КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: «Севильский цирюльник»

Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: «Севильский цирюльник»

27 ФЕВРАЛЯ 2024

Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: «Севильский цирюльник»

«Он вечно тот же, вечно новый» – так сказал Пушкин о Россини. Эти слова, без сомнения, можно отнести и к одному из шедевров композитора – опере «Севильский цирюльник», прозвучавшей в рамках XLII Шаляпинского фестиваля 26 февраля.

Спектакль, поставленный в Татарском театре оперы и балета в 2023 году, – это уже четвертое (на моём веку) обращение театра имени Джалиля к упоительному (по словам Пушкина) Россини. Постановку осуществил итальянский режиссёр Джузеппе Морасси, он же выступил и как автор сценографии и костюмов. Дизайн сцены лаконичен: в первом действии – типичная севильская улица у дома Розины, а далее – большая гостиная с высокой антресолью и двумя боковыми лестницами, ведущими на неё. Если говорить об одежде актёров, то это, в основном, камзолы самых разных цветов и фасонов.

Морасси создал веселый, остроумный спектакль в лучших традициях итальянской оперы-буффа. В этой «шаляпинской» опере мало быть только хорошим певцом: каждому из артистов-персонажей нужно обладать ещё некой природной эксцентрикой, гротеском, чувством юмора, искусством импровизации… В спектакле 26 февраля пели те вокалисты, кто участвовал в постановочном процессе год назад: они проявили все свои лучшие качества. За дирижёрским пультом был музыкальный руководитель постановки итальянец Марко Боэми.

В заглавной партии выступил Эмиль Сакавов из Алматы. Партию Фигаро в опере Россини, как правило, поют лирические, легкие баритоны. Голос Эмиля ближе к лирико-драматическому, но с хорошей вокальной техникой (без нее цирюльника качественно не споёшь). К тому же Сакавов-Фигаро фактурен, красив и артистичен. В самом начале спектакля хорошо спетая им Каватина сразу же подкупила зрительный зал. Сакавов действительно был "Фигаро там, Фигаро здесь": ездил на самокате, легко взбирался на барьер оркестровой ямы... Актёрски, вокально и внешне Фигаро был безупречен, поэтому заслуженно, что Эмиль Сакавов имел самый большой успех у публики по окончании спектакля. Хотелось бы его послушать в какой-то другой опере…

В роли Розины была сопрано Михайловского театра Светлана Москаленко. Сценическое обаяние, вокальная техника, артистизм, чувство ансамбля – эти качества стали залогом её успеха у публики. Партию графа Альмавивы исполнил тенор Ярослав Абаимов из театра «Новая Опера», которого его хорошо знают в Казани и по спектаклям, и по концертам. Его Альмавива – с дивным голосом, колоратурой, он изящен и ярок во всех образах.

Меломаны, любящие оперу «Севильский цирюльник», конечно, знают, что в этой опере два баса: один «центральный» (Дон Базилио), а второй – буффонный (Доктор Бартоло). Первого пел солист Татарского театра оперы и балета и Большого театра Михаил Казаков, а второго – Дмитрий Скориков («Геликон-опера»). Назвать Дмитрия буффонным басом (есть такая специализация) я бы не решился, но его артистические и голосовые возможности, техника позволяют успешно петь и такие партии-роли, что он и доказал в очередной раз. Михаил Казаков выступил на нынешнем фестивале в 5 абсолютно разных по характеру и стилистике ролях-партиях – Сусанин, Борис Годунов, Рамфис, Гремин и Базилио. Это всё шаляпинский репертуар! В какой бы роли Казаков ни выходил на сцену – он всегда убедителен и органичен; и в трагических, и в гротесковых партиях он имеет грандиозный успех у публики. Так было и на этот раз.

Дирижер Марко Боэми давно сотрудничает с театром им. Джалиля. Его в Казани хорошо знают, любят, публика его появление на подиуме встречает бурными овациями, а иногда, бывает, даже прощает ему некоторые «издержки производства». «Севильский цирюльник» прошёл под управлением маэстро ярко, все нюансы в партитуре были рельефны, особенно у струнных, а солирующие деревянные духовые инструменты точно следовали указаниям рук маэстро. Ансамбли были хорошо выстроены, что в жёстких фестивальных условиях сделать непросто – это достойно похвалы. Виртуозно проявил себя в спектакле мужской хор театра им. Джалиля, внесший свою лепту в триумфальный успех всего спектакля.

Программа оперных спектаклей XLII Шаляпинского фестиваля завершена, впереди – два гала-концерта.

Николай Рыбинский (Москва-Казань)