КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ В Татарском театре оперы и балета - премьера мюзикла "Алтын Казан"

В Татарском театре оперы и балета - премьера мюзикла "Алтын Казан"

10 ДЕКАБРЯ 2020

В Татарском театре оперы и балета им. М.Джалиля прошла премьера первого национального мюзикла на татарском языке "Алтын Казан" 34-летнего композитора Эльмира Низамова в постановке Михаила Панджавидзе под музыкальным руководством Вадима Эйленкрига.
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" - название комедии Александра Островского, ставшее крылатым выражением, как нельзя лучше иллюстрирует это событие в Казани. Его отдаленным предшественником можно считать лишь рок-оперу "Крик кукушки" Рашида Калимуллина, поставленную в этом же театре в 1989 году.

"Алтын" с татарского - "золотой", "казан" - "котел". В либретто Рената Хариса история ведется о легендарных временах рождения Казани на реке, "которая еще не называлась Казанкой", когда змей Сазаган, ставший впоследствии Зилантом на гербе города, жил на горе у реки близ ее впадения в Волгу.

В отличие от национальной оперы "Сююмбике" Резеды Ахияровой, где речь идет о временах Ивана Грозного, мюзикл "Алтын Казан" пошел намного дальше в глубь веков - в мифологию, с целью обнаружения черт, объединяющих прошлое с настоящим. Башня Сююмбике украшает Казанский Кремль много веков, а вот памятник "котлу" или "чаше" появился на берегу Казанки всего лишь в 2013 году. Эти герои и объекты фигурируют в видеодекорациях, а змей Сазаган действует не только как впечатляющий, наделенный звериным интеллектом персонаж 3D-анимации, но и как эпизодический герой партитуры, наделенный своим голосом в вокальной строке.

Историю о том, как простой кузнец, сын ювелира Битимер со своей матерью-целительницей Сихатбану и ханской дочерью Аксылу выковывают волшебный котел, дарящий без огня кипящую "живую" воду, излечивающую от всех недугов, режиссер Михаил Панджавидзе использовал как возможность для путешествий во времени. В лагере коварных антагонистов Битимера - властолюбивый Ханзаде и его дружок Нукер, мечтающие извлечь из казана алчную выгоду. Но как в любой волшебной сказке, казан становится чудодейственным лишь в руках героя, чистого в помыслах, исполненного любовью. Змей выступает в мюзикле настоящим "богом из машины", сначала пряча казан в глубинах реки, а в финале, видя старания благородных героев, доставая его оттуда и оставляя Казани навсегда.

Художник-постановщик Гарри Гуммель создал для Ханзаде и Нукера костюмы барса и шакала, Аксылу облек в шкуру пантеры, Битимера представил татарским Иваном-царевичем, а его мать нарядил в лесное платье с рябиновым акцентом.

Композитор Эльмир Низамов, для которого этот мюзикл, сочинявшийся как рок-опера, стал в 2009 году дипломной работой в Казанской консерватории, создал мощное произведение по всем законам жанра. Оттолкнувшись от культовых сочинений законодателя мюзикловых мод Эндрю Ллойда Уэббера, Низамов принял этот вызов как возможность освоить еще один язык с его многочисленными прихотливыми кодами. Именно благодаря изобретательности и невероятной плотности музыкальной драматургии мюзикл "Алтын Казан" обрел искомый размах национального эпоса, вошедшего в захватывающий резонанс с динамикой современных ритмов. Европейская изощренность гармоний и оперного письма в сочетании с забойным форматом рок-музыки и слепящим обаянием эстрадных шлягеров виртуозно сплелись в нем с пышной орнаментикой фольклорных аллюзий.

Здесь было что поиграть симфоническому оркестру под управлением Станислава Курбатского. Здесь что ни номер, то потенциальный хит, который хотелось петь, выходя из зрительного зала. Блистательный состав исполнителей в лице Эльмиры Калимуллиной (Аксылу), Филюса Кагирова (Битимер), Артура Исламова (Ханзаде), Айдара Сулейманова (Нукер), Алины Шарипжановой (Сихатбану) поражал богатством природы, роскошью и свободой вокальной техники, демонстрируя, как важна для развития нации сила и энергия пения и танца.