КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ В Казани стартовал Шаляпинский фестиваль в честь 150-летия великого баса

В Казани стартовал Шаляпинский фестиваль в честь 150-летия великого баса

31 ЯНВАРЯ 2023

Премьерой комической оперы «Севильский цирюльник» открылся вчера в Казани Международный оперный фестиваль им. Шаляпина, посвященный 150-летию со дня рождения нашего великого земляка. Всего нынешняя фестивальная программа включает 10 спектаклей, последним из которых станет духоскрепная «Хованщина» от Мариинского театра. Завершится фестиваль двумя грандиозными гала-концертами с участием артистов Большого театра.

Министр культуры РТ Ирада Аюпова поприветствовала участников и зрителей 41-го Шаляпинского фестиваля, который знаменателен тем, что проводится в год юбилея знаменитого на весь мир уроженца Казани Федора Шаляпина.

- Мы часто говорим об увековечении памяти тех или иных выдающихся личностей, и, как правило, речь идет о названии улиц и памятных досках, но истинная память о человеке живет среди людей. Подтверждение тому - один из старейших в стране Шаляпинский фестиваль. Вот уже 41 год форум расширяет армию почитателей оперного искусства, обеспечивает преемственность культурных традиций нашей земли. Посвященный 150-летию Шаляпина фестиваль продлится целый месяц. Весь мир сегодня отмечает эту дату. Творческая география Шаляпина чрезвычайно широка, но именно Казань навсегда останется его родиной, местом, где он сформировался как личность, и городом, где высоко чтут память о великом реформаторе оперного искусства.

Новый «Севильский цирюльник» в версии итальянского режиссера Джузеппе Морасси сменил на казанской сцене постановку 2013 года режиссера Юрия Александрова и отличается от нее лаконичностью и отсутствием кичливой карикатурности. Поначалу даже кажется, что сценография спектакля чересчур аскетична и незатейлива, но постепенно осознаешь, что всего на сцене в самый раз, зато ничто не отвлекает зрителя от виртуозного вокального и артистического мастерства солистов. Кстати, «Севильский цирюльник»-2023 предстал перед зрителями именно таким, каким его задумал в 1816 году композитор Россини - без всяких купюр, три действия, два антракта.

Декорации для спектакля по эскизам режиссера Морасси были созданы в Москве и доставлены в Казань в четырех фурах. 120 костюмов с использованием китайских, итальянских и российских премиальных тканей, а также 80 пар обуви из натуральной кожи и замши пошили в самом театре им. Джалиля. Только для графа Альмавивы сшили 4 пары обуви!

- Мне доводилось работать в Европе, Южной Америке, Африке, но в России - стране великих музыкальных и театральных традиций - это мой первый режиссерский опыт, - рассказал корреспонденту «ВК» Джузеппе Морасси. - Нынешняя постановка основывается на моей, теперь уже «исторической», версии «Севильского цирюльника», созданной в Венеции почти 30 лет назад. Но это не калька, а интерпретация с учетом современности. Либретто здесь играет вторичную роль, фундаментом для спектакля стали традиции комедии дель арте (комедия масок. - «ВК»). Актерский состав, с которым мы строили своего «Цирюльника», с задачей справился очень достойно, я не почувствовал никакой разницы в темпераментах российских и итальянских артистов.

Актерский состав в премьерной опере действительно был блистательным. Стройный красавец Фигаро (премьер Казахского Национального театра оперы и балета им. Абая 34-летний Эмиль Сакавов), который в начале спектакля въехал в партер на самокате, с первых минут влюбил в себя зал. Кстати, самокат - вовсе не дань режиссера современности, это средство передвижения вовсю использовалось в те времена, когда создавалась опера - более 200 лет назад. Не уступал Фигаро и граф Альмавива в исполнении очаровательного тенора Ярослава Абаимова из Новой оперы им. Колобова. Столь же великолепны были Розина (Светланы Москаленко, Михайловский театр), Дмитрий Скориков (доктор Бартоло) и Михаил Казаков (Дон Базилио) - оба из Большого театра. Артисты резвились на сцене так, что вовлекли в игру даже маэстро Марко Боэми за дирижерским пультом, который периодически обменивался репликами с персонажами на сцене.

После спектакля директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов отметил в беседе с корреспондентом «Вечерней Казани», что ему импонирует такое прочтение классических произведений:

- В одном из документальных фильмов на канале «Культура» художественную политику нашего театра назвали «эволюцией классики» и «просвещенным консерватизмом». Вполне согласен с этими определениями, ведь именно такой подход позволяет зрителям разных поколений (а если вы заметили, наш зритель очень помолодел!) получать наибольшие впечатления и максимальное воздействие от оперного искусства. Именно благодаря такому подходу театр работает при аншлагах в течение всего сезона, а фестиваль имени Шаляпина продолжает быть магнитом для людей. Возможно, к следующему фестивалю мы поставим оперу «Иоланта» Петра Чайковского.

Оперный кастинг-менеджер театра Елена Остроумова, в свою очередь, рассказала, что готовить фестиваль в честь юбилея знаменитого баса в нынешних условиях было непросто:

- Самое главное, что мы смогли привлечь к постановке «Севильского цирюльника» режиссера Джузеппе Морасси и дирижера Марко Боэми. Большие были риски: вдруг уже после создания декораций выяснится, что итальянцы не смогут к нам приехать? Слава Богу, все получилось! В «Севильском цирюльнике» казанцы впервые услышали Эмиля Сакавова и Ярослава Абаимова, который также будет петь Юродивого в «Борисе Годунове» (недавно Ярослав исполнил эту партию в итальянском театре «Ла Скала»), Светлану Москаленко, Дмитрия Скорикова. Впервые принимают участие в фестивале Дмитрий Никаноров из музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (будет петь Альмавиву в «Севильском цирюльнике» сегодня), солист из Азербайджана Асер Зада (исполнит партию Пинкертона в «Мадам Баттерфляй»), а в «Трубадуре» выступит восходящая звезда, уже покоривший многие театры, Иван Гынгазов («Геликон-опера»). За Иваном я «гонялась» несколько лет, и наконец-то наши графики совпали!

Кроме нового «Севильского цирюльника» в афише фестиваля стоят такие хитовые спектакли из репертуара театра им. Джалиля, как «Тоска», «Пиковая дама», «Мадам Баттерфляй», «Набукко», «Борис Годунов», «Царская невеста», «Трубадур». А 24 февраля, в годовщину начала СВО, в рамках фестиваля состоится однодневная гастроль Мариинского театра во главе с маэстро Валерием Гергиевым. Прославленный коллектив покажет казанским меломанам оперу «Хованщина» на музыку Модеста Мусоргского в постановке Юрия Лаптева.

Завершится фестиваль по традиции двумя гала-концертами, на которые заявлены такие мастера сцены, как Агунда Кулаева, Альбина Шагимуратова, Эльчин Азизов, Михаил Колелишвили, Владимир Ванеев, Али Аскеров, Годердзи Джанелидзе и многие другие.

Кроме опер в программу Шаляпинского фестиваля войдут концерты камерной музыки и литературно-музыкальный спектакль «Два огромных человека. Шаляпин и Горький» режиссера Ляйсан Сафаргуловой. Шаляпина сыграет солист «Новой Оперы» и Большого театра Алексей Тихомиров, Горького - артист Качаловского театра Иван Крушин. Спектакль покажут 2 февраля в Казанской ратуше - бывшем зале Дворянского собрания, где выступал с концертами Федор Шаляпин, приезжавший в Казань на гастроли.