы в другую, при этом не сбив дыхания, танцевать или делать другие действия. Быть вокалистом не так просто, как кажется из зала.   

– Окончив музыкальный колледж в Нижнекамске, Вы поступили в Казанскую консерваторию в класс Галины Трофимовны Ластовки. Чем Вам запомнился период студенчества?

 – Я вспоминаю об учебе в консерватории с теплом. Помимо учебы были друзья, общежитие, прогулки, кино, театры… Интересное время, яркое.

Если говорить об учебе, то мне повезло – я поступил на бюджет, тогда как среди моих одногруппников были те, кто поступил на коммерческое отделение. Мне не хотелось, чтобы мое обучение на бюджете казалось незаслуженным, поэтому я всегда относился к учебе очень ответственно. Главным предметом для меня была специальность. Мне ставили уроки рано утром, в 10 часов. Кому-то это время может показаться не столь ранним, но голос, особенно низкий, в это время, как говорят, «спит». Просыпается он только в лучшем случае к обеду, а чаще всего к вечеру. Но мне такие утренние уроки пошли на пользу, потому что экзамены, как правило, ставили в 11 часов – для моего голоса это было время привычного бодрствования.

– Вы начали работать стажером в Татарском театре оперы и балета, будучи студентом консерватории. Не было ли чрезмерной нагрузки на голос?

– Сильной нагрузки не было, потому что большие партии мне не давали, я начинал с малого. Моей первой ролью был Бонза в опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Музыки немного, но есть над чем поработать. Стажировка очень помогла. Я узнал много нового репертуара.

– Чем отличается работа стажера от солиста? Вы пели ли в хоре?

– Нет, в хоре я не пел, мне сразу дали сольную партию. Стажер – это еще не штатный сотрудник театра. Тебя приглашают поучаствовать в спектаклях. То есть ты уже как бы работаешь в театре, но еще не среди основных сотрудников. Я два года пел стажером, за это время мне постепенно давали больше ролей, а в 2017 году вошел в штат и стал солистом. Короче говоря, это испытательный срок.        

– Вы помните свою первую роль в качестве солиста?

– Затрудняюсь ответить… Мне во время стажировки постепенно наращивали репертуар, поэтому тяжело сказать, что именно я спел в качестве солиста. Помню только, что одними из первых ролей вообще были дядюшка Бонза и Митюха из «Бориса Годунова».

– Когда Вы в первый раз приняли участие в Шаляпинском фестивале?

– Наверное, в 2017 году, когда стал солистом. Но опять же, это была небольшая роль. Скорее всего, Митюха в «Борисе Годунове».

– В одном интервью Вы сказали, что Федор Иванович для вас кумир и эталон. Какие черты его характера для Вас пример?

– В Шаляпине мне больше всего нравится его отношение к актерскому мастерству. Что такое вокал? Ты выходишь и красиво, технически правильно поешь. Однако чтобы передать все эмоции, которые есть в музыке, певец должен быть в том числе актером. Поэтому по примеру Федора Ивановича я не забываю на сцене о вокально-техническом исполнении, это ведь основа, но стараюсь в том числе по-актерски хорошо исполнить партию.

– В таком случае концертное исполнение для Вас должно быть сложнее постановочного?

– 7 февраля на Шаляпинском фестивале мы в концертном варианте исполнили «Богему» Джакомо Пуччини. Концертное исполнение не предполагает декораций и костюмов, какой-то красивой картинки для глаз. Поэтому важна каждая мелочь, каждая пауза, в которой ты берешь дыхание. Люди, которые сидят перед тобой на расстоянии полутора метров, должны тебе поверить и почувствовать твоего героя. Поэтому да, концертное исполнение для меня сложнее, и поэтому для меня важно заниматься актерским мастерством.

– Расскажите, что для Вас значит Шаляпинский фестиваль?

– Мне повезло работать в театре, где проходит фестиваль такого уровня. К нам приезжает много приглашенных артистов, но и свои солисты активно выступают. Я очень благодарен руководству оперной труппы, директору театра Рауфалю Сабировичу Мухаметзянову за то, что мне доверяют исполнять разнообразные партии, в том числе в рамках фестивальных спектаклей. В прошлом году на премьере «Севильского цирюльника» в постановке Джузеппе Морасси я исполнил роль доктора Бартоло.

– В нынешнем году Вы стали первым лауреатом Шаляпиной премии – новой награды для вокалистов. Вы осознаете, что вошли в историю?

– На самом деле, это я пока не очень осознаю, но мне очень приятно, что на меня обратили внимание и оценили мой труд. Здорово, что в Министерстве культуры Татарстана решили учредить такую награду. Это станет большим стимулом для певцов. Однако важно помнить, что нельзя останавливаться. Ты получил высокую награду – значит, ты должен постоянно доказывать, что тебе не просто так поверили. Нужно продолжать работать с таким же или даже большим усердием.

– Кафедра музыкального театра Казанской консерватории часто устраивает различные постановки. Вас, как студента, приглашали поучаствовать?

 – Да, звали, но у меня было достаточно работы в театре, и я старался не отвлекаться от нее. Однако однажды лично Рубин Кабирович Абдуллин, который тогда был ректором, попросил меня спеть в «Севильском цирюльнике». Я не мог отказать ему, тем более что это уже была одна из моих репертуарных ролей в театре.

– Вы молодой педагог и преподаете вокал в alma mater. Вам нравится быть учителем?

– Начав преподавать, я стал по-другому смотреть на вокальную технику. Преподавать нелегко, студенты разные, к каждому нужно найти подход. Особенно важно для меня всегда сохранять спокойствие.

Большинство моих студентов – китайцы. Многие из моих студентов хотят вернуться на родину и преподавать там. Безусловно, есть среди них трудолюбивые, и я за них не переживаю. А есть те, кто занимается мало и, став учителем, может покалечить много голосов.

Преподавание научило меня ответственности. Я стараюсь развивать своих учеников так, чтобы не навредить их голосу. Учусь находить общий язык с каждым из студентов, потому что все люди разные. Я стал лучше разбираться в репертуаре, подбирая программы своим студентам. Быть педагогом – это продолжать учиться.

– Поколение ваших студентов – какое оно? Какие у них перспективы?

– Все зависит от человека: если есть желание, человек медленно, но верно дойдет до своей цели. Если не будет желания, то и результат будет невысокий. 


Блиц-интервью

– В скольких Шаляпинских фестивалях Вы участвовали?

– Если считать с назначения меня солистом, тогда в 8 фестивалях.

– Русская или зарубежная опера?

– Зарубежная.

– Положительный или отрицательный герой?

– Положительный.

– Роль Вашей мечты.

– Филипп II из «Дона Карлоса» Джузеппе Верди.

 – 3 совета молодым солистам.

– Быть пунктуальным, досконально изучать свои партии и, конечно, беречь голос.