КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Грек Зорба» и круглый стол

Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Грек Зорба» и круглый стол

14 МАЯ 2024

Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Грек Зорба» и круглый стол

Российской премьерой культового балета «Грек Зорба» открылся в Казани XXXVII Международный Нуриевский фестиваль. Спектакль поставил Леонид (Лорка) Мясин – сын выдающегося русского хореографа Леонида Мясина.

Лорка Мясин родился в 1944 г. в Нью-Йорке. Он учился у Ива Брие, Виктора Гзовского и своего отца, оказавшего существенное влияние на его профессиональное становление; в дальнейшем сотрудничал с Баланчиным, Бежаром и Роббинсом. Лорка Мясин осуществил свыше пятидесяти постановок балетов и музыкальных спектаклей. Среди театров, приглашавших его на постановки, – Американский балетный театр (АБТ), нью-йоркская Метрополитен-опера, Джоффри балет (Чикаго), Королевский балет Ковент-Гарден, Королевский Датский балет, миланский театр Ла Скала, Римская опера, театр Массимо (Палермо), венецианский театр Ла Фениче, неаполитанский Сан-Карло, генуэзский Карло Феличе, Парижская национальная опера, Гамбургская опера, варшавский Большой театр, Софийская народная опера...

Мясин живет за границей, но по его словам, сказанным журналистам на предварившем спектакль пресс-подходе, очень тяготеет к России. Во всяком случае, его русский язык превосходен. Впервые он поставил «Грека Зорбу» с музыкой Микиса Теодоракиса в 1988 году в Италии. Тогда балет «Грек Зорба» покорил зрителей многотысячной Arena di Verona, и с тех пор пережил около двух десятков возобновлений в различных уголках мира. Сам Леонид Леонидович не считает эту работу наиболее значительной в его биографии, однако именно она принесла балетмейстеру громкое имя. В дальнейшем «Грек Зорба» был поставлен в театрах Лодзи, Рима, Варшавы, Афин, Софии, Познани, Турина, Вильнюса, Одессы, Киева, Астаны и неоднократно показывался на различных международных фестивалях. Его посмотрели зрители более двадцати стран.

Если площадка мировой премьеры – открытый греческий амфитеатр, то в Казани хореографическая мистерия развернулась под колосниками театра имени Мусы Джалиля, Замкнутость пространства не сказалась негативно благодаря корректному использованию сценического освещения и видеопроекций (художник по свету Денис Солнцев, компьютерная графика – Дмитрий Шамов). Художник-постановщик Виктор Герасименко установил двухуровневые декорации, ассоциирующиеся с оригинальной архитектурой древней Эллады. По краям сцены разместились три огромные кариатиды, словно перенесенные из Акрополя, с портика храма Афины – зрелище очень пышное! Ступени широких лестниц у обеих кулис были отданы артистам хора (хормейстер – Юрий Карпов). Как и в седой старине, хор будет комментировать ситуацию, усиливая и передавая в зал эмоциональное волнение происходящего (музыкальный руководитель постановки и дирижер – Андрей Аниханов).

В основе спектакля лежит конфликт между патриархальными законами и эволюционирующим в современном ключе мышлением. Парадоксом становится и сочетание христианского смирения и агрессии, которую вера не исторгла из людских сердец. По-разному отразили философский посыл спектакля и образов героев исполнители главных партий. 12 мая в роли Зорбы дебютировал премьер Большого театра Игорь Цвирко, который, по его словам, с волнением ждал выхода на сцену. Это чувство артиста понять можно, поскольку легендой стало имя первого создателя балетного образа Зорбы – Владимира Васильева. Цвирко мобилизовал весь свой недюжинный актерский дар, темперамент и мощные исполнительские возможности для воплощения роли. Его Зорба – это олицетворение души народа, страдающей, но не сломленной трагическими жизненными обстоятельствами. 13 мая в партии Зорбы зрители увидели премьера казанского балета Михаила Тимаева, создавшего образ жизнелюбивого, никогда не унывающего, свободного от любых догм героя.

Партию Джона в первый вечер исполнил обаятельный Вагнер Карвальо, индивидуальности которого близки светлые образы. Мрачным антиподом Джона и Зорбы стал Манолиос Наиля Салеева. Колоритной Мадам Ортанс стала Александра Елагина, а классическая балерина Кристина Андреева в свободной пластике спектакля смогла подняться на новую художественную высоту.

13 мая зрители увидели не менее интересный состав артистов. Салават Булатов (Джон) предстал почти романтическим героем в белых одеждах. Для заправского «злодея» казанского театра Антона Полодюка сыграть Манолиоса, кажется, было ровным счетом пустяковым делом. Лада Старкова провела линию Мадам Ортанс, уверенно балансируя межу некоторой комичностью персонажа и ее драматической судьбой. Сочными красками выписала трагический портрет Марины Аманда Гомес. Оба дня «голосом» – в прямом и переносном смысле – героинь, стали вокалистки Алина Шарипжанова (Песня Марины) и Эльмира Калимуллина (Песня Мадам Ортанс). С большим воодушевлением станцевали оба спектакля артисты кордебалета, которые точно исполнили поставленную Мясиным хореографию, не давая себе и секундной поблажки.

Публика с энтузиазмом встретила премьеру. Во время бисов по окончании спектаклей некоторые зрители, поднявшись с кресел, даже лихо пританцовывали вместе с артистами под звуки танца сиртаки. Спектакль точно не оставил публику равнодушной…

Фестиваль имени Рудольфа Нуриева успешно стартовал. Впереди – ряд классических и авторских спектаклей, гала-концерты, а также мероприятия образовательной программы. Кстати, первое из них – круглый стол «Неклассические спектакли в классических балетных труппах России» – состоялся уже днем 13 мая. Участниками дискуссии стали профессиональные балетоведы и балетные критики из Москвы и Санкт-Петербурга. Мероприятие прошло при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Александр Максов