КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: без «Турандот», но с лекцией и концертом

Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: без «Турандот», но с лекцией и концертом

20 ФЕВРАЛЯ 2024

Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: без «Турандот», но с лекцией и концертом

День 18 февраля на нынешнем Шаляпинском фестивале был запланирован как очень насыщенный событиями: в полдень в Национальной библиотеке – лекция в рамках образовательной программы, а вечером одновременно – опера «Турандот» Пуччини в театре имени Джалиля и концерт камерной музыки в Зале имени Сайдашева. К сожалению, по техническим причинам спектакль в театре был отменен. И я сосредоточился на двух событиях.

Начну с интересной и очень полезной с просветительской точки зрения лекции казанского музыковеда Лилии Салиховой, которая была посвящена истории Татарской оперной студии при Московской консерватории. Согласно указу Совета народных комиссаров ТАССР, что был подписан в 1934 году, т.е. ровно 90 лет, в Казани решено было воссоздать оперный театр в статусе Татарского Государственного, а для подготовки кадров и репертуара для будущего коллектива в том же году была открыта Студия. И вот группа из нескольких десятков талантливых счастливчиков отправилась из Казани в Москву, в консерваторию, чтобы заниматься не только изучением вокала, но и множеством предметов: фортепиано, историей музыки, актёрским мастерством, итальянским языком ­– вплоть до «науки» гримироваться и фехтовать.

Вскоре в Казани началось строительство нового театрального здания (дореволюционное здание городского театра сгорело в 1919 году). Стройка была прервана Великой Отечественной войной: здание было достроено и торжественно открыто в 1956-м году (первым спектаклем на этой сцене стала опера Назиба Жиганова «Алтынчеч»). А Татарский оперный театр открылся 17 июня 1939 года другой оперой Жиганова – «Качкын». В только что открытом театре на протяжении многих лет пели выпускники Татарской оперной студии при Московской консерватории – имена многих из них по праву вписаны в историю музыкальной культуры республики.

Побывав на лекции Лилии Салиховой в Национальной библиотеке РТ, начинаешь понимать, как в Казани хорошо знают историю своего театра, как гордятся ею. Театр и сегодня очень любим публикой – посещаемость его спектаклей одна из самых высоких в России (96-98%), и это не может не радовать.

Вечером 18 февраля под эгидой XLII Шаляпинского фестиваля состоялся концерт камерной вокальной музыки под названием «Два века классического романса». Заряд положительных эмоций достался слушателям от трёх артистов, выступавших в этот вечер, – Светланы Касьян, Венеры Протасовой и Дмитрия Скорикова.

В нынешние времена на концертных площадках Москвы и Петербурга вокальные вечера – большая редкость. Объяснить причину этого я не берусь, да и нет у меня такой задачи. А вот в программах Шаляпинских фестивалей в последние годы камерные вокальные концерты стали правилом, неотъемлемой частью. Такие вечера находят живой интерес публики, как это было и 18 февраля.

Надо заметить, что на нынешнем XLII Шаляпинском фестивале было два вокальных вечера, и оба – с программами романсов русских композиторов-классиков, причем, одна программа была абсолютно не похожа на другую. В концерте 18 февраля были и любимые, всем известные сочинения, но также прозвучал такой раритет, как Концерт для голоса Рейнгольда Глиэра в блистательном исполнении солистки театра им. Джалиля Венеры Протасовой. Одухотворённость этой певицы, ее сценическое обаяние, чистота колоратуры, детальная нюансировка исполнения приковывает внимание слушателей от первой до последней ноты. Браво, Венера!

Второй герой вокального вечера – бас Московского театра «Геликон-опера» Дмитрий Скориков. Он открыл концерт блоком романсов Глинки и Даргомыжского, требующих от певца, помимо голоса, ещё и актёрского дарования, что в полной мере есть у этого артиста. Пять романсов Свиридова на стихи разных поэтов, исполненные Скориковым во втором отделении, стали украшением всего вокального вечера.

Сопрано Светлана Касьян спела шесть очень известных романсов Чайковского, Рубинштейна и Рахманинова. Задача перед певицей стояла непростая – все выбранные ею сочинения являются сложнейшими в вокальной литературе, у каждого романса десятки аудиозаписей, есть с чем (и с кем) сравнивать... Светлана достойно исполнила свою программу и имела огромный успех у публики. Отметим, что концерт прошел практически при аншлаге.

В вечере приняли участие великолепные музыканты, артисты оркестра Татарского театра оперы и балета имени Джалиля – виолончелист Сергей Пономарёв и кларнетист Тимур Гильфанов. И, конечно, весь вечер за роялем была восхитительная пианистка и концертмейстер Алсу Барышникова.

Николай Рыбинский (Москва-Казань)