Шаляпинский фестиваль начался с «Пиковой дамы»
02 ФЕВРАЛЯ 2017
Событие номер один
Безусловно, Шаляпинский фестиваль — в Казани это главное событие года в классической музыке. В этом году он собрал более 40 солистов и дирижеров из девяти стран мира, в афише 12 спектаклей и два гала-концерта, которые, как обычно, венчают фест. В эти два вечера на сцене — «все звезды».
А пока первый фестивальный вечер отметился снегопадом и собрал возле парадного входа в Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля изрядное количество желающих попасть в театральный зал. Увы, поймать заветные «лишние билеты» смогли далеко не все страждущие.
Шаляпинский хорош и крепок своим здоровым консерватизмом — в фойе традиционная и, надо отдать должное ее создателям, весьма информативная выставка, посвященная великому басу, возле которой всегда много любознательной публики. Здесь играет квартет Захара Штейнберга, и что бы ни говорили по этому поводу зануды, он создает определенное праздничное настроение у зрителей. Ведь в театр ходят не только критики, для которых это работа, но и «просто зрители», для них это особое событие, на которое нужно настроиться.
«Шаляпинский фестиваль — это большое событие для казанцев, для тех, кто любит классическую музыку», — полагает музыкальный критик Гюляра Садых-заде из Санкт-Петербурга, которая уже не первый раз приезжает на фестиваль. Вообще же интерес к Шаляпинскому среди столичной прессы весьма большой — сейчас в Казани на фестивале аккредитованы представители «Музыкальной жизни», «Российской газеты», «Известий», «Независимой газеты», «Московского комсомольца», «Петербургского театрального журнала», газеты «Мариинский театр», портала о классической музыке «Бельканто».
В первые два вечера на фестивале работают представители экспертного совета «Золотой маски». Предмет их интереса — фестивальная премьера «Пиковой дамы» в постановке Юрия Александрова. Интерес понятен: предыдущая постановка оперы Чайковского Александровым в московской Новой опере вызвала шквал споров своей неоднозначностью. Она буквально разделила и критиков, и зрителей на два лагеря — ярых противников и ярых сторонников режиссерской концепции Юрия Александрова.
Кому везет в карты
Опять-таки традиционная фишка казанской оперы — вступительное слово перед спектаклем. Автор этих строк, хотя не является абсолютным поклонником такой презентации постановок, вчера был абсолютно согласен с таким представлением. Все дело в личности представляющего спектакль. Вчера же публике повезло — вступительное слово произнес профессор Казанской государственной консерватории Вадим Дулат-Алеев.
Говорить, что Дулат-Алеев — эрудит, так же банально, как напоминать, что Волга впадает в Каспийское море. Профессор, безусловно, владеет материалом, но главное заключается в точности подачи, в умении найти важные детали, уйдя от многословия, суметь вычленить главное. И еще одно: Дулат-Алеев очень артистичен и всегда умеет точно настроить зрительный зал в эмоциональном плане. Так было и вчера.
На этот раз Юрий Александров при работе над «Пиковой дамой» выбрал классическую концепцию и бережное отношение и к либретто, и к музыке Чайковского. То же самое можно сказать и о трактовке музыкального руководителя постановки маэстро Марко Боэми. Карточная игра в спектакле — проявление одной из темных сторон человеческой натуры, а Графиня — центр этой черной воронки, водоворота, затягивающего и губящего.
«Когда в городе один оперный театр, то классическая версия постановки предпочтительна», — полагает Гюляра Садых-заде. Впрочем, из разговоров в антракте публики можно было понять, что спектакль захватил внимание, кто-то даже обронил фразу «романтический триллер». «Жду с нетерпением финала, интересно, как режиссер решит сцену гибели Германа», — поделился впечатлениями в антракте казанский кинорежиссер Алексей Барыкин, снявший некоторое время назад небольшой, но очень информативный фильм о казанской опере.
Финальная сцена в игорном доме была решена режиссером с трагическим пафосом, и публика, аплодируя стоя, долго не отпускала артистов. Сегодня на фестивале второй показ «Пиковой дамы», о которой завтра мы поговорим более подробно.
Безусловно, Шаляпинский фестиваль — в Казани это главное событие года в классической музыке. В этом году он собрал более 40 солистов и дирижеров из девяти стран мира, в афише 12 спектаклей и два гала-концерта, которые, как обычно, венчают фест. В эти два вечера на сцене — «все звезды».
А пока первый фестивальный вечер отметился снегопадом и собрал возле парадного входа в Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля изрядное количество желающих попасть в театральный зал. Увы, поймать заветные «лишние билеты» смогли далеко не все страждущие.
Шаляпинский хорош и крепок своим здоровым консерватизмом — в фойе традиционная и, надо отдать должное ее создателям, весьма информативная выставка, посвященная великому басу, возле которой всегда много любознательной публики. Здесь играет квартет Захара Штейнберга, и что бы ни говорили по этому поводу зануды, он создает определенное праздничное настроение у зрителей. Ведь в театр ходят не только критики, для которых это работа, но и «просто зрители», для них это особое событие, на которое нужно настроиться.
«Шаляпинский фестиваль — это большое событие для казанцев, для тех, кто любит классическую музыку», — полагает музыкальный критик Гюляра Садых-заде из Санкт-Петербурга, которая уже не первый раз приезжает на фестиваль. Вообще же интерес к Шаляпинскому среди столичной прессы весьма большой — сейчас в Казани на фестивале аккредитованы представители «Музыкальной жизни», «Российской газеты», «Известий», «Независимой газеты», «Московского комсомольца», «Петербургского театрального журнала», газеты «Мариинский театр», портала о классической музыке «Бельканто».
В первые два вечера на фестивале работают представители экспертного совета «Золотой маски». Предмет их интереса — фестивальная премьера «Пиковой дамы» в постановке Юрия Александрова. Интерес понятен: предыдущая постановка оперы Чайковского Александровым в московской Новой опере вызвала шквал споров своей неоднозначностью. Она буквально разделила и критиков, и зрителей на два лагеря — ярых противников и ярых сторонников режиссерской концепции Юрия Александрова.
Кому везет в карты
Опять-таки традиционная фишка казанской оперы — вступительное слово перед спектаклем. Автор этих строк, хотя не является абсолютным поклонником такой презентации постановок, вчера был абсолютно согласен с таким представлением. Все дело в личности представляющего спектакль. Вчера же публике повезло — вступительное слово произнес профессор Казанской государственной консерватории Вадим Дулат-Алеев.
Говорить, что Дулат-Алеев — эрудит, так же банально, как напоминать, что Волга впадает в Каспийское море. Профессор, безусловно, владеет материалом, но главное заключается в точности подачи, в умении найти важные детали, уйдя от многословия, суметь вычленить главное. И еще одно: Дулат-Алеев очень артистичен и всегда умеет точно настроить зрительный зал в эмоциональном плане. Так было и вчера.
На этот раз Юрий Александров при работе над «Пиковой дамой» выбрал классическую концепцию и бережное отношение и к либретто, и к музыке Чайковского. То же самое можно сказать и о трактовке музыкального руководителя постановки маэстро Марко Боэми. Карточная игра в спектакле — проявление одной из темных сторон человеческой натуры, а Графиня — центр этой черной воронки, водоворота, затягивающего и губящего.
«Когда в городе один оперный театр, то классическая версия постановки предпочтительна», — полагает Гюляра Садых-заде. Впрочем, из разговоров в антракте публики можно было понять, что спектакль захватил внимание, кто-то даже обронил фразу «романтический триллер». «Жду с нетерпением финала, интересно, как режиссер решит сцену гибели Германа», — поделился впечатлениями в антракте казанский кинорежиссер Алексей Барыкин, снявший некоторое время назад небольшой, но очень информативный фильм о казанской опере.
Финальная сцена в игорном доме была решена режиссером с трагическим пафосом, и публика, аплодируя стоя, долго не отпускала артистов. Сегодня на фестивале второй показ «Пиковой дамы», о которой завтра мы поговорим более подробно.