КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 38-го Нуриевского фестиваля: «Лебединое озеро»

Дневник 38-го Нуриевского фестиваля: «Лебединое озеро»

13 МАЯ 2025

Дневник 38-го Нуриевского фестиваля: «Лебединое озеро»

Едва отгремел праздничный салют по случаю 80-летия Великой Победы, как эстафету праздника подхватил XXXVIII Нуриевский фестиваль. Лауреат приза «Душа танца» – главной профессиональной награды России – фестиваль инициирован и проводится Министерством культуры Республики Татарстан и Татарским академическим государственным театром оперы и балета имени Мусы Джалиля при поддержке Раиса Республики Татарстан.

Танцевальный форум, растянувшийся на две майские декады, начался с премьеры. Да, у «Лебединого озера» (11-12 мая) в постановке Владимира Васильева практически премьерные показы. Два презентационных спектакля прошли в Казани в апреле, один был дан на Исторической сцене Большого театра, и вот спектакль вернулся на родную сцену, ознаменовав начало традиционного казанского праздника танца.

Перед спектаклем со вступительным словом – как всегда содержательным – выступил профессор Сергей Коробков (Москва). Если казанских артистов справедливо назвать виртуозами танца, то Коробков ничуть не уступает им в умении «закрутить» фразеологические конструкции.

Новая версия «Лебединого озера» прошла под знаком двух юбилеев – 185-летия со дня рождения П.И. Чайковского и 85-летия народного артиста СССР В.В.Васильева. Идея балета не отпускает балетмейстера многие годы. К воплощению замысла Владимир Викторович возвращается снова и снова, ныне – уже в третий раз. В 1996 году он выпустил спектакль Большом театре, но, как говорит автор, «неизменное стремление так взаимодействовать со зрителем заставляет постоянно искать новые штрихи в уже найденном прежде».

В казанском спектакле у Васильева триединая роль: автора либретто (по мотивам сценария В.Бегичева, В.Гельцера и М.Чайковского), хореографа-постановщика (сохранившего золотые страницы хореографии Л.Иванова и М.Петипа) и художника-постановщика (в оформлении спектакля использованы эмоциональные акварели В.Васильева).

…Маэстро Андрей Аниханов взмахнул ладонями, как крылами, и музыка полилась. Спектакль начинает пролог, который раскрывает зрителям историю Принцессы, подвергнутой злым чарам Ротбарта. В первой картине зрители оказываются свидетелями веселья Принца и его беззаботного друга Бенно в окружении пейзан. Наследуя традиции Петипа, Васильев вводит в жанровую хореографическую живопись детей, но в отличие от великого предшественника, даже усложняет танцевальную задачу для юных артистов. Еще одним «усилением» сюжетной канвы стало рельефное выражение безответной любви Ротбарта к Одетте. Такова причина преследования волшебником несчастной девушки, а вовсе не проявление «вселенского» зла в этом черном существе.

Исполнители живо откликнулись на замысел Васильева и убедительно его воплощают танцевальными и актерскими средствами. Кристина Андреева-Захарова в роли Одетты-Одиллии – мастер, умело интонирующий танец в диапазоне от задушевной лирики до холодной властности, победительной царственности и безжалостного коварства. Принц Зигфрид Вагнера Карвальо – романтический герой, чуткий по отношению к партнерше. Его антипод Ротбарт – сумрачный и таинственный в интерпретации Ильнура Гайфуллина. Олег Ивенко в образе заводилы Бенно так и хлещет темпераментом, с удовольствием покоряя сложные вращения и прыжки. Во второй день исполнительский состав главных персонажей обновился лишь новым исполнителем роли Бенно. Алексей Помыткин, относительно недавно приглашенный в казанскую труппу художественным руководителем балета В.А.Яковлевым, создал яркий образ, обаятельного, жизнерадостного юноши.

Фестивальный корабль спущен на воду и пустился в счастливое плавание.

Александр Максов