Под "знаменем" Шаляпина
02 МАЯ 2024
В Казани завершился 42-й Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, продолжавшийся более месяца. Марафон оперного искусства традиционно проходил в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, легендарный директор которого Рауфаль Мухаметзянов и придумал его в 1982 году.
Фестиваль - старейший и в настоящее время самый крупный в нашей стране - начинался как всероссийский, а через несколько лет окреп, развился и в 1991 году приобрел статус международного. За истекшие десятилетия его участниками становились лучшие оперные певцы Советского Союза, России и мира: Ирина Архипова и Ирина Богачева, Любовь Казарновская и Дмитрий Хворостовский, Ольга Бородина и Ильдар Абдразаков, Рене Папе и многие, многие другие. Не случайно этот фестиваль был назван именем Федора Ивановича Шаляпина, ведь самый знаменитый бас мира родился в Казани, а затем, уже будучи знаменитым певцом, неоднократно выступал в родном городе.
«Имя Шаляпина для фестиваля сегодня - это, прежде всего, колоссальная ответственность, - считает Рауфаль Мухаметзянов. - Ответственность по отношению к художественному уровню представляемых спектаклей, к качеству исполнения». Рауфаль Сабирович проявил завидный художественный вкус и стойкость, не допуская в репертуар руководимого им театра «режоперные» постановки. А те единичные из них, которые в прежние годы в силу разных обстоятельств попали на эту сцену, были сняты после нескольких показов. Высокий уровень постановок и исполнения в Татарском оперном театре и, естественно, в фестивальных спектаклях поддерживается неукоснительно, поэтому здесь всегда аншлаг. Роскошные декорации и костюмы во всех постановках - великолепный стандарт казанского театра. А в грандиозном главном фойе каждый год открываются новые выставки, посвященные событиям фестиваля и его ретроспективе. На фестивальные спектакли в Казань приезжают зрители из разных городов страны, в том числе из Москвы и Петербурга, а до известных событий и поклонники оперного искусства из-за рубежа. Кстати, благодаря этому фестивалю в Казани появился памятник Шаляпину.
Программа Шаляпинского фестиваля формируется из самых выдающихся опер - как русских, так и зарубежных и обязательно открывается премьерой. В этом году она состояла из девяти опер (некоторые исполнялись неоднократно с разными солистами), двух концертов вокальной музыки, проходивших в казанском Государственном концертном зале имени С.С. Сайдашева, двух гала-концертов и пяти лекций, посвященных как отдельным операм, так и разным аспектам истории оперного искусства в Казани. Лекции проводились в Национальной библиотеке Республики Татарстан известными петербургскими, московскими и казанскими музыковедами - Ольгой Русановой (Москва), Натальей Кожевниковой (Петербург), Евгенией Шигаевой и Лилией Салиховой (Казань), а также оперным певцом и режиссером, постоянным ведущим Шаляпинского фестиваля Эдуардом Трескиным (Москва) и собирали полные залы.
Премьера этого года - новая постановка оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», редкая гостья на оперных сценах нашей страны. Выбор именно такого произведения обусловлен 150-летием оперных сезонов в Казани, первый из которых открылся в 1874 году этой оперой. А во время празднования 25-летия оперных показов в Казани партию Ивана Сусанина в «Жизни за царя» исполнил уже ставший знаменитым Ф.И. Шаляпин.
Новую постановку осуществил петербургский десант: музыкальный руководитель и дирижер Андрей Аниханов, режиссер Юрий Александров, ассистент режиссера Анастасия Удалова, художник-постановщик Вячеслав Окунев. Партию Ивана Сусанина в обоих премьерных спектаклях исполнил выдающийся солист Большого театра, уроженец Казани Михаил Казаков.
У «Жизни за царя» имеется два либретто - редкий случай в истории оперного искусства. Первое сочинил барон Егор Розен, второе, в 1939 году, Сергей Городецкий. В советские годы цари могли существовать только в сказках и в историческом прошлом, поэтому название «Жизнь за царя» деятели культуры того времени неоднократно меняли, но чаще всего опера шла под названием «Иван Сусанин». К слову, Глинка назвал свою первую оперу именно «Иван Сусанин», но Николай I, когда ему подали партитуру, исправил название на «Жизнь за царя». Юрий Александров из двух имеющихся текстов либретто создал третье, новое, решив, что оно более понятно зрителям XXI века.
Александров также из многочасового произведения создал более компактную редакцию, наиболее отвечающую восприятию современной публики: двухактный спектакль, в котором события развиваются стремительно, в течение одного дня, но весь основной музыкальный материал был им сохранен, как и развитие образов.
В сконцентрированной постановке трагедия Ивана Сусанина пронзала сердце. Правда, этому способствовало и выдающееся исполнение партии Сусанина солистом Большого театра Михаилом Казаковым. Помимо образцового вокала, Казаков потряс публику глубиной своей актерской игры, продемонстрировав весь спектр трагической палитры переживаний Ивана Сусанина - от момента, когда он задумался над предложением вооруженного польского отряда, ворвавшегося в его дом во время подготовки к свадьбе дочери Антониды (солистка Татарского театра Гульнора Гатина в первом спектакле и солистка Михайловского театра Светлана Москаленко - во втором) проводить их к русскому царю, чтобы убить его, до последних минут своей жизни, когда в глухой чаще заснеженного леса он сообщает полякам, что это место их скорой могилы.
Как тонко подметил народный поэт Татарстана Ренат Харис, в минуту, когда Сусанин взял с поляков деньги за псевдоготовность отвести их к царю, начался процесс превращения поступка в подвиг, завершившийся в лесу его гибелью от рук разъяренных врагов, которые тоже найдут свое последнее пристанище в глубоком российском снегу.
Собинина пели солист Мариинского театра Кирилл Белов и солист московского театра «Новая опера» Нурлан Бекмухамбетов. Белов, хоть и не обладает драматическим тенором, но возможности его голоса и отличная вокальная школа позволили ему успешно исполнить сложную партию, а его актерское дарование довершило убедительное создание образа. Приглашение же Бекмухамбетова на эту партию представляется мне ошибкой театра: у певца несильный, характерный лирический тенор и совсем другое актерское амплуа.
Зато обе Антониды были прекрасны: и у Гатиной, и у Москаленко - яркие, звонкие сопрано, отличная техническая оснащенность и глубокое осознание роли. Истинным актерским шедевром стал образ приемного сына Сусанина Вани в исполнении солистки Мариинского театра Екатерины Сергеевой. Очень стройная, подвижная, легкая в движениях певица даже лихо отплясывала русского вприсядку! Сергеева создала пронзительный образ мальчика-подростка, преданно любящего своего отца и сестру и проявившего незаурядные для такого юного возраста ответственность и патриотизм. Отчаяние Вани, проделавшего большой путь из своей деревни до монастыря, где находился царь Михаил Федорович, загнавшего коня и оставшуюся часть пути пробежавшего по заснеженной дороге бегом, когда он наткнулся на наглухо закрытые ворота, передавалось зрителям до мурашек и боли душевной! Но услышали в монастыре Ваню! И царь оказался спасен.
Художник-постановщик Вячеслав Окунев сделал красивую, по большей части, постановку, особенно сцену Польского бала с многочисленными разнообразными костюмами, поражающими своей роскошью, но некоторые элементы оформления спектакля вызывали недоумение. Например, двухэтажный рубленый дом Сусанина с балконами и террасами на втором этаже больше напоминает архитектурный стиль XIX века, нежели XVI. И вообще такое строение похоже, скорее, на купеческую усадьбу, нежели на крестьянский дом. Почему художник одел Антониду в боярские одежды? Даже предстоявшая свадьба с Собининым не изменила бы ее сословие. А с чего вдруг зажиточный (судя по размеру дома и обстановке) крестьянин Иван Сусанин одет в мороз в тоненький кафтан? Уж у него всяко был овечий полушубок или что-то подходящее для зимы. И почему вдруг у Сусанина короткая стрижка и аккуратно подстриженная тоже короткая бородка, изящно окантовывающая его лицо? Где он нашел цирюльника в глухой костромской деревне? Да и не носили крестьяне в XVI веке короткие стрижки! Боярам бороды начал стричь Петр I два века спустя. Таких странных нелепостей меньше всего ожидаешь от художника, имеющего звание народного художника России.
Музыкальный руководитель постановки и дирижер второго спектакля (первым дирижировал специально приглашенный на премьеру Валерий Гергиев) Андрей Аниханов создал крепкий и выразительный музыкальный ансамбль. Большой опыт дирижирования операми и отточенное мастерство позволили маэстро Аниханову совместить в музыке авторский замысел с идеями режиссера, а также продемонстрировать масштабность высказывания.
Концертное исполнение оперы Джакомо Пуччини «Богема» продолжило программу фестиваля. Это тоже, можно сказать, премьера. «Богемы» в репертуаре Татарского театра пока нет, но, наверное, скоро будет. Исполнение оперы представило казанцам и гостям фестиваля оркестр Большого театра под управлением Антона Гришанина и московских солистов: Рудольф - Алексей Татаринцев (солист Большого театра и «Новой оперы») и солистов Большого театра: Анну Шаповалову, Андрея Потатурина, Родиона Паульса, Юрия Сырова, а также хор Татарского театра. На следующий день «Богему» повторили с другим составом солистов Татарского театра. Опера прозвучала красиво, свежо, эмоционально, трогательно. Приятно, что солисты Татарского театра по качеству голосов и мастерству не уступали коллегам из Большого. Второй спектакль был посвящен 110-летию со дня рождения выдающегося певца, педагога, в 1956-1960 и в 1975-1986 годах - главного режиссера Татарского театра оперы и балета Ниаза Курамшевича Даутова. «Богему» выбрали не случайно: это один из последних спектаклей, поставленных Даутовым в Казани 40 лет назад, в 1984 году.
«Паяцы» Руджеро Леонкавалло в постановке Юрия Александрова и сценическом оформлении Вячеслава Окунева, дирижер Марко Боэми (Италия) очень любимы казанской публикой за невероятную мощь страстей и красоту голосов, которую в каждом спектакле демонстрируют солист Мариинского театра Ахмед Агади (Канио), солистка Михайловского театра Валентина Феденёва (Недда), Станислав Трифонов (Большой театр Беларуси) - Тонио и Дамир Закиров (Михайловский театр) - Беппо. Певцы настолько вживаются в свои образы, а мастеровитый маэстро Боэми так темпераментно дирижирует оркестром, что никакие титры на русском языке не нужны. Любовные страсти - при хорошем исполнении - понятны на любом языке, в данном случае - на итальянском.
Одна из традиций фестиваля - в день рождения Ф.И. Шаляпина, 13 февраля, давать оперу Мусоргского «Борис Годунов», в которой Шаляпин с невероятным успехом пел Бориса. В Татарском театре идет раритетная постановка Леонида Баратова (1895- 1964), перенесенная на казанскую сцену из Большого театра в редакции Михаила Панджавидзе. Художественное оформление спектакля по эскизам народного художника СССР Федора Федоровского (1883-1955) выполнено художником Виктором Немковым и художником по костюмам Людмилой Волковой. Скажу сразу - восхищает всё: и соборы Московского кремля, и царские палаты, и корчма. А костюмы! Они такие выразительные и настолько соответствуют историческому периоду, в котором происходит действие, что сразу ясно, кто есть кто, даже если артист еще ни одного звука не издал.
Еще одна традиция Шаляпинского фестиваля - партию Бориса Годунова всегда исполняет один из лучших Борисов современности Михаил Казаков. У Казакова партия Бориса - в крови и плоти. Если сидеть близко, то на лице певца читаются все эмоции, все переживания Годунова, которые, разумеется, великолепно выражены и в голосе. Но двойное сочетание производит на зрителей глубочайшее впечатление, особенно сцена смерти Бориса в финале. Великое искусство артиста проявляется и в том, как он воскресает после этой смерти и выходит на поклоны - словно тень царя Бориса в его шитом золотом костюме.
Важно отметить, что в «Борисе Годунове» всегда хороший состав солистов. Вот и в фестивальном спектакле Пимена исполнял еще один выдающийся казанский бас Алексей Тихомиров, ныне солист «Геликон-Оперы»; Шуйский - Роман Муравицкий, Самозванец - Олег Долгов, Шинкарка - Светлана Шилова (все - Большой театр); Марина Мнишек - Лариса Андреева (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко); Юродивый - Андрей Зорин, Варлаам - Михаил Колелишвили (оба - Мариинский театр); Мисаил - Юрий Петров, Ксения - Венера Протасова, Феодор - Альберт Давлетшин, Щелкалов - Юрий Ившин (все - Татарский театр). Высококлассные хор (главный хормейстер - Юрий Карпов) и оркестр Татарского театра под руководством Василия Валитова (Москва) внесли свой несомненный вклад в общий успех спектакля.
В красивейших постановках «Аиды» Джузеппе Верди (режиссер-постановщик Юрий Александров, художник-постановщик Виктор Герасименко (Москва) и «Тоски» Джакомо Пуччини (Юрий Александров и Вячеслав Окунев) в титульных партиях блистала Дама итальянского ордена Святого Сильвестра Светлана Касьян. Касьян впервые участвовала в Шаляпинском фестивале и произвела на чуткую и избалованную хорошими голосами казанскую публику очень сильное впечатление. Ее Аида покоряла и красивейшим тембром голоса, и мягким, округлым, бесконечно льющимся звуком, и общим рисунком роли, в которую Касьян вжилась настолько сильно, словно в предыдущей жизни была эфиопской царевной-пленницей. Предсмертный дуэт Аиды с Радамесом (солист «Геликон-Оперы» Иван Гынгазов) в склепе был настолько прекрасен, что верилось: им действительно отворятся небеса, к которым они взывали.
Амонасро исполнял знаменитый мариинский баритон Владислав Сулимский. И это тоже стало вокальным и актерским сокровищем спектакля. Амонасро, царь Эфиопии, у Сулимского - властный и яростный, а как отец Аиды - суровый. Да, он сейчас пленный - но царь! Как писала об Амонасро Сулимского в спектакле Мариинского театра музыкальный обозреватель Мария Козлова, «Амонасро - грозный, темнокожий царь, весь в амулетах, он свирепо сверкает глазами, требуя от Аиды выведать у Радамеса военные секреты, в пылу гнева пытается ударить свою непокорную дочь тяжелыми цепями, потом, осознав, что чуть не покалечил ее, старается совладать с собой и унять ярость. Амонасро убеждает нас, что в борьбе за свободу родной земли все средства хороши. ... Голос Владислава Сулимского не только силен, красив, выразителен, но и поразительно драматургически живописен!»
Лариса Андреева в партии Амнерис была впечатляюща, так же, как и Михаил Казаков - в партии Рамфиса. Покорила красотой голоса и вокальным мастерством Венера Протасова (Жрица). Дирижировал спектаклем Илмар Лапиньш (Россия - Сербия).
В «Тоске» Светлана Касьян снова пленяла и красотой голоса, и драматическим даром, как и давний любимец казанской публики Ахмед Агади (Калаф).
К сожалению, из-за коммунальной аварии театру пришлось отменить «Турандот», но зато «Евгений Онегин» в постановке Михаила Панджавидзе под управлением Андрея Аниханова и «Севильский цирюльник» в постановке Джузеппе Морасси (Италия), дирижер - Марко Боэми (Италия) тоже прошли на «ура». В «Севильском» Фигаро исполнял блистательный молодой певец из Казахстана Эмиль Сакавов, покоривший публику своим изысканным артистизмом.
В обоих концертах камерной вокальной музыки, состоявшихся в Большом концертном зале имени С.С. Сайдашева, блистали музыкальностью, артистизмом и тонкостью исполнения казанские солисты - Артур и Эльза Исламовы, а также солистка Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, исполнившие романсы Глинки, Мусоргского и Римского-Корсакова (в первом концерте) и Светлана Касьян, Дмитрий Скориков («Геликон-Опера») и Венера Протасова, исполнившие романсы и миниатюры русских композиторов XIX - XX веков (во втором концерте). За роялем в обоих концертах была замечательный концертмейстер Татарского театра Алсу Барышникова, по праву разделившая успех с певцами. Учитывая, что в последние два десятилетия концерты камерной вокальной музыки стали большой редкостью, а хорошо исполненные концерты - редкостью вдвойне, два вечера вокальной музыки оказались прекрасным подарком казанским меломанам.
Завершился фестиваль двумя гала-концертами солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра (художественный руководитель Лариса Гергиева), в которых участвовали хор и оркестр Татарского театра под управлением Марко Боэми. Эти концерты показали публике, какие певцы нового поколения вскоре пополнят оперные труппы театров нашей страны, а поскольку слушатели тепло принимали «племя младое, незнакомое», то есть надежда, что эти солисты в будущем могут стать участниками следующих Шаляпинских фестивалей.
Фестиваль - старейший и в настоящее время самый крупный в нашей стране - начинался как всероссийский, а через несколько лет окреп, развился и в 1991 году приобрел статус международного. За истекшие десятилетия его участниками становились лучшие оперные певцы Советского Союза, России и мира: Ирина Архипова и Ирина Богачева, Любовь Казарновская и Дмитрий Хворостовский, Ольга Бородина и Ильдар Абдразаков, Рене Папе и многие, многие другие. Не случайно этот фестиваль был назван именем Федора Ивановича Шаляпина, ведь самый знаменитый бас мира родился в Казани, а затем, уже будучи знаменитым певцом, неоднократно выступал в родном городе.
«Имя Шаляпина для фестиваля сегодня - это, прежде всего, колоссальная ответственность, - считает Рауфаль Мухаметзянов. - Ответственность по отношению к художественному уровню представляемых спектаклей, к качеству исполнения». Рауфаль Сабирович проявил завидный художественный вкус и стойкость, не допуская в репертуар руководимого им театра «режоперные» постановки. А те единичные из них, которые в прежние годы в силу разных обстоятельств попали на эту сцену, были сняты после нескольких показов. Высокий уровень постановок и исполнения в Татарском оперном театре и, естественно, в фестивальных спектаклях поддерживается неукоснительно, поэтому здесь всегда аншлаг. Роскошные декорации и костюмы во всех постановках - великолепный стандарт казанского театра. А в грандиозном главном фойе каждый год открываются новые выставки, посвященные событиям фестиваля и его ретроспективе. На фестивальные спектакли в Казань приезжают зрители из разных городов страны, в том числе из Москвы и Петербурга, а до известных событий и поклонники оперного искусства из-за рубежа. Кстати, благодаря этому фестивалю в Казани появился памятник Шаляпину.
Программа Шаляпинского фестиваля формируется из самых выдающихся опер - как русских, так и зарубежных и обязательно открывается премьерой. В этом году она состояла из девяти опер (некоторые исполнялись неоднократно с разными солистами), двух концертов вокальной музыки, проходивших в казанском Государственном концертном зале имени С.С. Сайдашева, двух гала-концертов и пяти лекций, посвященных как отдельным операм, так и разным аспектам истории оперного искусства в Казани. Лекции проводились в Национальной библиотеке Республики Татарстан известными петербургскими, московскими и казанскими музыковедами - Ольгой Русановой (Москва), Натальей Кожевниковой (Петербург), Евгенией Шигаевой и Лилией Салиховой (Казань), а также оперным певцом и режиссером, постоянным ведущим Шаляпинского фестиваля Эдуардом Трескиным (Москва) и собирали полные залы.
Премьера этого года - новая постановка оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», редкая гостья на оперных сценах нашей страны. Выбор именно такого произведения обусловлен 150-летием оперных сезонов в Казани, первый из которых открылся в 1874 году этой оперой. А во время празднования 25-летия оперных показов в Казани партию Ивана Сусанина в «Жизни за царя» исполнил уже ставший знаменитым Ф.И. Шаляпин.
Новую постановку осуществил петербургский десант: музыкальный руководитель и дирижер Андрей Аниханов, режиссер Юрий Александров, ассистент режиссера Анастасия Удалова, художник-постановщик Вячеслав Окунев. Партию Ивана Сусанина в обоих премьерных спектаклях исполнил выдающийся солист Большого театра, уроженец Казани Михаил Казаков.
У «Жизни за царя» имеется два либретто - редкий случай в истории оперного искусства. Первое сочинил барон Егор Розен, второе, в 1939 году, Сергей Городецкий. В советские годы цари могли существовать только в сказках и в историческом прошлом, поэтому название «Жизнь за царя» деятели культуры того времени неоднократно меняли, но чаще всего опера шла под названием «Иван Сусанин». К слову, Глинка назвал свою первую оперу именно «Иван Сусанин», но Николай I, когда ему подали партитуру, исправил название на «Жизнь за царя». Юрий Александров из двух имеющихся текстов либретто создал третье, новое, решив, что оно более понятно зрителям XXI века.
Александров также из многочасового произведения создал более компактную редакцию, наиболее отвечающую восприятию современной публики: двухактный спектакль, в котором события развиваются стремительно, в течение одного дня, но весь основной музыкальный материал был им сохранен, как и развитие образов.
В сконцентрированной постановке трагедия Ивана Сусанина пронзала сердце. Правда, этому способствовало и выдающееся исполнение партии Сусанина солистом Большого театра Михаилом Казаковым. Помимо образцового вокала, Казаков потряс публику глубиной своей актерской игры, продемонстрировав весь спектр трагической палитры переживаний Ивана Сусанина - от момента, когда он задумался над предложением вооруженного польского отряда, ворвавшегося в его дом во время подготовки к свадьбе дочери Антониды (солистка Татарского театра Гульнора Гатина в первом спектакле и солистка Михайловского театра Светлана Москаленко - во втором) проводить их к русскому царю, чтобы убить его, до последних минут своей жизни, когда в глухой чаще заснеженного леса он сообщает полякам, что это место их скорой могилы.
Как тонко подметил народный поэт Татарстана Ренат Харис, в минуту, когда Сусанин взял с поляков деньги за псевдоготовность отвести их к царю, начался процесс превращения поступка в подвиг, завершившийся в лесу его гибелью от рук разъяренных врагов, которые тоже найдут свое последнее пристанище в глубоком российском снегу.
Собинина пели солист Мариинского театра Кирилл Белов и солист московского театра «Новая опера» Нурлан Бекмухамбетов. Белов, хоть и не обладает драматическим тенором, но возможности его голоса и отличная вокальная школа позволили ему успешно исполнить сложную партию, а его актерское дарование довершило убедительное создание образа. Приглашение же Бекмухамбетова на эту партию представляется мне ошибкой театра: у певца несильный, характерный лирический тенор и совсем другое актерское амплуа.
Зато обе Антониды были прекрасны: и у Гатиной, и у Москаленко - яркие, звонкие сопрано, отличная техническая оснащенность и глубокое осознание роли. Истинным актерским шедевром стал образ приемного сына Сусанина Вани в исполнении солистки Мариинского театра Екатерины Сергеевой. Очень стройная, подвижная, легкая в движениях певица даже лихо отплясывала русского вприсядку! Сергеева создала пронзительный образ мальчика-подростка, преданно любящего своего отца и сестру и проявившего незаурядные для такого юного возраста ответственность и патриотизм. Отчаяние Вани, проделавшего большой путь из своей деревни до монастыря, где находился царь Михаил Федорович, загнавшего коня и оставшуюся часть пути пробежавшего по заснеженной дороге бегом, когда он наткнулся на наглухо закрытые ворота, передавалось зрителям до мурашек и боли душевной! Но услышали в монастыре Ваню! И царь оказался спасен.
Художник-постановщик Вячеслав Окунев сделал красивую, по большей части, постановку, особенно сцену Польского бала с многочисленными разнообразными костюмами, поражающими своей роскошью, но некоторые элементы оформления спектакля вызывали недоумение. Например, двухэтажный рубленый дом Сусанина с балконами и террасами на втором этаже больше напоминает архитектурный стиль XIX века, нежели XVI. И вообще такое строение похоже, скорее, на купеческую усадьбу, нежели на крестьянский дом. Почему художник одел Антониду в боярские одежды? Даже предстоявшая свадьба с Собининым не изменила бы ее сословие. А с чего вдруг зажиточный (судя по размеру дома и обстановке) крестьянин Иван Сусанин одет в мороз в тоненький кафтан? Уж у него всяко был овечий полушубок или что-то подходящее для зимы. И почему вдруг у Сусанина короткая стрижка и аккуратно подстриженная тоже короткая бородка, изящно окантовывающая его лицо? Где он нашел цирюльника в глухой костромской деревне? Да и не носили крестьяне в XVI веке короткие стрижки! Боярам бороды начал стричь Петр I два века спустя. Таких странных нелепостей меньше всего ожидаешь от художника, имеющего звание народного художника России.
Музыкальный руководитель постановки и дирижер второго спектакля (первым дирижировал специально приглашенный на премьеру Валерий Гергиев) Андрей Аниханов создал крепкий и выразительный музыкальный ансамбль. Большой опыт дирижирования операми и отточенное мастерство позволили маэстро Аниханову совместить в музыке авторский замысел с идеями режиссера, а также продемонстрировать масштабность высказывания.
Концертное исполнение оперы Джакомо Пуччини «Богема» продолжило программу фестиваля. Это тоже, можно сказать, премьера. «Богемы» в репертуаре Татарского театра пока нет, но, наверное, скоро будет. Исполнение оперы представило казанцам и гостям фестиваля оркестр Большого театра под управлением Антона Гришанина и московских солистов: Рудольф - Алексей Татаринцев (солист Большого театра и «Новой оперы») и солистов Большого театра: Анну Шаповалову, Андрея Потатурина, Родиона Паульса, Юрия Сырова, а также хор Татарского театра. На следующий день «Богему» повторили с другим составом солистов Татарского театра. Опера прозвучала красиво, свежо, эмоционально, трогательно. Приятно, что солисты Татарского театра по качеству голосов и мастерству не уступали коллегам из Большого. Второй спектакль был посвящен 110-летию со дня рождения выдающегося певца, педагога, в 1956-1960 и в 1975-1986 годах - главного режиссера Татарского театра оперы и балета Ниаза Курамшевича Даутова. «Богему» выбрали не случайно: это один из последних спектаклей, поставленных Даутовым в Казани 40 лет назад, в 1984 году.
«Паяцы» Руджеро Леонкавалло в постановке Юрия Александрова и сценическом оформлении Вячеслава Окунева, дирижер Марко Боэми (Италия) очень любимы казанской публикой за невероятную мощь страстей и красоту голосов, которую в каждом спектакле демонстрируют солист Мариинского театра Ахмед Агади (Канио), солистка Михайловского театра Валентина Феденёва (Недда), Станислав Трифонов (Большой театр Беларуси) - Тонио и Дамир Закиров (Михайловский театр) - Беппо. Певцы настолько вживаются в свои образы, а мастеровитый маэстро Боэми так темпераментно дирижирует оркестром, что никакие титры на русском языке не нужны. Любовные страсти - при хорошем исполнении - понятны на любом языке, в данном случае - на итальянском.
Одна из традиций фестиваля - в день рождения Ф.И. Шаляпина, 13 февраля, давать оперу Мусоргского «Борис Годунов», в которой Шаляпин с невероятным успехом пел Бориса. В Татарском театре идет раритетная постановка Леонида Баратова (1895- 1964), перенесенная на казанскую сцену из Большого театра в редакции Михаила Панджавидзе. Художественное оформление спектакля по эскизам народного художника СССР Федора Федоровского (1883-1955) выполнено художником Виктором Немковым и художником по костюмам Людмилой Волковой. Скажу сразу - восхищает всё: и соборы Московского кремля, и царские палаты, и корчма. А костюмы! Они такие выразительные и настолько соответствуют историческому периоду, в котором происходит действие, что сразу ясно, кто есть кто, даже если артист еще ни одного звука не издал.
Еще одна традиция Шаляпинского фестиваля - партию Бориса Годунова всегда исполняет один из лучших Борисов современности Михаил Казаков. У Казакова партия Бориса - в крови и плоти. Если сидеть близко, то на лице певца читаются все эмоции, все переживания Годунова, которые, разумеется, великолепно выражены и в голосе. Но двойное сочетание производит на зрителей глубочайшее впечатление, особенно сцена смерти Бориса в финале. Великое искусство артиста проявляется и в том, как он воскресает после этой смерти и выходит на поклоны - словно тень царя Бориса в его шитом золотом костюме.
Важно отметить, что в «Борисе Годунове» всегда хороший состав солистов. Вот и в фестивальном спектакле Пимена исполнял еще один выдающийся казанский бас Алексей Тихомиров, ныне солист «Геликон-Оперы»; Шуйский - Роман Муравицкий, Самозванец - Олег Долгов, Шинкарка - Светлана Шилова (все - Большой театр); Марина Мнишек - Лариса Андреева (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко); Юродивый - Андрей Зорин, Варлаам - Михаил Колелишвили (оба - Мариинский театр); Мисаил - Юрий Петров, Ксения - Венера Протасова, Феодор - Альберт Давлетшин, Щелкалов - Юрий Ившин (все - Татарский театр). Высококлассные хор (главный хормейстер - Юрий Карпов) и оркестр Татарского театра под руководством Василия Валитова (Москва) внесли свой несомненный вклад в общий успех спектакля.
В красивейших постановках «Аиды» Джузеппе Верди (режиссер-постановщик Юрий Александров, художник-постановщик Виктор Герасименко (Москва) и «Тоски» Джакомо Пуччини (Юрий Александров и Вячеслав Окунев) в титульных партиях блистала Дама итальянского ордена Святого Сильвестра Светлана Касьян. Касьян впервые участвовала в Шаляпинском фестивале и произвела на чуткую и избалованную хорошими голосами казанскую публику очень сильное впечатление. Ее Аида покоряла и красивейшим тембром голоса, и мягким, округлым, бесконечно льющимся звуком, и общим рисунком роли, в которую Касьян вжилась настолько сильно, словно в предыдущей жизни была эфиопской царевной-пленницей. Предсмертный дуэт Аиды с Радамесом (солист «Геликон-Оперы» Иван Гынгазов) в склепе был настолько прекрасен, что верилось: им действительно отворятся небеса, к которым они взывали.
Амонасро исполнял знаменитый мариинский баритон Владислав Сулимский. И это тоже стало вокальным и актерским сокровищем спектакля. Амонасро, царь Эфиопии, у Сулимского - властный и яростный, а как отец Аиды - суровый. Да, он сейчас пленный - но царь! Как писала об Амонасро Сулимского в спектакле Мариинского театра музыкальный обозреватель Мария Козлова, «Амонасро - грозный, темнокожий царь, весь в амулетах, он свирепо сверкает глазами, требуя от Аиды выведать у Радамеса военные секреты, в пылу гнева пытается ударить свою непокорную дочь тяжелыми цепями, потом, осознав, что чуть не покалечил ее, старается совладать с собой и унять ярость. Амонасро убеждает нас, что в борьбе за свободу родной земли все средства хороши. ... Голос Владислава Сулимского не только силен, красив, выразителен, но и поразительно драматургически живописен!»
Лариса Андреева в партии Амнерис была впечатляюща, так же, как и Михаил Казаков - в партии Рамфиса. Покорила красотой голоса и вокальным мастерством Венера Протасова (Жрица). Дирижировал спектаклем Илмар Лапиньш (Россия - Сербия).
В «Тоске» Светлана Касьян снова пленяла и красотой голоса, и драматическим даром, как и давний любимец казанской публики Ахмед Агади (Калаф).
К сожалению, из-за коммунальной аварии театру пришлось отменить «Турандот», но зато «Евгений Онегин» в постановке Михаила Панджавидзе под управлением Андрея Аниханова и «Севильский цирюльник» в постановке Джузеппе Морасси (Италия), дирижер - Марко Боэми (Италия) тоже прошли на «ура». В «Севильском» Фигаро исполнял блистательный молодой певец из Казахстана Эмиль Сакавов, покоривший публику своим изысканным артистизмом.
В обоих концертах камерной вокальной музыки, состоявшихся в Большом концертном зале имени С.С. Сайдашева, блистали музыкальностью, артистизмом и тонкостью исполнения казанские солисты - Артур и Эльза Исламовы, а также солистка Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, исполнившие романсы Глинки, Мусоргского и Римского-Корсакова (в первом концерте) и Светлана Касьян, Дмитрий Скориков («Геликон-Опера») и Венера Протасова, исполнившие романсы и миниатюры русских композиторов XIX - XX веков (во втором концерте). За роялем в обоих концертах была замечательный концертмейстер Татарского театра Алсу Барышникова, по праву разделившая успех с певцами. Учитывая, что в последние два десятилетия концерты камерной вокальной музыки стали большой редкостью, а хорошо исполненные концерты - редкостью вдвойне, два вечера вокальной музыки оказались прекрасным подарком казанским меломанам.
Завершился фестиваль двумя гала-концертами солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра (художественный руководитель Лариса Гергиева), в которых участвовали хор и оркестр Татарского театра под управлением Марко Боэми. Эти концерты показали публике, какие певцы нового поколения вскоре пополнят оперные труппы театров нашей страны, а поскольку слушатели тепло принимали «племя младое, незнакомое», то есть надежда, что эти солисты в будущем могут стать участниками следующих Шаляпинских фестивалей.