КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Страсти по Кармен

Страсти по Кармен

03 ФЕВРАЛЯ 2025

Жаркими объятиями и пламенными ариями ознаменовался первый день 43-го Международного оперного фестиваля им. Ф. И. Шаляпина. На сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля состоялась премьера одного из самых популярных в своем жанре музыкальных произведений – оперы Жоржа Бизе «Кармен».

Мировая премьера «Кармен», прошедшая 150 лет назад, 3 марта 1875 года, в Париже, закончилась большим скандалом. Композитора обвинили в аморальности оперы, несоответствии жанру, «вагнеризме» и плагиате. Критика писала, что «Кармен» потерпела фиаско, хотя за один сезон 1874/1875 ее показали 36 раз – публика, как говорится, голосовала ногами. И все же это было очень необычное для французского общества произведение, опередившее свое время. Только через восемь лет, триумфально обойдя сцены Европы, «Кармен» вновь была поставлена в Париже. Однако Бизе этого уже не увидел – 3 июня того же 1875 года он скоропостижно скончался от сердечного приступа на 37-м году жизни, так и не дождавшись признания. В Казани «Кармен» впервые появилась на афишах 140 лет назад – в 1885 году и с тех пор стала необычайно востребована и любима публикой: она практически не сходила со сцены как до появления государственного оперного театра (в эпоху антреприз), так и после.

В создании новой версии оперы 2025 года принимала участие итальянская команда: режиссер Марко Гандини, сценограф Итало Грасси, художник по костюмам Анна Биаджотти. Музыкальным руководителем спектакля и дирижером-постановщиком стал маэстро Большого театра России Антон Гришанин. Интересно, что Марко Гандини не раз ставил «Кармен» в различных версиях, в том числе в качестве ассистента режиссера Франко Дзеффирелли. Первая его самостоятельная работа осуществлена в 1995 году в Арена ди Верона (Италия), а в 1996-м появилась новая версия «Кармен» в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Итальянский режиссер известен также тем, что курировал оперные сцены, связанные с «Кармен», в фильме Дзеффирелли «Каллас навсегда» (2002) с Фанни Ардан в роли Марии Каллас. «Во время репетиций в Казани я осознал, что моя последняя встреча с «Кармен» состоялась в 2009 году в Арена ди Верона – это была последняя постановка с участием Пласидо Доминго, – признался Марко Гандини перед премьерой в Казани. – С тех пор я больше не ставил «Кармен» и, возможно, даже не слушал ее. Я с невероятным удивлением ощутил, как эта опера – ее музыка, текст, экспрессия – глубоко вошла в мое сердце, стала почти частью меня. Рад представить новую постановку «Кармен» в великолепном казанском театре с необыкновенным оркестром, хором и специалистами художественно-постановочной части, а также с солистами, лучше которых я и представить себе не мог. Мы работали с двумя составами, каждый из них удивителен и оригинален. Все артисты выкладывались максимально. У меня большой опыт работы с хором по всему миру, казанский отлично подготовлен не только в исполнительском плане, но и в артистическом отношении».

Спектакль получился в хорошем смысле традиционным, хотя не обошлось без неожиданностей. В одной из ключевых сцен – гадания Кармен, где карты предсказывают ей близкую смерть, – ариозо главной героини, представляющее музыкальный эпицентр оперы, звучит из-за спин контрабандистов. Во всяком случае, зритель левой части зала не видит лица Кармен в момент, когда та понимает, что обречена. Очень жаль, ведь именно тогда происходит разлом, который ведет действие к трагическому финалу. В первый день премьеры в роли Кармен блистала белокурая Екатерина Сергеева. Сильная, дерзкая, свободолюбивая, с мощной энергетикой и таким же мощным меццо-сопрано. Два года назад она исполнила на нашей сцене в рамках Шаляпинского фестиваля партию Любаши в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» и буквально околдовала зрителей своим голосом. А в 2024-м певица стала лауреатом премии «Онегин» в номинации «Роль второго плана» за партию Вани в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя», премьера которой состоялась в Казани в прошлом сезоне.

Теперь – Кармен: классический образ с яркой индивидуальностью. Ее героиня не столько роковая красотка, сколько озорница, играющая любовью мужчин, бросающая вызов правилам и устоям. Она контрабандистка, а значит, вне любых законов, в том числе и в любви.

Ее партнером по спектаклю – несчастным Хозе – стал один из любимейших теноров казанской публики, солист Мариинского театра Ахмед Агади. Интересный факт: певец не впервые исполняет данную партию на премьере «Кармен» в Казани. Две последние постановки – 1999 и 2011 годов – также прошли с его участием. Хозе Агади – сложный, противоречивый характер. Артист не оправдывает и не маскирует его, представляет на суд зрителя и сжигающую ревность, и ограниченность, и уродливое тиранство своего героя.

Партию невесты Хозе – Микаэлы – искренне и проникновенно исполнила Гульнора Гатина. Правда, иногда в ее образе проглядывает несвойственная крестьянке утонченность. Владимир Целебровский (Санктъ- Петербургъ Опера) предстал перед публикой в образе великолепного тореадора Эскамильо.

Во второй день премьеры выступил другой состав солистов, главные партии исполнили: Хозе – итальянский тенор Рагаа Эльдин, Кармен – Анастасия Лепешинская из театра «Новая Опера», Микаэла – Венера Протасова, Эскамильо – Александр Краснов из Большого театра России. Фестиваль, завершающий мероприятия, посвященные 150-летию Казанской оперы, продолжится шедеврами мировой классики: «Тоска», «Мадам Баттерфляй» и «Манон Леско» Джаккомо Пуччини (последняя прозвучит в концертном исполнении), «Трубадур» и «Реквием» Джузеппе
Верди. Русская опера будет представлена произведениями Модеста Мусоргского «Борис Годунов», Петра Чайковского «Пиковая дама» и Михаила Глинки «Жизнь за царя». Трагическую историю царицы Сююмбике расскажет одноименная опера Резеды Ахияровой. Фестиваль завершится двумя гала-концертами.