Дневник 38-го Нуриевского фестиваля: «Война и мир» Донецкого театра оперы и балета
02 ИЮНЯ 2025

Программу XXXVIII Нуриевского фестиваля 30 и 31 мая завершили показы спектакля «Война и мир» Донецкого театра оперы и балета.
Перед началом спектаклей несколько слов об участии театра в фестивале и истории создания балета рассказали художественный руководитель Донбасс оперы Вадим Писарев и министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Константин Иванов. Выход К.А.Иванова на сцену не случаен: в спектакле, помимо балета, оркестра и хора Донецкого театра, заняты также артисты Марийского театра оперы и балета имени Эрика Сапаева.
Работать над постановкой «Войны и мира» хореограф Андрей Петров начал заблаговременно. Тема ему близка и волновала. Первым приближением стал балет «Наполеон Бонапарт» на музыку Тихона Хренникова, премьера которого состоялась 3 октября 1995 года в театре «Кремлевский балет». Литературной основой балета послужили исторические хроники. В случае «Войны и мира» одноименный роман вдохновил либреттистов Виктора Добросоцкого и Андрея Петрова. Правда, творческая мысль балетмейстера неслась впереди: хореография рождалась раньше, чем сюжет фиксировался на бумаге. В качестве партитуры использована музыка, написанная композитором Вячеславом Овчинниковым для известного фильма Сергея Бондарчука. Эмоциональное воздействие музыки (дирижер – Юрий Парамоненко) усилило участие хора (главный хормейстер – Людмила Стрельцова). «Получились замечательные сцены, например – видение Наполеона, когда он принимает ключи от Москвы. Мне эта сцена очень нравится. Война, сам рок войны показан в этой постановке как персонаж, который взаимодействует с главными героями от Наполеона до Наташи Ростовой, и это тоже – замечательные моменты», – говорит худрук театра Вадим Писарев.
История создания балета необычна. Изначально предполагалась кооперация двух балетных трупп – «Кремлевского балета» и Донецкого оперного театра. Работа закипела в Москве, куда прибыли донецкие танцовщики. Однако далее события развивались трагически: творчество Андрея Борисовича прервалось вместе с его жизнью в апреле 2023 года. Теперь на долю соратников балетмейстера легла ответственность завершить прерванную работу. Образ спектакля уже был в основном сформирован, хореографические номера поставлены. Вадиму Писареву осталось устранить шероховатости в композиционных связках, добиться ритмической четкости и драматической выразительности мизансцен, отработать художественный свет. В рождении и спектакля значительную роль сыграл продюсер Айдар Шайдуллин, добившийся гранта Президентского фонда культурных инициатив на его реализацию.
Для понимания происходящего на сцене людям, знакомым с романом Толстого, не требуется чтения либретто. События и персонажи «Войны и мира» легко угадываются. Вот – битва при Аустерлице, раненый Болконский лежит под знаменем, а на его «прекрасную смерть» смотрит Наполеон. Вот – Безухов стреляется с Долоховым, и сам не рад своей неожиданной победе. А тут – на котором Болконский танцует с Наташей Ростовой. Героиня Анны Вальчик (Наташа) получилась девушкой нежной, но волевой. По спектаклю артистке приходится танцевать с разными партнерами, и каждый дуэт она наделяет собственной интонацией. В интерпретации образа Княжны Марии Виктория Губрий акцентирует тихую покорность, дочернюю преданность. А Элен Курагина Дарьи Радковской предстает роскошной, но циничной женщиной.
Роман Белгородский (Андрей Болконский) рисует портрет настоящего русского офицера – храбреца и человека чести. Николай Жучков (Пьер Безухов) создает образ бесхитростного и благородного человека с мягким характером. В спектакле много исторических персонажей: Фельдмаршал Кутузов (Артем Васильев), Наполеон Бонапарт (Константин Якивец), Багратион (Алексей Литовко), Барклай де Толли (Денис Алифанов), Александр I (Максим Вальчик). Но есть и образ-метафора – Война (Дарья Донцова). Танцующие артисты и исполнители возрастных ролей – Мирослав Грабовский (Князь Николай Андреевич Болконский), Денис Алифанов (Граф Безухов) передали нужные эмоции, убедив зрителя в напряженности сюжетных коллизий.
Война собрала свою страшную жатву, но спектакль завершает дуэт мира и любви – это символично.
Александр Максов