В Казань прибыл "Грек Зорба"
26 МАЯ 2024
В мае уже 37 раз проводится Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. На этот раз он посвящён 150 – летию Казанской оперы.
В его афише девять лучших и самых известных спектаклей. Как всегда – шедевры наследия («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Корсар», «Баядерка», «Дон Кихот» с участием гостей), популярные оригинальные постановки театра («Золотая орда»), две премьеры сезона («Иакинф», «Грек Зорба»). Завершит его не традиционный гала–концерт, а выступление Санкт-Петербургского академического театра балета имени Леонида Якобсона. Он покажет уникальную программу под ёмким названием «Вне времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона». В неё вошли фрагменты его хореографических циклов «Классицизм – романтизм» и «Роден», а также «Свадебный кортеж» и «Блестящий дивертисмент».
Имя Леонида Якобсона – не случайность в афише фестиваля. Он – постановщик самого известного татарского балета «Шурале» по мотивам новеллы Габдуллы Тукая и давно признан эталоном национального искусства.
Столь знаковому завершению фестиваля под стать его увертюра. Фестиваль (что редкость) стартовал премьерой ещё одного шедевра. На этот раз – из сокровищницы русского зарубежья. Создателем балета композитора Микиса Теодоракиса «Грек Зорба» (точнее – синтетического зрелища с оркестром, хором, солистами, танцовщиками как в античном театре), является Лорка (Леонид) Мясин – сын танцовщика и хореографа Леонида Мясина. Мировой знаменитости с «вкусной», колоритной русской фамилией. Леонид – старший – один из премьеров и авторов многих экспериментальных постановок знаменитых «Русских балетов» Сергея Дягилева. Наряду с Джорджем Баланчиным, он был творцом столь популярных в ХХ веке «балетов – симфоний», хотя бессюжетным композициям предпочитал нарративные постановки, часто – на религиозно–философские темы. Танцовщик деми-классического плана, он обожал характерный, особенно испанский танец. Даже сына Леонида он называл испанским именем – Лорка.
Родившись в балетной семье в 1944 году в Нью–Йорке, сын стал его прямым хореографическим наследником, обогатившим полученный от отца «творческий багаж» многими танцевальными находками ХХ века. Гражданин мира в области балета, Лорка первоначально прошёл отличную школу у отца. Танцевал в постановках Мориса Бежара, Баланчина, Джерома Роббинса. Изучал танец модерн и многочисленные современные его модификации, увлекался фольклором разных стран. При том сохранил верность традициям классического балета, находя даже в античности его истоки.
Заимствуя танцевальные мотивы из увиденного и исполненного (то тут, то там мелькают бежаровские находки из «Диониса», «Греческих танцах», позы и движения Марты Грэхем), Лорка Мясин их переосмысляет, создаёт свой самостоятельный, оригинальный и цельный танцевальный язык. Человек интеллигентный, широко образованный, он чувствует себя русским, знает культуру, отлично владеет языком. Автор 50 балетов, он любит танец как таковой. И считает его самым доступным средством общения между людьми. У нас его постановки почти неизвестны, никогда не шли.
Казанский театр – первым в стране обратился к этим хореографическим сокровищам. По совету Владимира Васильева для открытия нынешнего фестиваля он выбрал самый знаменитый балет Лорки Мясина «Грек Зорба». Васильев причастен к его рождению – для него хореограф придумал партию главного героя, кровно связанного с традициями и истоками греческого самосознания. Грек Зорба – носитель глубинного дионисийского народного начала, стихийного, плодородного, вечно возрождающегося. В нём словно воплотились витальные силы и вера древних эллинов, для которых танец – выражение божественного в человеке: «В здоровом теле – здоровый дух!». Через танец герои возрождаются к новой жизни, поддерживая друг друга.
В мире «сиртаки» давно считается настоящим народным танцем, символом Греции. Сейчас мало кто помнит, что появился он в Голливуде и был придуман на музыку Теодоракиса для знаменитого фильма «Грек Зорба» ещё в 1964 году. В финале балета массовый, зажигательный «сиртаки», подобно катарсису в античной трагедии, очищает людей, дарит надежду на возрождение. Объединяет сцену и зрительный зал. Сейчас всем так нужны оптимизм, здоровые духом спектакли, каким, без сомнения, предстал «Грек Зорба».
В основе балета, как и фильма, роман греческого писателя Никоса Казандзакиса. В юности увлечённый романом, потом фильмом, в котором участвовал его отец, впоследствии Лорка написал либретто балета. Теодоракис, которого он хорошо знал, сочинил музыку. Этот грандиозный проект он предложил фестивалю «Арена ди Верона». И осуществил его в 1988 году в кратчайшие сроки при участии огромного хора, оркестра, 100 танцовщиков. Солировал Владимир Васильев – первый грек Зорба.
Для Казани он создал новый вариант. В мужском (по сути) балете два героя – Зорба и западный интеллектуал – путешественник Джон, приехавший на Крит. Личности, полярные во всём, они будто олицетворяют двух эллинских богов, покровительствующих танцу. Стихийный дионисиец, конечно же, Зорба. Джон – поклонник рациональной, гармоничной аполлоновской культуры. У них разный танцевальный язык – сложная современная классика у Джона, стихийный народный танец с виртуозными элементами – у Зорбы. Только в финале (в «сиртаки») он общий.
Есть в балете две женские роли. Вдовы Марины (её имя в переводе – "море"), бурной в своих эмоциях как эта стихия. Полюбив Джона и отказав ревнивому Манолиосу, она становится невольной жертвой местных традиций и вражды к чужестранцам. Люди её, как великую грешницу, побивают камнями. Трагична судьба и «ночной бабочки» мадам Ортанс. Больная и обречённая, она мечтает о свадьбе с Зорбой. Сочувствуя, он дарит ей иллюзию счастья, исполняет последнее желание, не покидает до смерти.
Балет идеально подходит казанской труппе. Её мужской состав на удивление сильный и разнообразный. Особенно в сфере героики и национального начала. Один краше другого исполнители центральных партий (Михаил Тимаев – Зорба, Антон Полодюк и Наиль Салеев – Манолиос). По традиции фестиваля премьеру танцевал гость – Игорь Цвирко из Большого театра. Виртуозный, музыкальный и очень артистичный премьер специально подготовил партию. Она стала украшением его репертуара. Воплощена точно, тонко, очень эмоционально. Он – настоящий смекалистый народный герой, одновременно цельный и многоликий. Персонификация народного духа.
Ему ни в чём не уступает опытный премьер труппы Михаил Тимаев – сильный, волевой, мужественный. Грубый и нежный, эротичный и чуткий.
Аполлоновское начало воплощено в классическом танце исполнителей партии Джона (Вагнер Карвальо, молодой, перспективный Салават Булатов). Они – отличные премьеры с уверенной техникой.
Стихийный порыв к любви и свободе, сдержанный, благородный темперамент присущи Марине в исполнении бразильянки Аманды Гомес. Смелая, любящая, нарушившая вековые традиции, она погибает. Окружённая буйными, презирающими её сородичами, она напоминает ритуальную жертву на алтаре незыблемых законов предков.
Помимо человеческих радостей, страданий, печалей и смерти, есть в этом балете (во многом благодаря художнику Виктору Герасименко), ещё несколько пластов – исторический и космический. Древний амфитеатр напоминает сценическая конструкция, на боковых лестницах которой расположен многолюдный, статичный, но почти скрытый от зрителей хор, поющий на греческом языке. Значительна его роль. Огромные кариатиды, словно персонажи древней трагедии, с высоты безразлично взирают на мир людей у их ног. Они не всегда достойны божественного дара высших космических сил, каким является наша планета Земля. Она дана людям не для воин и вражды, а для жизни, счастья, любви…
Хороводы с греческих ваз напоминают танцы на возвышении над ареной. Там же появляются две певицы, комментирующие происходящее, поддерживающие героев, раскрывающие их страдания и страсти.
Огромна роль кордебалета, самозабвенно, порой даже неистово исполняющего непривычный для классической труппы хореографический текст. Чётко и синхронно работают не только руки – ноги. Самые разные эмоции выражают их раскрепощённые тела. Непростой путь при постановке прошла казанская труппа – от отрицания непривычной, новой пластики до полной самоотдачи. Она получает радость от танца, что зажигает зрительный зал. Так неистово сегодня мало кто танцует…
Общую грандиозную картину дополняет мощное звучание оркестра под управлением петербургского дирижёра Андрея Аниханова.
Лаконичны, близки к народным костюмы мужчин, свободны платья «под Грэхем» у девушек, Из общей стилистики выпадают неуместно фривольный наряд мадам Ортанс, костюмы под «балетных одалисок» из «Корсара» в сцене сладких, чуть ироничных эротичных фантазий Зорбы. Они – из другого спектакля.
«Грек Зорба» – новая страница в истории казанского балета. При том – убедительная и яркая. Главное – балет восторженно принимает зритель, ради которого (вовсе не для профессионалов и критики) ставятся спектакли.
Далеко не каждая труппа после столь динамичного, зажигательного спектакля ровно через день может достойно преподнести чисто классическую «Спящую красавицу» – образец «царства Аполлона», как часто называли Францию времён Людовика ХIV. По казанской традиции в ряде сольных партий выступили приглашённые артисты из Москвы и Петербурга. Для многих Казань стала местом дебюта в ролях, которых они не были удостоены в родном театре. Впервые фею Сирени станцевала Анна Тихомирова из Большого. Очень музыкально и артистично принцессу Флорину и Голубую птицу – Галина Гармаш (Московский театр Касаткиной и Василёва) и Иван Сорокин (Большой).
Партию принцессы Авроры исполнила прима Мариинского театра Мария Ильюшкина. Её героиня – идеальный образец удачной совместной работы старательной, въедливой балерины и её педагога Любови Кунаковой. Хорошо бы щедрее разукрасить прекрасно выстроенную партию индивидуальным артистизмом. Страх ошибки порой сковывал талантливую балерину. Достойным её партнёром в партии Дезире выступил петербуржец Тимур Аскеров.
Казанский фестиваль – всегда праздник, подаривший радость общения с шедеврами, интересными артистами. Билеты на представления не купить – они давно распроданы, а спектакли идут с аншлагами. Он так нужен зрителям, ценящим красоту на сцене, в зрительном зале, в фойе, где проводится очень познавательная выставка истории театра, юбилеев, новинок, фестивальных спектаклей. Изданы информативные буклеты.
Фестиваль – роскошный парад балетного искусства, который так ценил, к чему всегда стремился Рудольф Нуриев. Он бы гордился. А, быть может, сам станцевал грека Зорбу …