КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 38-го Нуриевского фестиваля: «Анюта»

Дневник 38-го Нуриевского фестиваля: «Анюта»

16 МАЯ 2025

Дневник 38-го Нуриевского фестиваля: «Анюта»

Балет «Анюта» в постановке Владимира Васильева без преувеличения можно назвать хореографической жемчужиной. «Как можно по Чехову балет поставить?» – когда-то вопрошали зрители-скептики, спектакля не видевшие. Конечно, побывав в театре или посмотрев телевизионный балет студии «Ленфильм», они мнение резко меняли. Да, сначала персонажи чеховского рассказа «Анна на шее» затанцевали под музыку Валерия Гаврилина на экране – и лишь потом взошли на театральные подмостки.

Балета «Анюта» композитор, не жаловавший хореографического искусства, не писал – партитура была составлена из разных его произведений. Тем не менее спектакль оказался абсолютно «чеховским», он убедительно раскрыл характеры героев и атмосферу провинциальной России эпохи Александра III. Любопытный факт: премьера сценической версии балета состоялась на сцене неаполитанского театра Сан-Карло, и лишь несколько месяцев спустя спектакль был презентован в Большом театре. «Анюта» совершила победное шествие по сценам многих отечественных театров. Сегодня она идет в Большом и Мариинском театрах, в Казани, Воронеже, Перми, Йошкар-Оле…

Нуриевский фестиваль не впервые включает этот балет в свою афишу. 14 мая в рамках 38-го фестиваля главные роли в «Анюте» исполнили гости из Мариинского театра: Анюта –Рената Шакирова, Модест Алексеевич – Максим Изместьев, Петр Леонтьевич – Максим Зюзин, Студент – Алексей Тимофеев. В роли Артынова выступил Михаил Лобухин (Большой театр). Состав поистине царский! В безупречных сложнейших поддержках соревновались друг с другом мастера дуэта Алексей Тимофеев и Михаил Лобухин. Михаил увидел и передал Артынова самоуверенным и нагловатым уездным снобом, лишенным сантиментов. Это новый хозяин жизни, берущий у нее всё, чего пожелает.

Противоположность ему – Петр Леонтьевич. Максим Зюзин рисует портрет малодушного русского интеллигента, сентиментального и трогательного. Отнюдь не старый, но уже сломленный жизненными невзгодами, он сохранил пыл молодости. Человек по натуре игривый, он жаждет жизнерадостных мгновений, старается скинуть груз печали и легко пускается в шумную возню с собственными детьми. Он радуется женскому вниманию, а подогретый спиртным, способен на балу заключить красотку в решительные объятия.

Модест Максима Изместьева – беспринципный и безнравственный чинуша-лизоблюд. Перед Его Сиятельством (Артем Белов) он сгибается в три погибели, отводя глаза, чтобы не встретиться взглядом, который не дай бог начальнику истолковать как дерзость подчиненного.

Анюта Ренаты Шакировой – женщина с чертовщинкой. Артистка убедительно передает трансформацию героини из скромной бесприданницы, жертвующей чистой любовью под напором обстоятельств, до женщины, пустившейся во все тяжкие. Призывно вытянутая нога с задиристо сокращенной стопой перед лицом воздыхателя – прямая провокация. Шакирова выразительна в энергичном танце и детально продуманной актерской игре. Лишь мимолетный взгляд на удаляющегося с другой женщиной бывшего возлюбленного передает чувства, вспыхнувшие в каменеющей душе Анюты...

Спектакль, прошедший под управлением маэстро Рената Салаватова, не только опять взволновал, но и заставил задуматься, породил философские размышления о человеческом выборе и судьбе…

Александр Максов