КУПИТЬ БИЛЕТЫ
RUS
/ Революция в музыкальном театре

Революция в музыкальном театре

15 декабря 2020

В начале декабря в рамках фестиваля «Yзгəреш җиле» («Ветер перемен») на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля состоялась премьера первого национального мюзикла «Алтын Казан», который стал, пожалуй, самым ярким культурным событием уходящего года, проведенного, к сожалению, многими поклонниками театрального искусства в режиме ограничений и самоизоляции.

Сразу оговоримся, что такая постановка в любом, даже самом насыщенном театральном сезоне смотрелась бы не просто достойно, а революционно – еще несколько лет назад татарский мюзикл на сцене нашего музыкального театра было невозможно представить. Глядя на одухотворенные лица зрителей, среди которых, кстати, было много молодых людей, я подумала, что похожие чувства могли испытывать свидетели постановки первого национального балета Фарида Яруллина «Шурале», премьера которого  состоялась в 1945 году, – на их глазах тоже творилась история.

Об истории создания
«Алтын Казан» – далеко не первый эксперимент на сцене нашего театра. В 1989 году была поставлена рок-опера Рашида Калимуллина «Крик кукушки» на татарском языке. Кстати, ее автор ныне председатель Правления Союза композиторов России. Это была первая татарская опера нового поколения. Вместе с рядом других произведений Калимуллина тех лет она открыла постсоветский этап в истории татарской музыки, который можно назвать и постакадемическим. В это время вообще многое менялось. Произведение Калимуллина было названо рок-оперой, поскольку оно представляло собой синтез академической и популярной музыки, а главную партию исполнял не академический оперный певец, а эстрадный певец Альберт Асадуллин. Спектакли проходили в Казани и в Москве, но, как многое созданное в переходный период, опера оказалась недолговечной.

Идея «Алтын Казан» родилась 10 лет назад, когда студент Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова Эльмир Низамов в качестве дипломного проекта написал рок-оперу о золотом казане. Но до некоторого времени, как признался композитор, дирекция театра считала ее постановку несвоевременной. А несколько лет назад руководство Татарстана поставило задачу: привести татарскую эстраду в соответствие с современными тенденциями мирового шоу-бизнеса. Задача, скажем прямо, не из легких, требующая, как отмечено в программе спектакля, «принципиально нового подхода и ярких личностей для интерпретации новых идей». После этого возник фестиваль «Ветер перемен», и за четыре года его проведения плеяда таких личностей сложилась. Тогда и обратились к идее создать первый татарский мюзикл на основе уже существующего произведения Эльмира Низамова «Алтын Казан». Тем более что многие партии уже несколько лет исполняются отдельно известными татарскими певцами, а в первой, сокращенной версии спектакль был представлен публике 30 августа 2014 года в формате open-air на площадке у казанской «Чаши» в честь Дня Республики Татарстан. Так год назад началась работа над второй редакцией – появились новые песни, арии, практически полностью был написан второй акт.

О сюжете
«Алтын Казан» – спектакль о Казани. Название города переводится как «котел», что и нашло отражение в содержании мюзикла. Отдельная благодарность создателям за то, что в этот раз отказались от исторических персонажей и их мифологизации.
В мюзикле современная реальность чудесным образом переплетается со сказочной древностью. В начале первого действия зритель видит Зиланта –  мудрого и могучего хранителя казанской земли. Не могу сказать, что видеопроекция, созданная специалистами по компьютерной графике, выглядит убедительно. И все же такое решение сразу настраивает зрителя на жанр фэнтези, а ему многое позволено.
В основе сюжета – легенда о волшебном золотом казане, который выкован искусным мастером: вода в нем закипает без огня, обладает животворной силой и исцеляет болезни. Вокруг этого и происходит все действие спектакля. Герои выясняют: волшебный казан или нет, попутно рассуждая о власти, богатстве, чести и любви, конечно, – куда без нее. К середине второго действия выясняется: чтобы казан закипел без огня, а вода в нем стала живой, ее должен наливать человек с чистой душой и помыслами. Другими словами, если люди будут любить свою землю и сохранять сердца и мысли в чистоте, то жизнь в городе будет кипеть – таков основной посыл спектакля. И смысл хорош, только действие затянуто, особенно оно топчется на месте во втором акте – теряется динамика.
Но либретто – как раз то, что всегда можно в спектакле доработать, и большинство шедевров, которые идут на сцене татарского академического, за свою историю не раз совершенствовались и оттачивались в части сюжета.

О достоинствах
Главное достоинство спектакля – музыка. Мюзикл предполагает значительно больше свободы, чем академический спектакль или даже рок-опера, – здесь можно практически все. Музыка «Алтын Казан» одновременно и глубоко национальна, и вненациональна. Она представляет собой синтез разных музыкальных стилей: в ней присутствуют и джаз, и эстрада, и рок, и симфонические фрагменты. И все это написано и исполнено ярко, мощно, профессионально. С такой музыкой можно достойно выступать на лучших сценах мира и продолжать, выражаясь современным языком, интеграцию национальной культуры в мировое пространство современного музыкального искусства. Это первое. И второе, возможно, главное: музыка Эльмира Низамова стучится в сердце каждого зрителя и, независимо от национальности, находит в нем отклик – такое под силу только настоящему таланту. Кстати, поздравляем 33-летнего композитора с присвоением ему накануне премьеры звания заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан и желаем покорения новых творческих вершин.
Мюзикл – легкий жанр, но требует большой трудоемкой работы всего творческого коллектива, потому что легкость дается непросто. Неудивительно, что к созданию спектакля была привлечена интернациональная и очень профессиональная команда. Режиссер Михаил Панджавидзе хорошо знаком казанцам своими яркими постановками «Мадам Баттерфляй», «Турандот», «Любовь поэта», «Джалиль». Декорации, придуманные художником Гарри Гуммелем, благодаря компьютерной графике оживают и становятся в одних случаях динамичными, как, например, растущие минареты «Кул Шариф», или романтичными, как современная ночная набережная Казанки под дождем. Хореография Сергея Мандрика не вышла за пределы традиционного мюзикла, хотя на сцене, где идут лучшие образцы мирового балета, хотелось бы увидеть что-то интереснее. Музыкальный руководитель Вадим Эйленкриг солировал в начале второго действия и привез своих музыкантов, которые украсили джазовые партии спектакля. Конечно, создателям пришлось иметь дело с госзаказом, а это всегда накладывает свой отпечаток. Но время все расставит по местам и покажет, что было настоящим искусством, а что – компромиссом.

Слова восхищения по праву заслужили и артисты: Аксылу (Эльмира Калимуллина), Битимер (Филюс Кагиров), Ханзаде (Артур Исламов), Нукер (Айдар Сулейманов), Сихатбану (Алина Шарипжанова), органично вписавшись в жанр мюзикла, пели и одновременно много двигались на сцене. В очередной раз на высоте оказался хор, который на этот раз еще и затанцевал. Словом, исполнительское мастерство вызвало искренний восторг зрителей, скандировавших на фоне финальных аплодисментов «Мо-лод-цы!».

Такого наш зритель на сцене музыкального театра еще не видел. Спасибо организаторам и участникам этого праздника. Они напомнили, что счастье можно найти даже в темные времена, если не забывать обращаться к свету.
Премьера прошла с оглушительным успехом. Надеемся, что спектакль войдет в репертуар и с ним смогут познакомиться все татарстанцы. И будем ждать премьер в новом году!



Поделитесь в социальных сетях

Информация о прессе

Автор:

Марина Горшкова 

СМИ:

Журнал «Республика. XXI век

Источник: