Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Спящая красавица»
16 МАЯ 2024

Программу XXXVII Международного Нуриевского фестиваля 15 мая продолжила «Спящая красавица» Чайковского-Петипа – балет, который является одной из непревзойденных вершин мирового хореографического искусства.
Идеологом создания «Спящей красавицы» был директор Императорских театров Иван Всеволожский, который помимо своей высокопоставленной службы занимался литературой и прославился как яркий театральный деятель своего времени. Всеволожский был ценителем французской культуры и восхищался веком «короля-солнца» Людовика XIV. Вместе с балетмейстером Мариусом Петипа Всеволожский занялся написанием либретто для постановки; увлеченный работой, он даже стал рисовать эскизы костюмов действующих лиц.
В царской России на императорском балете не экономили. Спектакли были пышные, великолепные, привлекались лучшие художники и композиторы. Роскоши добавляли амбиции балерин: знаменитая Матильда Кшесинская умудрялась даже в роли нищей танцовщицы Эсмеральды надевать на себя бриллианты. На возражения режиссеров она отвечала, что раз уж публика ходит смотреть на неё, Кшесинскую, то она должна радовать публику всеми возможными средствами…
Всеволожский задумал парадный спектакль, спектакль-феерию, где сверкает всё: декорации, костюмы артистов, музыка и хореография. Сочинение музыки было предложено Петру Ильичу Чайковскому. Всеволожский и Петипа предоставили ему точный, рассчитанный по тактам и снабженный комментариями по характеру и настроению музыки план балета. Чайковский работал с увлечением; в письме к своей покровительнице Надежде фон Мекк он писал: «Мне кажется, что музыка этого балета будет одним из лучших моих произведений. Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечён и писал с той теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения».
Гениальной музыке Чайковского соответствовала и гениальная хореография, которую Петипа сделал очень логичной и выразительной. Включив самые разные по характеру и жанрам танцы, Петипа превратил «Спящую красавицу» в подлинную энциклопедию русского балета. Свадьбу Авроры и Дезире Всеволожский задумал как умопомрачительную. Он решил позвать в гости к королю команду фей Драгоценностей – Серебра, Золота, Сапфиров и Бриллиантов, а также героев чуть ли не всех сказок Перро: принцессу Флорину и Синюю птицу, Кота в сапогах и Кошечку, Волка и Красную Шапочку. И каждая пара являлась со своим танцевальным дуэтом…. Юрий Григорович в своей постановке «Спящей красавицы» ввел дуэт Золушки и принца Фортюне. А постановщик казанского спектакля, художественный руководитель балета театра имени М.Джалиля Владимир Яковлев, очень изобретательно поставил дуэты Кошечки с Котом и Красной шапочки с Волком. Роль Красной шапочки Владимир Алексеевич доверил ученице 4-го класса Казанского хореографического училища Анисе Хуснутдиновой. Воспитанники училища также участвовали в Вальсе 1 акта, оставив прекрасные впечатления.
В спектакле 15 мая были заняты лучшие силы театра. Прекрасны кордебалет, солисты Екатерина Ледачкова, Екатерина Федотова, Анастасия Власова, Анна Альтергот, Лана Халимова, Лада Старкова, Диана Андронова. Фею Карабос (Олеся Пичугина) балетмейстер поставил на пуанты. А роль кавалеров Авроры и вовсе досталась ведущим солистам театра: Ильнуру Гайфуллину, Михаилу Тимаеву, Антону Полодюку и Салавату Булатову.
Бесспорно, главным событием этого вечера стало участие гостей – солистов ведущих театров России. В рas de deux Принцессы Флорины и Голубой птицы порхали Галина Гармаш (Театр классического балета Н.Касаткиной и В.Василёва) и Иван Сорокин (Большой театр). Артисты очень подошли друг другу (в этом есть и заслуга исполнительного продюсера фестиваля Айдара Шайдуллина). Оба очень обаятельные, они гармонировали фактурами: миниатюрная Гармаш сама «щебетала» танцем, призывая любимого. Сорокин без усилий возносил партнершу в верхних поддержках. Обладатель завидных физических данных, он действительно «летал» над сценой прекрасной сказочной птицей, сохраняя безупречную графику линий, будь то динамичные pas de chat (воздушные «шпагаты»), jeté entrelace («перекидные») или четкий каскад «стригущих» воздух entrеchat six.
Создавая образ Феи Сирени – носительницы добра и света, Анна Тихомирова (Большой театр) уняла свой пламенный природный темперамент, но сохранила требуемую образом царственность манеры и «стальные пуанты». Большое впечатление произвели выразительный певучий корпус артистки, мягкие пластичные руки, красивые гравюрные позировки, наполненные музыкой.
Представители Мариинского театра – первая солистка Мария Ильюшкина и премьер труппы Тимур Аскеров – исполнили главные партии. Аврора Ильюшкиной –настоящая французская принцесса: благовоспитанная, доброжелательная ко всем окружающим. Ее «послушный волшебному смычку» танец подобен чистописанию. При всей изысканной лиричности балерина может сверкнуть эффектным движением, например, мгновенно оторвавшись от поддерживающей руки партнера, застыть на одном пуанте в поэтичной летучей позе arabesque или сделав изящный preparation, резко прочертить по всей площадке сцены широкий круг tours piqués.
Грацию Ильюшкиной выгодно оттенила благородная мужественность Аскерова. Высокий, статный, с красивыми стопами, он прекрасно владеет телом. Рост не помеха четкости его двойных cabrioles (ударов одной ноги о другую в воздухе), динамичным упругим прыжкам (grand jetés en tournant), прекрасным по форме, как и партерные вращения.
Гости не просто украсили спектакль, но и вошли в него органично, в том числе и благодаря внимательному отношению дирижера Рената Салаватова, проведшего спектакль.
Александр Максов