КУПИТЬ БИЛЕТЫ
RUS
/ Жарче дуй, «Ветер перемен»!

Жарче дуй, «Ветер перемен»!

09 ноября 2016

Как должна исполняться татарская песня? Впрочем, можно ли вообще так ставить вопрос – в наши дни, время эстетического плюрализма? Казалось бы, каждый исполнитель волен следовать своему идеалу, а каждый слушатель – выбирать из имеющегося в наличии то, что ближе и приятнее его слуху и сердцу. 
Кого-то вполне устраивает вариант, когда певец в костюме, купленном, видимо, на ближайшей барахолке, неподвижно стоит на сцене и поет сиплым голосом под незамысловатый аккомпанемент синтезатора. 
Другой слушатель предпочтет поставить компакт-диск с филигранными трактовками корифеев татарского лирического вокала прошлых десятилетий. 
Третий, познакомившись с искусством, скажем, "австралийской татарки" Зули Камаловой, на много лет вперед подпадет под обаяние "worldmusic" и уже не пожелает слушать татарские мелодии без сопровождения австралийского диджериду или африканской мбиры. 
В четвертом слушателе мы обнаружим любителя фольклорных ансамблей, а пятый и вовсе заявит, что всего милее ему записи мамы или бабушки, сделанные на память в домашних условиях. 
И так далее: кажется, несть числа пышным и скромным, старым и новым "одеждам", в которых татарская песня является современному слушателю, посетителю концертов, телезрителю, пользователю соцсетей и ю-тьюба. 
Несть числа?
Как только мы выйдем за уютные рамки плюрализма и спросим себя, что татарская культура может предложить миру в самой востребованной ныне музыкальной области – в музыке популярной, эстрадной, то придется признать, что в качественном плане современная татарская эстрада находится в плачевном состоянии. Можно гордиться голосами певцов, одаренностью отдельных композиторов, но цельного продукта, который мог бы "котироваться" на мировом уровне, в современной татарской эстраде нужно искать днем с огнем. 
Понятно поэтому желание тех, кто чувствует ответственность за татарскую эстраду, во-первых, способствовать созданию такого продукта, а во-вторых, заложить базу для развития татарской популярной музыки, которое бы шло в ногу со временем. 
Фестиваль "Yзгәреш җиле" (Ветер перемен), прошедший 5 и 6 ноябряв Татарском театре оперы и балета, представляется важным шагом на этом пути. Знаменитый татарский "моң" в исполнении молодых певцов сочетался с блестящими обработками, в которых был слышен то подчеркнуто уважительный, то ироничный диалог с историей мировой популярной музыки: джаз, рок-н-ролл, мюзикл, кантри... Эти стили были не чужды татарской музыке и раньше, но здесь сыграло роль качество как аранжировок, так и живого исполнения. С какой волнительной свежестью прозвучала легендарная народная песня "Гульджамал" в исполнении Алины Шарипжановой – "наш ответ Уитни Хьюстон"; какой зажигательный диско-потенциал открылся в "Бөрлегән" ("Костянике") с Ильгизом Шайхразиевым, артистичный "рэп" которого принял "вызов" трубы Вадима Эйленкрига; каким изысканным "соул" расцвел "Подснежник" на стихи А. Файзи в нежнейшей "беседе" Язили Мухаметовой и виртуоза баяна Айдара Гайнуллина! Любую из этих и многие другие композиции фестиваля можно смело представить на международном конкурсе популярной песни"Евровидение": с такими обработками Татарстан не ударит в грязь лицом.
Под стать музыкальному облику было цвето-световое решение программы: каждая песня получила индивидуальный выбор красок и визуальных образов, порой прямо вытекающих из текста, но чаще создающих к нему эмоциональный контрапункт и будящих фантазиюигрой линий, пятен, пульсацией потоков света над и внутри движущихся лепестков купола-тюльпана – основного декоративного элемента в центре сцены. Упомяну такжеоригинальные костюмы певцов и танцоров(казанский театр танца "Группа из города") инепринужденную, но всегда стилистически выдержанную пластику всех участников действа – фестиваль стал праздником не только для слуха, но и для глаза. 
СМИ Татарстана подробно осветили годовую работу над проектом и не раз приводили списки его организаторов и участников. Мне же хотелось бы попытаться чуть-чуть заглянуть в будущее: насколько опыт фестиваля окажется плодотворным для музыкальной культуры республики. 
"Ветер перемен" задал высокую планку – планку современного профессионального подхода не только к аранжировке и исполнению песни, но и к созданию цельного аудио-музыкального номера, а также продуманного во всех деталях шоу из таких номеров. Драматургия программы фестивальных концертов учитывала вкусы разных слоев и возрастных групп публики. Однако некоторый крен в сторону публики "респектабельной", консервативной давал себя знать даже в этом действе, направленном на обновление выразительных средств. Это проявилось как в выборе песен –народных либо принадлежащих перу татарских композиторов-классиков, так и в преимущественно "деликатной" манере их подачи (несмотря на все опасения, раздававшиеся в преддверии фестиваля). Для молодого поколения слушателей, исполнителей, композиторов, аранжировщиков, продюсеров такое обращение с "золотым фондом" татарской песни может и должно стать школой вкуса и мастерства, но собственно развитие татарской эстрады невозможно без создания новых композиций и более смелых форм представления и восприятия песни. 
Молодым художественным силам Татарстана непременно стоит пойти на стажировку к мастерам, какими являются, например, режиссер-постановщик концертов фестиваля Юрий Александров, музыкальный руководитель проекта Вадим Эйленкриг и музыканты его джазового оркестра; апробация же невозможна без выхода на "неподготовленного", действительно широкого слушателя. Брейк-данс, психоделический видеоряд, "вбросы" настоящего рэпа – эти компоненты некоторых номеров фестиваля показывают пути, по которым фестиваль мог бы активнее привлечь молодую аудиторию. А умелое использование фольклорных вокальных и инструментальных техник,эпизодическиеостровки подлинного этно-звучания могли бы стать тем "крючком", на которое ловится внимание "космополитичного"по своему слуховому опыту слушателя. 
Хотелось бы, чтобы фестиваль, сделав респектабельное первое «па», стал регулярным, осваивал новые жанры, новые площадки и формы работы со зрителем. Пусть публика не только сидит, завороженная, но и подпевает, пританцовывает, свистит, апплодирует сольным вставкам интструменталистов или пируэтам танцоров, делает фотографии и тут же размещает их в твиттере и фейсбуке. Пусть певцы станут законодателями моды и культовыми фигурами для молодежи. 
Жарче дуй, "Yзгәреш җиле"!