Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Золотая Орда» и встреча с Л.Мясиным
19 МАЯ 2024
Балет «Золотая Орда», относящийся к эксклюзивам театра имени Джалиля, был поставлен в 2013 году. Он и по сей день очень притягивает публику: ей нравится масштаб постановки, в которой задействованы кордебалет, мастера сцены, хор театра. Интрига сюжета и трагические перипетии судьбы героев неизменно отзываются в сердцах зрителей.
В основу либретто народного поэта Татарстана Рената Хариса положена история несчастной любви дочери хана Токтамыша Джанике и сына его военачальника Мурзы – Нурадина. Их возможное счастье разрушает коварный властолюбец Визирь. Он также влюблен в Джанике, а приблизиться к трону старается, посеяв раздор между Токтамышем и Мурзой. Спасая жизнь, Мурза бежит в Самарканд за помощью к эмиру Тимуру (Тамерлану). Иноземцы разоряют родную для Токтамыша и Мурзы страну, в горниле войны гибнет влюбленная пара.
Идея создания балета на тему Золотой Орды оказалась близка композитору Резеде Ахияровой, которая не раз признавалась в искреннем интересе к истории татарского народа. Хореограф Георгий Ковтун умело воплотил партитуру, соединившую эпические сцены боев, томные мелодии дворцовых развлечений и чувственные эпизоды лирических дуэтов. Философские метафоры балетмейстера, который ввел в число реальных персонажей Дух хана Батыя, поддержаны композитором звуками стонущими, почти мистическими. Дух Батыя (Михаил Тимаев) тянет арбу судьбы, вызывая размышления о человеческом тщеславии, алчности, подлости и бремени власти.
Конечно, артистам, непосредственно работавшим с балетмейстером-постановщиком, было несколько легче углубиться в образы своих персонажей. 17 мая в спектакле «Золотая Орда», прошедшем в рамках XXXVII Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева, яркое искусство вновь продемонстрировали опытные мастера Кристина Андреева и Олег Ивенко, хорошо знакомые с партиями. Джанике-Андреева безмятежно и радостно танцует с подругами. Любимая дочь правителя, она тоже нежно любит отца, послушна его воле. С появлением Нурадина скромная восточная девушка пытается скрыть душевное волнение, но чувства берут верх. Дуэт с молодым красавцем олицетворяет восторг юного сердца, надежду на счастье с избранником. Нурадин-Ивенко полон молодых сил. Лиричный в диалогах с Джанике, он во всем проявляет мужество и благородство. Характером Нурадин несгибаем: не приемлет того, что противно его морали, честности, порядочности. Эти свойства характера героя артист выражает технически уверенным танцем.
В образе коварного Визиря премьер театра Вагнер Карвальо вышел на сцену лишь во второй раз. Для того, чтобы помочь танцовщику раскрыть нюансы партии, был специально приглашен первый исполнитель роли Визиря – Нурлан Канетов. Совместная работа наставника и ученика принесла плоды. Визиря Карвальо сотрясает желание власти, он до судорог жаждет расположиться на троне, а заодно и заполучить красавицу Джанике. Танцовщик постиг разнообразную пластику своего персонажа: он то распластывался на земле, подобно отвратительному пресмыкающемуся, то расправлял крылья, словно хищная птица.
Органичный ансамбль составили Максим Поцелуйко (Токтамыш), Антон Полодюк (Мурза), Глеб Кораблев (Тимур). Украшением спектакля стал номер «Павлины» (солисты Каролина Заборне и Ильнур Гайфуллин) и Восточный танец в исполнении Олеси Пичугиной. В спектакле приняли участие артисты хора театра, дирижировал балетом маэстро Ренат Салаватов.
В отличие от других фестивальных спектаклей, балет «Золотая Орда» «поднят» исключительно собственными силами. Этот спектакль вообще не знал приглашенных артистов и никогда не показывался за пределами Казани. Однако нет сомнения, что в случае показа на гастролях спектакль произвел бы фурор.
***
Помимо программы спектаклей, в рамках Нуриевского фестиваля продолжаются мероприятия образовательной секции. Если Круглый стол, о котором мы писали ранее, был адресован профессионалам, то на творческую встречу с Леонидом Мясиным – балетмейстером-постановщиком спектакля «Грек Зорба» – пригласили всех желающих. Встреча состоялась в Музее Горького и Шаляпина. Модератор Жанна Мельникова в своем кратком вступлении представила Леонида (Лорку) Леонидовича и несколькими вопросами задала тон диалога. Затем последовали вопросы «из зала». Зрителей интересовало всё: как рождалась и зрела идея постановки спектакля, как Мясину работалось с казанскими танцовщиками? Был и такой вопрос: «Какое место в России балетмейстер, выражающий свою «русскость», мог бы называть любимым?»
Отвечая на вопросы, Л. Мясин рассказал о семье, о том, какое влияние оказал на него отец. Главным в жизни Леонида Федоровича Мясина было искусство, творчество, на котором он был всецело сосредоточен. Первый московский балетмейстер, уехавший вместе с Дягилевым за рубеж, Л.Ф. Мясин так никогда и не вернулся в Россию. Не знают здесь и его спектаклей. Правда, некоторое время назад Лорка Мясин перенес на сцену Большого театра три балета отца – «Предзнаменование», «Треуголку» и «Парижское веселье». Впрочем, надежды пополнить это небольшой список у Лорки Мясина остаются.
Мечтает Лорка Леонидович показать в России и другие собственные постановки, ведь в его творческом багаже их немало. А вот назвать какое-то место в России, где он хотел бы остаться, герой встречи не решился. Главное, как он отметил, оказаться на русской земле.
После завершения встречи состоялась импровизированная фотосессия с Л.Л.Мясиным, раздавшим автографы наиболее инициативным слушателям.
Александр Максов