КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Премьера «Тоски» на 40-м Шаляпинском фестивале в Казани

Премьера «Тоски» на 40-м Шаляпинском фестивале в Казани

08 МАРТА 2022

Февраль — время проведения старейшего ежегодного оперного смотра в России. Шаляпинский оперный фестиваль в Казани в этом году отметил своё сорокалетие.

Родившись в Татарском театре оперы и балета им. Джалиля в далеком 1982-м году, накануне распада Советского Союза и последовавших за ним 90-х годов — времени катастрофического упадка культуры и экономики, он сумел не только выжить. За последующие десятилетия фестиваль окреп, расцвёл и сегодня по праву занимает одну из лидирующих позиций в фестивальном движении России и стран СНГ.

В чём же секрет его успеха? Их несколько… В первую очередь, этот фестиваль — смотр лучших голосов России и мира, и это главное, что привлекает меломанов отовсюду. В казанском театре нет постоянной оперной труппы, как в остальных театрах России. И эта схема позволяет приглашать на главные партии каждого спектакля (не только в рамках фестиваля) лучших солистов из разных театров и стран. Для новой постановки отбирается уникальный состав солистов, соответствующий самым высоким критериям. Второй по счету, но не по значимости момент. Шаляпинский фест — территория свободная от уже набившего оскомину диктата режиссёра, так называемой «режоперы», когда постановщик пренебрегает замыслом композитора и либреттиста, пытаясь утвердить себя в качестве самостоятельного творца, придумывая перпендикулярный спектакль «на тему». И это, безусловно, заслуга автора идеи фестиваля и его бессменного кормчего — директора театра Рауфаля Мухаметзянова. Шедевры русской и западноевропейской оперы здесь ставят приглашенные отечественные и зарубежные мэтры — с бережным отношением к традиционной оперной эстетике, уделяя большое внимание красоте оформления, как правило, в стилистике «большой оперы». И даже редкие вылазки за рамки классического спектакля, такие как, например, эффектный и пронзительный хайтек «Мадам Баттерфляй» Пуччини, отличаются отменным вкусом и не выпадают за рамки общей концепции фестиваля.

Обычно Шаляпинский фестиваль открывается премьерой. Отрадно, что несмотря на тяжелую эпидемиологическую и непростую экономическую ситуации, эта традиция не была нарушена — премьера «Тоски» Джакомо Пуччини дала старт юбилейному форуму.

Это уже четвертое обращение театра к одному из самых востребованных названий в мировом оперном репертуаре — предыдущие датируются 1951-м, 1966-м и 1993-м годами (последняя постановка продержалась на сцене казанского театра около четверти века, вплоть до 2018-го года). А впервые казанская публика услышала «Тоску» в далеком 1904 году в исполнении оперного товарищества под руководством солиста Мариинского театра Николая Фигнера, спустя всего четыре года после ее премьеры в римском театре «Костанци».

Новый спектакль, максимально приближенный к первоисточнику, доставляет большое эстетическое удовольствие, благодаря роскошным масштабным декорациям и богатым аутентичным костюмам. Вячеслав Окунев достоверно и со вниманием к деталям изобразил на сцене римскую церковь Сант-Андреа (I акт), итальянский пейзаж с кипарисами во дворце Фарнезе (II акт), суровый замок Сант-Анджело со статуей Архангела Михаила (III акт). Со знанием дела и с бережным отношением к либретто выстроены мизансцены и проработаны роли опытнейшим Юрием Александровым, многократно ставившим «Тоску» за свою 45-летнюю карьеру.

За два вечера — 30 и 31 января — казанская публика смогла оценить и сравнить два практически равноценных состава солистов. Бесспорным лидером первого стал давний любимец казанской публики — тенор Ахмед Агади в роли Марио Каварадосси. Отточенное вокальное мастерство помноженное на актерскую харизму позволило ему создать яркий образ пылкого художника и патриота. Елена Михайленко из «Геликон-оперы» выступила достойно, но создалось ощущение, что партия Тоски не совсем подходит её типу голоса. Станислав Трифонов в роли барона Скарпиа — брутальный, жестокий шеф полиции. Вокально артист выложился уже в первом действии, на поединок с Тоской во втором ему порой не хватало певческого ресурса, и, как следствие, он был вынужден прибегать к форсированному звучанию.

Украшение второго состава — Зоя Церерина. Вот уж действительно настоящая Флория Тоска — черноокая статная примадонна, с уникальным голосом и магнетическим аристократизмом. Молодой тенор Федор Атаскевич (Каварадосси) из Михайловского театра составил ей отличную пару. Объемный и благородный тембр голоса с лихвой компенсировал небольшие технические помарки, которые хочется списать на недостаток опыта. Баритон Эвеза Абдуллы (Скарпиа) звучал довольно блекло и характерно, с трудом пробиваясь сквозь оркестровую яму, а созданный им образ похотливого барона вышел карикатурным и одномерным. Достойно выступили в оба вечера исполнители второстепенных партий: Ирек Фаттахов (Ризничий), Юрий Ившин (Анджелотти), Олег Мачин (Сполетта), Фанис Мухтаров (Шарроне) и Айдар Нургаянов (Тюремщик). Юный Карим Галеев замечательно исполнил арию пастушка в третьем действии. 

Оркестр под управлением главного дирижера театра и музыкального руководителя постановки Рената Салаватова безупречно взаимодействовал с солистами, тонко играя оркестровыми красками и гибко фразируя. Блестящая работа! 

Помимо премьеры «Тоски», юбилейный фестиваль представил ещё семь оперных названий: «Пиковую даму» Чайковского, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Травиату» и «Аиду» Верди, «Севильского цирюльника» Россини, современную татарскую оперу «Сююмбике» Ахияровой и премьеру текущего сезона — «Паяцев» Леонкавалло.

Параллельная программа форума, курируемая заведующей литературной частью театра Жанной Мельниковой, удачно дополнила основную. В ее рамках прошли два камерных концерта вокальной музыки в ГБКЗ имени С. Сайдашева (новшество фестиваля), открытые репетиции на сцене Татарского оперного театра, кинопоказы зарубежных постановок, лекция и круглый стол, выставка к 40-летию Шаляпинского фестиваля.

В следующем году фестиваль, проводящийся на родине Федора Ивановича Шаляпина и носящий его славное имя, будет посвящён 150-летию со дня рождения великого русского певца. И нет сомнения, что нас ожидает насыщенная программа, новые премьеры и встречи как с уже полюбившимися артистами, так открытия новых голосов.