Соратник Дягилева Леонид Мясин связал МГИМО и Татарский театр имени Джалиля
29 АПРЕЛЯ 2024
Хореограф-постановщик грядущей казанской премьеры «Грек Зорбо» Леонид Мясин-младший и замдиректора театра им.М.Джалиля Эдуард Багаутдинов приняли участие в конференции «Дягилев: искусство продюсирования» в МГИМО МИД РФ.
VII Междисциплинарная научно-практическая конференция «Дягилев: искусство продюсирования. Вчера, сегодня, завтра» приурочена к дню рождения первого продюсера России Сергея Дягилева и 110-летию начала его сотрудничества с танцовщиком и хореографом Леонидом Федоровичем Мясиным. Это событие прошло в партнерстве с фестивалем культурного поиска «Нам нужен Дягилев» в актовом зале Ученого Совета прославленного столичного вуза.
Глобальная цель данного проекта в том, чтобы на фоне попыток недружественных стран использовать инструментарий «отмены» всего русского, открыть отечественному и зарубежному зрителю новые грани, феномены и яркие имена современной русской культуры, дать импульс для распространения новой культурной волны в мире. Традиционно на форуме представили успешные кейсы в формате живых диалогов с экспертами и коллегами, открытых дискуссий и разборов реальных примеров.
Так, к участию в работе Дягилевской конференции пригласили хореографа русского происхождения Лорка (Леонид Леонидович) Мясин, сына знаменитого танцовщика и главного балетмейстера «Русского балета Дягилева» Леонида Федоровича Мясина, оказавшего значительное влияние на профессиональное становление своего сына. В настоящее время Лорка Мясин работает над премьерой балета «Грек Зорба» в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани. Премьера состоится 12 и 13 мая в рамках международного фестиваля балета имени Рудольфа Нуриева.
- Я впервые приглашен в Россию как постановщик, это честь и большая радость – осуществить в Казани мою самую главную постановку, - сообщил по видеосвязи из-за рубежа Лорка Мясин. – Россия – моя родина, вся моя семья –русские, мы и жили по русскому укладу. Мой отец Леонид Федорович Мясин всегда стремился в Россию, мечтал ставить здесь, но к сожалению ему не позволяли. Потому что он был связан с Дягилевым, а эта эпоха – эпоха культурной революции - считалась предосудительной при власти Советов. При жизни ни один из балетов Леонида Мясина не был показан или поставлен на родине. Я возобновил десять балетов отца, но лишь однажды мне удалось представить три из них (в 2005 году Лорка поставил три одноактных балета Леонида Мясина - «Треуголку», «Парижское веселье» и «Предзнаменование» - прим. «ВК») на сцене Большого театра в Москве. И вот сейчас происходит возвращение отца (его имени) и меня в любимое отечество. Наследие отца, мое творчество – это тоже культура нашей родины. Наша русская культура не должна умереть, в будущем она должна быть примером для мира.
- Тема моего балета «Грек Зорба» касается не только балетного искусства, - продолжил свою речь Лорка Мясин, в нем заложена мощная философия, в нем триумф жизни и победа над трагедией, и это дает людям в трудные времена опору и ощущение счастья. Повторюсь, для меня шок и высшая радость оттого, что я, пока еще жив, могу показать свою работу на родине.
Заместитель директора ТГАТОиБ им.М.Джалиля Эдуард Багаутдинов рассказал участникам конференции «Дягилев: искусство продюсирования. Вчера, сегодня, завтра» о глобальных фестивальных проектах театра – Шаляпинском и Нуриевском фестивалях, которые являются одними из старейших в РФ и давно стали широко известным брендом Татарстана.
- За несколько десятилетий на сцене театра выступили солисты и танцовщики практически всей первой мировой линейки исполнителей, а также множество топовых коллективов – Большой театр, Мариинский театр, включая зарубежные, в то время, когда это было возможно, - отметил Эдуард Шавкатович. – Мы уделяем внимание не только классике, но и современному искусству, регулярно на нашей сцене выступают театр танца Бориса Эйфмана и другие коллективы. Нуриевский фестиваль в мае у нас открывает премьера балета Лорки Мясина «Грек Зорба» на музыку Микиса Теодаракиса. Идея пригласить выдающегося хореографа витала давно, ровно год назад в апреле состоялась первая встреча Мясина с директором театра Рауфалем Мухаметзяновым, а уже в мае 2023 года было принято окончательное решение. Казанская постановка «Грека Зорбы» - не калька, это обновленная и улучшенная версия балета. В постановке участвует хор театра, артисты выучили наизусть довольно трудный текст на греческом и будут исполнять его без суфлеров и «папочек». Для нашего «Грека» написаны новые слова песни (тоже эксклюзив), которая введена в партию вокалистки. Леонид Леонидович находится в прекрасной физической форме (занимается боксом и джиу-джитсу, репетирует в классе вместе с артистами), конечно, мы рассчитываем на дальнейшее сотрудничество с этим большим мастером.
Поясним, что балет «Грек Зорба» по роману греческого писателя Н.Казандзакиса Лорка Мясин впервые поставил в 1988 году в театре Арена ди Верона (Италия), главную партию исполнил Владимир Васильев, также в этой партии блестяще выступал еще один наш знаменитый соотечественник Ирек Мухамедов. Впоследствии балет «Грек Зорба» в хореографии Мясина многократно ставили в театрах всего мира. Фигура 79-летнего хореографа Леонида Мясина - младшего, на счету которого постановка более 50 балетов, априори легендарная. Родился он в 1944 году в Нью-Йорке, учился у Ива Брие, Виктора Гзовского и своего отца Леонида Мясина (выдающегося русского хореографа, который с 1913 года жил за границей, а потому в России его балетов почти не видели, хотя на Западе считали классиком), унаследовавшего тягу к драматическому театру и сюжетным балетам. Впервые на сцену Лорка вышел в 9 лет, исполнив роль маленького Иисуса Христа в балете Мясина-старшего «Воскресение и жизнь». В 20 лет вместе с сестрой - балериной Татьяной Мясиной (соотечественники могут помнить ее по художественному фильму Сергея Герасимова «Журналист») основал собственную труппу «Европейский балет», с которой гастролировал по всему миру. Мясин-младший также выступал в составе «Балета Монте-Карло», в труппе Мориса Бежара «Балет ХХ века», в Нью-Йорке в труппе Баланчина… Лорка Мясин ставил балеты в США, в Ковент-Гарден, Ла Скала, Римской опере, Парижской национальной опере и на других мировых сценах.
«Грека Зорбу» критики называли ярким воплощением площадного театра и народной мистерией. Шоу побывало в 30 странах, его увидели миллионы зрителей. И везде балет завоевывал их сердца благодаря музыке и неукротимой энергии истории о Зорбе, ставшем символом человеческого стремления к свободе, широкой души и общечеловеческих ценностей. Обаяние «Грека...» таково, что в разных странах до сих пор проходят флешмобы «Зорба»: незнакомые люди встают в круг, объединенные танцем.
Отметим, что дальнейшие планы ТГАТОиБ им.М.Джалиля наилучшим образом совпадают с главной целью Дягилевской конференции – расширять горизонты сотрудничества, популяризируя русское исполнительское искусство. Так, по словам Эдуарда Багаутдинова, следующий оперный фестиваль имени Шаляпина в 2025 году откроется оперой «Кармен» Жоржа Бизе. Спектакль поставит итальянская бригада специалистов – художники по костюмам, сценографии во главе с режиссером Марко Гандини, который был самым последним по времени учеником и ассистентом великого Франко Дзеффирелли.
Ну, а Дягилевская конференция продолжается: в субботу 27 апреля в Центральной городской публичной библиотеке имени В.В. Маяковского пройдет «День Дягилева», где всесторонне обсудят такую тему, как «Искусственный интеллект в области искусства», иными словами - исследование возможностей и перспектив искусственного интеллекта и нейросетей в области искусства. Кстати, в оформлении казанского спектакля «Грек Зорба» также частично использован ИИ.
VII Междисциплинарная научно-практическая конференция «Дягилев: искусство продюсирования. Вчера, сегодня, завтра» приурочена к дню рождения первого продюсера России Сергея Дягилева и 110-летию начала его сотрудничества с танцовщиком и хореографом Леонидом Федоровичем Мясиным. Это событие прошло в партнерстве с фестивалем культурного поиска «Нам нужен Дягилев» в актовом зале Ученого Совета прославленного столичного вуза.
Глобальная цель данного проекта в том, чтобы на фоне попыток недружественных стран использовать инструментарий «отмены» всего русского, открыть отечественному и зарубежному зрителю новые грани, феномены и яркие имена современной русской культуры, дать импульс для распространения новой культурной волны в мире. Традиционно на форуме представили успешные кейсы в формате живых диалогов с экспертами и коллегами, открытых дискуссий и разборов реальных примеров.
Так, к участию в работе Дягилевской конференции пригласили хореографа русского происхождения Лорка (Леонид Леонидович) Мясин, сына знаменитого танцовщика и главного балетмейстера «Русского балета Дягилева» Леонида Федоровича Мясина, оказавшего значительное влияние на профессиональное становление своего сына. В настоящее время Лорка Мясин работает над премьерой балета «Грек Зорба» в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани. Премьера состоится 12 и 13 мая в рамках международного фестиваля балета имени Рудольфа Нуриева.
- Я впервые приглашен в Россию как постановщик, это честь и большая радость – осуществить в Казани мою самую главную постановку, - сообщил по видеосвязи из-за рубежа Лорка Мясин. – Россия – моя родина, вся моя семья –русские, мы и жили по русскому укладу. Мой отец Леонид Федорович Мясин всегда стремился в Россию, мечтал ставить здесь, но к сожалению ему не позволяли. Потому что он был связан с Дягилевым, а эта эпоха – эпоха культурной революции - считалась предосудительной при власти Советов. При жизни ни один из балетов Леонида Мясина не был показан или поставлен на родине. Я возобновил десять балетов отца, но лишь однажды мне удалось представить три из них (в 2005 году Лорка поставил три одноактных балета Леонида Мясина - «Треуголку», «Парижское веселье» и «Предзнаменование» - прим. «ВК») на сцене Большого театра в Москве. И вот сейчас происходит возвращение отца (его имени) и меня в любимое отечество. Наследие отца, мое творчество – это тоже культура нашей родины. Наша русская культура не должна умереть, в будущем она должна быть примером для мира.
- Тема моего балета «Грек Зорба» касается не только балетного искусства, - продолжил свою речь Лорка Мясин, в нем заложена мощная философия, в нем триумф жизни и победа над трагедией, и это дает людям в трудные времена опору и ощущение счастья. Повторюсь, для меня шок и высшая радость оттого, что я, пока еще жив, могу показать свою работу на родине.
Заместитель директора ТГАТОиБ им.М.Джалиля Эдуард Багаутдинов рассказал участникам конференции «Дягилев: искусство продюсирования. Вчера, сегодня, завтра» о глобальных фестивальных проектах театра – Шаляпинском и Нуриевском фестивалях, которые являются одними из старейших в РФ и давно стали широко известным брендом Татарстана.
- За несколько десятилетий на сцене театра выступили солисты и танцовщики практически всей первой мировой линейки исполнителей, а также множество топовых коллективов – Большой театр, Мариинский театр, включая зарубежные, в то время, когда это было возможно, - отметил Эдуард Шавкатович. – Мы уделяем внимание не только классике, но и современному искусству, регулярно на нашей сцене выступают театр танца Бориса Эйфмана и другие коллективы. Нуриевский фестиваль в мае у нас открывает премьера балета Лорки Мясина «Грек Зорба» на музыку Микиса Теодаракиса. Идея пригласить выдающегося хореографа витала давно, ровно год назад в апреле состоялась первая встреча Мясина с директором театра Рауфалем Мухаметзяновым, а уже в мае 2023 года было принято окончательное решение. Казанская постановка «Грека Зорбы» - не калька, это обновленная и улучшенная версия балета. В постановке участвует хор театра, артисты выучили наизусть довольно трудный текст на греческом и будут исполнять его без суфлеров и «папочек». Для нашего «Грека» написаны новые слова песни (тоже эксклюзив), которая введена в партию вокалистки. Леонид Леонидович находится в прекрасной физической форме (занимается боксом и джиу-джитсу, репетирует в классе вместе с артистами), конечно, мы рассчитываем на дальнейшее сотрудничество с этим большим мастером.
Поясним, что балет «Грек Зорба» по роману греческого писателя Н.Казандзакиса Лорка Мясин впервые поставил в 1988 году в театре Арена ди Верона (Италия), главную партию исполнил Владимир Васильев, также в этой партии блестяще выступал еще один наш знаменитый соотечественник Ирек Мухамедов. Впоследствии балет «Грек Зорба» в хореографии Мясина многократно ставили в театрах всего мира. Фигура 79-летнего хореографа Леонида Мясина - младшего, на счету которого постановка более 50 балетов, априори легендарная. Родился он в 1944 году в Нью-Йорке, учился у Ива Брие, Виктора Гзовского и своего отца Леонида Мясина (выдающегося русского хореографа, который с 1913 года жил за границей, а потому в России его балетов почти не видели, хотя на Западе считали классиком), унаследовавшего тягу к драматическому театру и сюжетным балетам. Впервые на сцену Лорка вышел в 9 лет, исполнив роль маленького Иисуса Христа в балете Мясина-старшего «Воскресение и жизнь». В 20 лет вместе с сестрой - балериной Татьяной Мясиной (соотечественники могут помнить ее по художественному фильму Сергея Герасимова «Журналист») основал собственную труппу «Европейский балет», с которой гастролировал по всему миру. Мясин-младший также выступал в составе «Балета Монте-Карло», в труппе Мориса Бежара «Балет ХХ века», в Нью-Йорке в труппе Баланчина… Лорка Мясин ставил балеты в США, в Ковент-Гарден, Ла Скала, Римской опере, Парижской национальной опере и на других мировых сценах.
«Грека Зорбу» критики называли ярким воплощением площадного театра и народной мистерией. Шоу побывало в 30 странах, его увидели миллионы зрителей. И везде балет завоевывал их сердца благодаря музыке и неукротимой энергии истории о Зорбе, ставшем символом человеческого стремления к свободе, широкой души и общечеловеческих ценностей. Обаяние «Грека...» таково, что в разных странах до сих пор проходят флешмобы «Зорба»: незнакомые люди встают в круг, объединенные танцем.
Отметим, что дальнейшие планы ТГАТОиБ им.М.Джалиля наилучшим образом совпадают с главной целью Дягилевской конференции – расширять горизонты сотрудничества, популяризируя русское исполнительское искусство. Так, по словам Эдуарда Багаутдинова, следующий оперный фестиваль имени Шаляпина в 2025 году откроется оперой «Кармен» Жоржа Бизе. Спектакль поставит итальянская бригада специалистов – художники по костюмам, сценографии во главе с режиссером Марко Гандини, который был самым последним по времени учеником и ассистентом великого Франко Дзеффирелли.
Ну, а Дягилевская конференция продолжается: в субботу 27 апреля в Центральной городской публичной библиотеке имени В.В. Маяковского пройдет «День Дягилева», где всесторонне обсудят такую тему, как «Искусственный интеллект в области искусства», иными словами - исследование возможностей и перспектив искусственного интеллекта и нейросетей в области искусства. Кстати, в оформлении казанского спектакля «Грек Зорба» также частично использован ИИ.