Дневник 38-го Нуриевского фестиваля: «Дон Кихот»
29 МАЯ 2025

Балет «Дон Кихот» основан на романе Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», однако несмотря на название, не претендует на детальное следование литературному первоисточнику. Премьера балета «Дон Кихот» в 4 актах и 8 картинах состоялась в московском Большом театре 14 декабря 1869 года. Сценарий и хореографию сочинил Мариус Петипа, музыку написал штатный балетный композитор Императорских театров Людвиг Минкус. Получилась веселая, энергичная постановка, которая перенесла зрителя в солнечную Испанию. Забавный сюжет, мелодичная музыка Минкуса и жизнерадостная хореография создали ощущение настоящего праздника.
Неслучайно «Дон Кихот» является одной из самых популярных балетных комедий. Он известен своими яркими костюмами, темпераментными танцами с использованием кастаньет. В балете много запоминающихся персонажей, таких как тореадоры, цыгане и горожане, что делает историю еще более колоритной.
Балет отнюдь не считали неприкосновенным. К нему добавляли одни танцы и убирали другие, новые исполнители демонстрировали свою виртуозность в обновленных вариациях. Пожалуй, самая известная постановка принадлежит балетмейстеру Александру Горскому (1900).
Когда к «Дон Кихоту» в 2015 году обратился художественный руководитель татарского балета Владимир Яковлев, он также привнес в спектакль «эксклюзивность», усилившую драматургию некоторых сцен. Комичный Гамаш Акжола Мусаханова впервые в истории нашел невесту – Трактирщицу Дианы Зариповой; непростые перипетии раскрылись в судьбе несчастной Цыганки в исполнении Лады Старковой (Цыганский танец на музыку В. Желобинского заново поставлен В. Яковлевым). Появилось в спектакле и подлинное фламенко в исполнении Анны Федоровой.
Балет «Дон Кихот» – это парад артистов, демонстрирующих свое мастерство: кордебалет предстает здесь в безудержном площадном ликовании и выстраивается в строгие узоры академизма, многочисленные солисты – в различных артистических амплуа и, наконец, в фокусе зрительского внимания оказываются исполнители двух главных партий, требующих искусства высшей пробы.
Лицо спектакля, прошедшего в рамках 38-го Нуриевского фестиваля 28 мая, определили интерпретаторы игровых ролей: величавый и размеренный Глеб Кораблев (Дон Кихот), неистощимый на выдумки и эскапады Фаяз Валиахметов (Санчо Панса). Денис Исаев сыграл сурового отца Китри. Алина Фейзрахманова дебютировала в образе роскошной Мерседес. Еще одной дебютанткой стала Юлия Басалаева, исполнившая с Антоном Полодюком зажигательное фанданго. В сфере классики обратили на себя внимание Дина Набиуллина и Екатерина Федотова (подруги Китри и вариации в Grand pas), Лана Халимова (Амур).
Отдавая должное казанским артистам, скажем, что главным событием фестивального «Дон Кихота» стали, естественно, гости. Красавец Артур Мкртчян из Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в образе темпераментного Эспады заявил о своем мужском обаянии в полузагадочной сдержанности бесстрашного народного любимца.
В балетном театре неблагоприятные обстоятельства нередко нарушают планы организаторов, вызывая излишнее волнение. Так случилось и на этот раз, когда две Алины – Каичева и Липчук – из театра «Кремлевский балет» своевременно не смогли прибыть в Казань и участвовать в массовой репетиции накануне выступления. Благо, до города они все же добрались, хотя пришлось буквально перед спектаклем сверить мизансцены и прощупать пол.
Алина Каичева имеет все необходимое для партии Уличной танцовщицы: артистизм, темперамент, благородную манеру, чувство позы и отличную технику. Ее страстные взгляды, брошенные в сторону победителя корриды, и чувственные прикосновения к нему создавали выразительный портрет женщины, знающей уловки обольщения. Алина Липчук (Повелительница дриад) естественно смотрелась в аллегорической сцене «Сон Дон Кихота», сохраняя академическую чистоту танца.
Казахский театр «Астана Опера» представляли Шугыла Адепхан (Китри) и Бахтияр Адамжан (Базиль). Миниатюрная балерина, выглядящая подростком, очень мила. Можно было подумать, что по амплуа Адепхан – ingénue, если бы не желание этой малышки Китри манипулировать воздыхателем: слегка капризничать, хмуриться, пытаясь равнодушием разжечь ревность. Крепкие пуанты и волевой балеринский характер позволили артистке праздновать победу в стремительных fouetté, усложненных двойными оборотами. Танец Адамжана рожден душевным порывом, в нем избыточная техника вращений, разножек и мощных ударов одной ноги о другую в полете (cabriole) подкреплена юношеской бравадой и актерским бурлеском. Для «Дон Кихота» – это самое желанное свойство.
Александр Максов