КУПИТЬ БИЛЕТЫ
RUS
/ Спящая красавица

Афиша

Петр Чайковский

Спящая красавица

Балет в 2 действиях, с прологом (6+)

30СЕНТЯБРЯ2021

18:00

Исполнители
Авторы и постановщики
Краткое содержание
О спектакле
Аврора - [[Кристина Андреева]]

Принц Дезире - [[Ильнур Гайфуллин]]

Фея Сирени - [[Аманда Гомес]]

Фея Карабос - [[Олеся Пичугина]]

Голубая птица - [[Алессандро Каггеджи]]
Флорина - [[Мана Кувабара]]
Дирижер - [[Ренат Салаватов]]
Музыка Петра Ильича Чайковского
Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа по мотивам сказок Шарля Перро
Хореография Мариуса Петипа в редакции Владимира Яковлева

Балетмейстер-постановщик – Владимир Яковлев
Художник-постановщик – Анатолий Нежный
Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Ренат Салаватов
Художник по свету – Сергей Шевченко


Пролог
Картина первая. Крестины принцессы Авроры

Парадный зал в замке короля Флорестана ХIV

Король и Королева празднуют рождение дочери – принцессы Авроры.
Церемониймейстер Каталабют объявляет о прибытии крестных. Это Флер-де-Фарин (фея Беззаботности), Кандид (фея Нежности), Фея, рассыпающая хлебные крошки (фея Щедрости), Щебечущая канарейка (фея Резвости), Виолант (фея Смелости) и главная крестная – фея Сирени. Каждая приносит новорожденной свой дар. Доходит очередь до феи Сирени, но в это время раздается гром.
Испуганный Каталабют сообщает о приближении страшной гостьи – злой феи Карабос, которую он забыл пригласить на праздник. Карабос разгневана, она проклинает новорожденную. Достигнув совершеннолетия, принцесса уколется о веретено и умрет,– таков «подарок» мстительной Карабос.
Фея Сирени отстраняет Карабос от колыбели и объявляет, что Аврора не умрет, а погрузится в сон: через 100 лет ее разбудит своим поцелуем прекрасный принц, очарованный ее красотой. Беснуясь, Карабос покидает зал.

Чтобы избежать несчастья, предсказанного злой волшебницей, король издает указ, запрещающий под страхом смертной казни пользоваться спицами и прялками в пределах его дворца.

Действие первое
Картина вторая

Парк замка короля Флорестана ХIV

Злая фея Карабос посылает к дворцу короля старуху, которая раздает поселянкам прялки и веретена.

***
Совершеннолетие принцессы Авроры. Король и Королева счастливы – предсказание злой феи не исполнилось.
Во дворце гости. Авроре представляют четырех принцев, претендентов на ее руку. Она со всеми мила, танцует с каждым из них, но никому не отдает предпочтения. В толпе Аврора замечает старуху, покачивающую веретеном в такт ее танцам. Принцесса берет веретено из ее рук и кружится с ним. Внезапно, уколов палец, она теряет силы и падает. Проклятье Карабос сбылось.

Фея Сирени – покровительница Авроры – взмахом волшебной палочки погружает все королевство в вековой сон. Засыпают король с королевой и придворные, парк зарастает. В их густой чаще скрывается замок.

АНТРАКТ 

Действие второе
Картина третья. Охота принца Дезире

Прошло сто лет. В лесу охотится принц Дезире со своими друзьями и приближенными. Когда он остается один, перед ним появляется фея Сирени. Она вызывает образ Авроры. Очарованный принц устремляется к видению, но, кружась в сонме нереид, Аврора исчезает. Дезире страстно желает снова видеть ее. Вместе с феей Сирени он плывет в ладье к заколдованному замку. Их окружает безмолвный лес. Сквозь густые заросли видны башни королевского дворца.

Картина четвертая

Замок Спящей красавицы

В заросшем парке бодрствует лишь злая фея Карабос. Она преграждает путь всякому, кто намерен проникнуть в спящее царство. Внезапно до нее доносятся звуки, предвещающие появление феи Сирени. Перед ее властью и силой любви Дезире Карабос бессильна.

Дезире поцелуем пробуждает Спящую красавицу. Вместе с ней просыпается все королевство. Покоренный красотой и обаянием Авроры, Дезире просит у Короля и Королевы руки принцессы.

Действие третье
Картина пятая

Во дворце празднуется пышная свадьба Авроры и Дезире.
Среди многочисленных гостей персонажи сказок Шарля Перро - принцесса Флорина и Голубая птица, Кот в сапогах и Белая кошечка, Волк и Красная шапочка, Золушка и принц Фортюне.
Аврору и Дезире пришли поздравить феи Бриллиантов, Сапфиров, Золота и Серебра.

Апофеоз

Наступает всеобщее ликование. Всех присутствующих на празднике благословляет фея Сирени – олицетворение всепобеждающего и торжествующего добра.

Балет в 2 действиях, с прологом 

Мировая премьера - 1890 год
ПОСТАНОВКА 2021 ГОДА

Продолжительность спектакля - 2 часа 30 минут.
Спектакль идет с одним антрактом
Возрастная категория 6+


***
Слово режиссера-постановщика

Директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский, инициировавший создание спектакля «Спящая красавица» в конце 1880-х гг., говорил о том, что эта постановка должна стать визитной карточкой русского балета. Для осуществления своей идеи он привлек к работе над сочинением двух гениев российского искусства – композитора Петра Ильича Чайковского и балетмейстера Мариуса Петипа. Большой, четырехактный спектакль по мотивам сказки Шарля Перро действительно стал новым словом в балетном искусстве, прежде всего, благодаря выдающейся симфонической музыке Чайковского. По своему размаху, масштабности, пышности, по количеству задействованных артистов этот грандиозный балет-феерия по сей день стоит особняком в русском искусстве.

Спектакль Чайковского-Петипа в первоначальной версии шел более четырех часов. В XX веке появились его новые редакции, в том числе постановки К.Сергеева, Р.Нуриева и других хореографов. Это закономерный процесс: каждое время диктует свою эстетику и свой взгляд на искусство. С моей точки зрения, классические балеты сохраняются в статусе шедевров мировой хореографии и остаются актуальными надолго именно потому, что со временем новые постановщики, опираясь на канонический хореографический текст, вносят в действие некоторые изменения, делают спектакль более современным. Так же, как каждый хороший дирижер по-своему интерпретирует партитуру, отражая собственное «видение» музыкального текста, хореограф, работающий над возобновлением балета классического наследия, может добавлять детали, вносить отдельные нюансы, по-другому расставлять акценты. 

Спектакль «Спящая красавица» в Казани идет с 1959 года, последняя редакция с авторским оформлением Андрея Злобина и Анны Ипатьевой была сделана в 2003 году. Прошло 18 лет, выросло целое поколение, за это время спектакль подвергся как минимум физическому износу. Этим обусловлено решение создать новую постановку балета-феерии на нашей сцене.

В редакции 2021 года мы вернули некоторые музыкальные номера, которые были купированы в прежней версии, сделали редакцию некоторых мизансцен, осуществили новую постановку танцев Кота и кошечки, Серого волка и Красной шапочки в сцене свадьбы Авроры и Дезире. Спектакль стал двухактным, действие более цельным, непрерывным: на антракт приходится время столетнего сна Авроры, что вполне логично. Прекрасное стилизованное художественное решение спектакля принадлежит Анатолию Нежному, сотрудничающему с нашим театром с 1996 года: первое действие балета пройдет в эпоху Людовика XIV, а второе – спустя 100 лет, в эпоху Людовика XVI, и это точно отражено в костюмах и сценическом оформлении.

В отличие от оригинальной редакции Мариуса Петипа, где фея Карабос представлена злобной горбатой старухой, которую исполняли танцовщики-мужчины, в нашей постановке роль Карабос поручена ведущей солистке. Во-первых, с моей точки зрения, феи не стареют, они должны оставаться вечно юными. Во-вторых, зло не обязательно всегда уродливо, часто оно скрыто под красивой маской, в прекрасном обличье. Именно поэтому Карабос в нашей версии так же красива, как фея Сирени. 

Мы надеемся, что обновленная «Спящая красавица» найдет отклик в сердцах зрителей всех возрастов. Нашим основным желанием было сохранить в репертуаре театра один из безусловных шедевров классического искусства и представить его публике на высоком художественном и исполнительском уровне.  

Владимир Яковлев

***

Слово художника

Я с большим удовольствием принял предложение осуществить новое художественное оформление балета «Спящая красавица» в Казани и с интересом погрузился в разработку проекта. Премьера спектакля состоялась больше 130 лет назад по инициативе директора и художественного руководителя императорских театров Ивана Всеволожского, который ранее служил дипломатом, работал в Париже и влюбился во французскую культуру. Он загорелся идеей воссоздать эпоху Людовика XIV в балете, так родилась «Спящая красавица». Спектакль посвятили также большому франкоману - императору Александру III. Таким образом, сверхидеей балета стало воспевание монархии – русской и французской; с художественной же точки зрения «одетая» в роскошные декорации и костюмы премьера – это гимн галантному веку. 

Создавая «Спящую красавицу» в Казани, мы стремились реконструировать идею И.А.Всеволожского с учетом современных возможностей и требований времени. В оформлении охвачена 100-летняя эпоха – от Людовика XIV  до Людовика XVI, от мушкетеров до Великой французской революции. Пролог и первое действие, то есть рождение и юность принцессы Авроры, проходят в период правления Короля-солнце, а второе действие – веком позже. За это столетие сменяется господствующий стиль: происходит переход от барокко с его пышностью и тяжеловесностью к изящному и легкому рококо, на смену тяжелым платьям и большим парикам приходят легкие ажурные наряды с множеством мелких деталей, аккуратные парики, мушки и шлейфы. 

Обращаясь к постановке Петипа-Всеволожского, необходимо принимать во внимание, что в конце 19 века в балете было не так много танца: солировали балерины, танцовщики в основном поддерживали их, не исполняя каких-то сложных движений, кордебалет и многие солисты были одеты совершенно нетанцевально – в настоящие ботфорты, тяжелые парики, плащи…  За прошедшие сто лет балетная культура изменилась, усложнилась, но усовершенствовались и художественные технологии.  Сегодня мы находимся в безусловно более выигрышном положении: используя современные ткани, можем создавать легкие костюмы, удобные для танца, при соблюдении исторически «правильных» силуэтов. Прогресс позволил нам максимально бережно сохранить идеи авторов спектакля: создать настоящую сказку, искрящуюся феерию.

Придумывая «одежду» спектакля, я изучал архитектуру Версаля, убранство его дворцов -  насыщенное и гармоничное одновременно. Меня поражает, как при обилии деталей в интерьерах его дворцов всегда соблюдена мера, создается удивительное равновесие, гармония. Еще одним источником вдохновения для меня стал знаменитый версальский цикл акварелей Александра Бенуа. Признаюсь, что в декорациях новой «Спящей» внимательный взгляд сможет найти отсылки к работам Бенуа. Декорации и костюмы выдержаны в акварельных цветах в традициях художников-мирискусников, при этом мы старается максимально точно передать стиль, уделяя внимание каждой мелочи. 

Большой, парадный, многосоставной спектакль «Спящая красавица» - это, безусловно, настоящий экзамен для театра, для всех его цехов и в первую очередь для балетной труппы. В художественном оформлении постановки мы стремились приблизиться к эталонам искусства и создать спектакль, воспитывающий вкус. Надеемся, что новая «Спящая красавица» увлечет зрителя, погрузит его в историческую эпоху и поможет почувствовать себя внутри ожившей сказки. 

Анатолий Нежный

***

Слово дирижера-постановщика

«Спящая красавица» - особенный балет в творчестве Чайковского. В этом сочинении он, с одной стороны, подчинил музыкальную канву всем требованиям балетного жанра, а с другой, сумел создать не прикладную – «под ножку» - партитуру, но совершенно выдающееся симфоническое сочинение. Гениальный симфонист, Чайковский преодолел все условности и начинил «Спящую» прекрасными темами, которые в разработке приобретают невероятную глубину, объем и масштаб. В балете есть эпизоды разного характера -  лирические, игровые, танцевальные. Мне посчастливилось однажды сыграть в Италии все три балета Чайковского в концертном исполнении с оркестром Мариинского театра. Не будучи скованным обязанностью взаимодействовать с артистами, я по-новому открыл для себя «Спящую красавицу». Это настоящая симфония, которую интересно слушать и без какого-либо «сопровождения» - танцевального или визуального. По моему мнению, музыкальная часть этого спектакля гораздо интереснее и глубже самого действия.

Для дирижера балет – часто особенно трудный жанр. Здесь нужно знать специфику танцевальных движений, чувствовать артиста, уметь идти навстречу, договариваться. Однажды я задал Плисецкой вопрос: что важнее в балете – музыка или танец? Великая балерина была категорична в ответе: МУЗЫКА. Музыка – та первооснова, из которой рождается танец, и с этим невозможно не согласиться. Я желаю зрителям, пришедшим на премьеру, в полной мере насладиться прекрасной музыкой Чайковского, немного побыть детьми и погрузиться в сказку, получить настоящее удовольствие от встречи с мастерством замечательных исполнителей!

Ренат Салаватов