КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Владимир Васильев. "Лебединое озеро"

Владимир Васильев. "Лебединое озеро"

03 ИЮНЯ 2025

Премьерой сезона – балетом «Лебединое озеро» П.И. Чайковского – открылся майский XXXVIII Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. М. Джалиля. Автором либретто, хореографом и художником-постановщиком спектакля выступил Владимир Васильев. Первые представления балета на этой же сцене, а также на гастролях балетной труппы Татарстана в московском Большом театре состоялись в апреле и стали значительными событиями, связанными с празднованием 85-летия В.В. Васильева – выдающегося русского танцовщика и хореографа, одаренного художника, режиссера, поэта.

Владимир Васильев – известный всему миру танцовщик, художник в широком смысле этого слова, масштабная творческая личность и символ русской культуры! Его природное дарование является главным критерием оценки всех произведений, которые он создает на протяжении жизни: ролей и спектаклей, картин, поэзии… Для нашей страны Владимир Васильев – культурное достояние, воплощение эпохи ярких побед театрального искусства, один из главных ориентиров развивающихся балетных традиций.

В период расцвета Васильева-танцовщика в Большом театре (конец 1950-х –начало 1980-х годов) определялся высокий статус всего советского балета, а облик артиста, его манера исполнения, техника являлись частью культурного кода советского государства, и он (культурный код) открыто принимался в мире, был объединяющим фактором для разных народов.

В годы, когда Владимир Васильев являлся художественным руководителем и директором Большого театра (1995–2000), определились две тенденции отечественного балетного искусства: одна, благодаря постановке Пьера Лакотта «Дочь фараона», указывала на необходимость расширения репертуара классического наследия, другая – за счет постановки балета Бориса Эйфмана «Русский Гамлет» – вводила большого художника, создателя авторского театра в контекст академических традиций. В итоге Большой театр вернул потерянный еще с конца 1920-х годов знаковый гранд балет («Дочь фараона» Ц. Пуни), и представил новый, масштабный, драматический спектакль, достойный своей сцены («Русский Гамлет» на музыку Л.В. Бетховена и Г. Малера). В это же время Васильев-хореограф сделал правильный и необходимый по его статусу шаг – начал устанавливать диалог с классическим наследием, осуществив свою первую постановку балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (1996).

Оказавшись вне стен Большого театра, В. Васильев, уже более независимо, погрузился в творчество, приводившее его во многие страны, города, театры. По сути он вернулся в то свободное пространство, которое позволяло ему ощущать широкий взмах крыльев. Такая масштабность Владимира Васильева привела и к постоянному сотрудничеству с Театром им. М. Джалиля. Именно здесь уже много лет в репертуаре васильевская «Анюта» (постановки 1988, 2011), состоялись премьеры грандиозных исповедальных спектаклей мэтра «Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор И.С. Баха (2015) и «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема В.А. Моцарта (2020). Они объединили все силы музыкального театра: оркестр, солистов, хор, кордебалет. И вот еще одна работа Владимира Васильева с Татарским театром оперы и балета – его новое обращение к «Лебединому озеру» П.И. Чайковского (2025).

Что заставляет хореографов обращаться к спектаклям классического наследия и делать это снова и снова, спустя годы? Ответ многозначительный: близко соприкоснувшись с классикой, возможно, хотя бы немного, понять истину, установить живой контакт с прошлым, стать действенной частью современности… С классикой хореографы – наши и зарубежные, дальние и близкие – предпочитали работать по-разному. Примеров много, остановимся лишь на тех, которые по определенным, ярко выраженным качествам близки постановщику «Лебединого озера» Владимиру Васильеву. Это Александр Горский (постановки «Лебединого озера» в 1901, 1906, 1912, 1920) и Джон Ноймайер (1976, «Иллюзии, как "Лебединое озеро"»). Оба они, как и Васильев, принципиально находились в поле лексики классического танца и пытались найти новое звучание образцовых фрагментов в контексте лебединой легенды.

Произведения всех троих авторов друг от друга отделяет время, но объединяет увлеченность поиском в рамках традиции. При этом Горский близок Васильеву как редактор идей, которые хотелось бы улучшить, а Ноймайер – отдельными драматургическими ходами, например, смысловой вовлеченностью в историю каждого, даже малозначительного персонажа или переструктурированием академических форм. Однако вся эта похожесть при тщательном рассмотрении может показаться спорной. Сам Васильев ставил перед собой задачу – рассказать/увидеть свою танцевальную историю в соответствии с русской по духу музыкой П.И. Чайковского. Принцип зримой музыки и определял сверхзадачу постановщика Владимира Васильева, реализовавшего ее одновременно режиссерски, хореографически и в художественно-оформительском плане.

Структура «Лебединого озера» В. Васильева традиционная – пролог и четыре действия. В прологе главную героиню балета – принцессу Одетту – злой колдун Ротбарт превращает в лебедя и похищает. Первое действие – празднование совершеннолетия Принца Зигфрида, чье появление предваряют на просцениуме крестьяне, готовящиеся к народным торжествам в честь своего юного господина. Стремительный танцевальный выход Принца Зигфрида, а затем вальс, в котором участвует друг Зигфрида – Бенно и радующиеся празднику дети.

Затейник-Бенно подменяет привычного Шута, он же своими действиями сводит на сцене многих персонажей. Появляется Королева, дети одаривают ее множественными букетами цветов. После ее ухода на музыку Па де труа следует большой классический ансамбль, где заняты Зигфрид, Бенно, а также их солирующие сверстники (девушки и кавалеры). Все они разбивают каждую вариацию и коду трио на нескольких участников (например, женскую вариацию начинает Бенно, а помогают ему в этом две девушки-солистки). Такой подход хореографа передает динамичный, празднично-карнавальный характер данного действия. Тема отсутствующего в балете Наставника звучит как колыбельная, а виртуозное соло Шута отдано Бенно. В танце с кубками (полонез) идет замена на факелы. Бенно вручает Зигфриду арбалет.

Второе лебединое действие – приозерное царство колдуна Ротбарта, рядом с которым его уродливая дочь Одиллия. Они, как одно целое: Одиллия, прячась под черным шлейфовым плащом отца, возникает всегда неожиданно, пугающе. Выход Одетты – это появление зачарованной, плененной героини. Зигфрид встречает ее, но Ротбарт мешает им сойтись. Узнаваем выход ивановских лебедей, но сквозь их ряды проходит повелевающий Ротбарт, а не ищущий Принц. Белое адажио Одетты и Зигфрида, четверка маленьких лебедей и кода тоже следуют по привычному канону Л. Иванова-А. Горского. А вот высказаться/попечалиться Одетте своей вариацией хореограф не дал. Впрочем, это не помешало Зигфриду поклясться ей в любви и верности.

Третье действие – на балу в замке у Принца. В центре сцены – Бенно. На музыку мазурки танцуют съехавшиеся из разных стран гости (невесты и кавалеры). Этот и каждый последующий танец – Венгерский, Неаполитанский, Испанский – Владимир Васильев ставит по-своему, расширяя диапазон характерного танца. Особенно изобретателен по хореографии Испанский танец. Исполнительницей Русской становится неожиданно появившаяся на балу Одетта. Своим танцем она завораживает Зигфрида.

Данный номер воспринимается как признание заколдованной девушки, и слышит его только Принц. Установившуюся тонкую, почти невидимую связь между влюбленными в мгновение разрывает колдовской выход Ротбарта. Одетта сразу исчезает, а Принц вынужден вальсировать с каждой из невест-претенденток. Погруженный в мысли об Одетте, он вдруг видит ее (уже в черной пачке) в сопровождении таинственного незнакомца (Ротбарта). Действие продолжается на музыку черного Па де де, в котором участвуют Ротбарт, Зигфрид и увлекшая его Одиллия (на музыку вариации Зигфрида Одиллия напоминает/обыгрывает мотивы Русской, в коде участвуют гости из разных стран и Бенно; свою вариацию Одетта не танцует). Перемешивая известные соло между главными исполнителями, Васильев достигает эффекта хитрой дьявольской интриги, запущенной Ротбартом с целью обмануть Принца. И злой персонаж ее успешно достигает – Зигфрид надевает на палец избранницы обручальное кольцо, а та, на глазах у присутствующих гостей, преображается в уродливую дочь Ротбарта.

Четвертое финальное действие на лебедином озере пугает страшной бурей. Преодолевая ее, Зигфрид борется не только со стихией, но и с колдовскими чарами обернувшегося черной птицей Ротбарта. Выстрелом из арбалета Принц убивает злодея и воссоединяется с Одеттой.

Такому, режиссерски и хореографически авторскому «Лебединому озеру» Васильева добавили эмоциональности и насыщенных красок выведенные на большие фоновые экраны его же декорации. Эффект подвижной картинки в четвертом действии, к примеру, усилил динамику стремительно развивавшихся событий.

Под руководством дирижера Андрея Аниханова оркестр Татарского академического театра звучал убедительно, с высоким отношением к композиторскому замыслу и проникновением в хореографическую драматургию.

Хорошо знакомые с манерой и стилем Владимира Васильева артисты и педагоги Театра имени Мусы Джалиля помогли реализовать ему большой творческий замысел и добавили в свою копилку опыт работы над оригинальной версией балета из классического наследия. А данный полученный опыт необходим театру, где есть стремление к живой, а не музейной классике. Это стремление зрители и почувствовали в каждом из исполнителей васильевского «Лебединого озера», особенно в таких мастерах сцены, как Кристина Андреева-Захарова (Одетта-Одиллия), Вагнер Карвальо (Принц Зигфрид), Ильнур Гайфуллин (Ротбарт), Олег Ивенко (Бенно). Участие в балете стало большой радостью для воспитанников Казанского хореографического училища. Свои детские партии они создавали в подлинной театральной атмосфере, под руководством легендарного мастера.