Дневник 38-го Нуриевского фестиваля: «Грек Зорба»
27 МАЯ 2025

Балет «Грек Зорба» увидел свет рампы в 1988 году. То была постановка балетмейстера Лорки (Леонида) Леонидовича Мясина – сына прославленного танцовщика и балетмейстера дягилевских «Русских сезонов» – по роману Никоса Казандзакиса. Греческий писатель-философ рассказал историю двух мужчин: грека Зорбы и приехавшего на землю Эллады чужестранца Джона. Они подружились, оба потеряли любимых женщин, но свои личные трагедии смогли преодолеть благодаря взаимной поддержке и… самозабвенному, страстному танцу. Именно танец, напитанный энергией и духом древней земли, как защитный механизм, сублимирующий негативные эмоции, оказался способен придать сломленным невзгодами людям безграничное мужество и несгибаемую волю к жизни.
На творческом счету Лорки Мясина свыше 50 постановок, однако «Грек Зорба» выделен автором как самый любимый и важный. Мясин ставил балет, имея опыт работы со многими выдающимися хореографами-современниками, в том числе Морисом Бежаром, Джорджем Баланчиным и Джеромом Роббинсом. После триумфальной премьеры на грандиозной Arena di Verona спектакль на музыку Микиса Теодоракиса был поставлен в более чем 20 театрах мира. Казанская же презентация 2024 года оказалась первой и пока единственной постановкой нашумевшего балета в России.
Казанский спектакль впечатляет масштабом. Монументальные декорации художника Виктора Герасименко делят сцену на два уровня. На верхнем – колоссальные фигуры кариатид портика Эрехтейона афинского акрополя. У ног кариатид люди кажутся маленькими, а их поступки ничтожными перед величием Вселенной. Позади простирается небо с нависающим диском луны. Благодаря компьютерной графике Дмитрия Шамова на арьер-экране появляются мириады звезд, горы, бурлящие морские волны. Картины природы «отыгрывают» эмоциональные всплески и умиротворяющие затухания воспаленного сознания героев.
На верхнем уровне и лестницах по бокам сцены расположен хор, словно шагнувший в наши дни из времен античного театра. Здесь же, сменяя друг друга, появляются певицы Эльмира Калимуллина и Алина Шарипжанова – alter ego главных женских балетных образов. Внизу ограниченные каменной стеной подмостки превращены в арену человеческих столкновений, переживаний, вражды и ненависти. Обычная ревность подогревает злобу пещерных мракобесов, которые забивают камнями женщину, нарушившую представления соплеменников о нравственности. Но здесь есть также место эмпатии, возвышенным и благородным человеческим чувствам.
Высокая плотность хореографии, насыщенной фольклорными интонациями, расцвеченной красками неоклассики и модерна, создает напряженную атмосферу. Спектакль побуждает думать о том, на какой ступени стоит каждый человек между небом и адом. Например, адский огонь горит в глазах Манолиоса, который стал причиной гибели Марины. Эту роль в спектакле 26 мая в рамках XXXVIII Нуриевского фестиваля блистательно исполнил Наиль Салеев. Роль Марины с драматическим пылом ведет пластически абсолютно свободная Кристина Андреева-Захарова. Если Кристина рисует бунтарский характер Марины, то Александра Елагина трогательно проживает тихое угасание Мадам Ортанс.
Волнуемым ветром любовных иллюзий предстает Джон Ильнура Гайфуллина. Потеряв любимую, он стремится заменить утраченное новой жизненной верой. Идеальный по форме, широкий и свободный танец артиста эту веру утверждает. До мозга костей проникнут витальностью Зорба премьера Большого театра Игоря Цвирко. Сегодня он вновь встретился со своим героем, повторив премьерный спектакль 2024 года. И это повторение полыхнуло экспрессией, рожденной артистическим вдохновением танцовщика. Цвирко купается в роли. Он как пружина взвивается в воздух, его жест широк и предельно выразителен, актерская игра абсолютно естественна.
Публика оценила всех и вся. Снова и снова артисты бисировали, а в один момент даже разыграли живую сценку. Маэстро Андрей Аниханов увлек протагониста действа Цвирко на мостик над оркестровой ямой и, показав несколько дирижерских приемов, отвел руку. Игорь продолжил уже самостоятельно с тем, чтобы спустя несколько тактов, вновь вернуться в привычную танцевальную стихию, запечатлев в глазах и сердцах зрителей стенобитный двойной saut de basque.
Александр Максов