КУПИТЬ БИЛЕТЫ
RUS
/ Первый татарский

Первый татарский

12 декабря 2020

В Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля отважились на мюзикл: получился «Алтын Казан» – первый национальный опыт в самом динамично развивающемся музыкально-театральном жанре.

Мировая премьера – всегда волнительно и ответственно. Особенно, если ступаешь на территорию, которая не совсем твоя.

Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля – коллектив известный, его достижения на поприще классических исполнительских искусств неоспоримы. Однако мюзикл – это новая страница и новая краска в его афише, это не вполне привычно для этой институции.

Но это на первый взгляд. На самом деле, если покопаться поглубже, выяснится, что все не так просто и однозначно. Академический театр не боится экспериментов, не чурается нового. Он ставил классические оперетты (например, «Летучую мышь» в 2016-м) и даже рок-оперы (первую татарскую еще в 1989-м – «Крик кукушки» Рашида Калимуллина) – а это мюзиклу самые близкие родственники.

Он пытается создавать сложные синтетические полотна, объединяющие оперу, балет, видеоарт и другие компоненты – таковы проекты великого танцовщика Владимира Васильева на его сцене («Даруй нам мир» на музыку Высокой мессы Баха и "И воссияет вечный свет" на музыку Реквиема Моцарта).

А если посмотреть в историю еще повнимательнее, то отыщется немало интересного – с национальной музыкальной драмой и национальной музкомедией здесь вели диалог, начиная с 1930-х: собственно из него и родился профессиональный музыкальный театр в Советской Татарии.

И вспомнить об этом в год столетия Татарской АССР – самый повод; да не просто вспомнить, а создать продукт, на современном высокотехнологичном уровне суммирующий поиски и усилия в области национальной музыкальной культуры предыдущих десятилетий.

Так и поступили, сделав первый татарский мюзикл вершиной проходящего в республике уже пятый год фестиваля «Ветер перемен». Этот проект стартовал в 2016-м по инициативе президента Татарстана Рустама Минниханова, его – цель развитие и популяризация татарской эстрады, вхождение ее в общероссийский и мировой контекст.

Генеральным продюсером проекта с момента создания фестиваля выступает бессменный директор Театра имени Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. И именно ему принадлежит идея сведения возможностей академического оперно-балетного стационара и национального эстрадного искусства – естественным результатом этого симбиоза стал мюзикловый проект бродвейского масштаба.

«Алтын Казан» – мюзикл молодого композитора Эльмира Низамова, уже хорошо известного и в столице, где он, например, принимал участие в оперном проекте «Кооперация» Екатерины Василёвой и Наталии Сурниной.

Впервые одноименную рок-оперу он написал еще в 2011-м – она была с успехом поставлена в оперной студии Казанской консерватории. Спустя три года последовала вторая редакция, предназначенная для исполнения под открытым небом, и вот – новый вариант, для которого автор досочинил значительное количество музыки, по его признанию, фактически весь второй акт был рожден заново.

То, что мюзикл родился из рок-оперы, очень чувствуется: по своей стилистике, по музыкальному языку, по драматургии это – настоящая опера, хотя и изложенная средствами современных музыкальных стилей. Здесь нет драматических разговорных диалогов, все музыкально-драматургическое развитие заложено в партитуре, а номерная структура, тем не менее, не препятствует сквозному изложению.

При всем обилии разного, гармонично сплавленного в новом опусе, при всей полистилистике – а тут можно услышать и мелодику классической оперы (по-настоящему сложные, даже виртуозные вокальные номера – настоящие арии), и приемы джаза, роковое наполнение, эстрадный налет – партитура оказалась очень цельной, выдержанной в едином ключе.

При всем разнообразии – а формально тут есть много контрастов, разножанровых номеров, переключений, абсолютно все необходимые атрибуты большого мюзикла – интонационный язык у мюзикла очень однороден: определенно, у композитора уже выработался свой собственный, узнаваемый стиль. Особенно удались ему лирические фрагменты, менее цельными выглядят драматические кульминации и массовые сцены.

Либретто Рената Хариса объединило самые разные пласты татарской национальной культуры. Из ловкого переплетения легенд и современности родилась эпическая повесть об основании Казани – столицы Татарии, красивейшего мегаполиса на берегах великой реки Волги.

В постановке маститого Михаила Панджавидзе две реальности постоянно пересекаются, благодаря находкам постановщика и фантастическому видеоарту компании «Q Stage Production», происходит моментальное кинематографическое переключение из времен легендарных в современную Казань.

Совмещение двух эпох – легендарно-сказочной и современно-реалистичной – рождает поразительный этический эффект: жизнь города, населяющего его народа, его культура и традиции, предстают в своем единстве и преемственности, история становится не абстракцией, а живой материей, частью которой чувствует себя каждый, присутствующий в зале оперного театра на мировой премьере.

Режиссеру и его команде (музрук Вадим Эйленкриг, художник Гарри Гуммель, хореограф Сергей Мандрик, дирижер Станислав Курбатский, хормейстер Любовь Дразнина, педагог по вокалу Винера Ганеева, звукорежиссеры Владимир Овчинников и Игорь Бардашев) удалось скрестить лучшее, что может дать высокопрофессиональный оперный театр (великолепные хор и оркестр, первоклассная машинерия, передовые технические возможности) и яркий кураж современного эстрадного искусства (прежде всего, драйв солистов и балетных артистов «Street Jazz»).

Шоу удалось на славу: оно ярко и динамично, поражает размахом, масштабом, впечатляющими эффектами. Но при этом не забыта и работа с артистом, у каждого свой узнаваемый образ, основу которого постановщик берет из музыкальных характеристик, заключенных в партитуре: лиричная, но решительная Аксылу – Эльмира Калимуллина; мужественный и открытый Битимер – Филюс Кагиров; властный и коварный Ханзаде – Артур Исламов; хитроумный до подлости Нукер – Айдар Сулейманов; неустрашимая, отважная и мудрая Сихатбану – Алина Шарипжанова; эпический собирательный образ Старика / Сказителя / Сазагана создает Ирек Фаттахов.

Поразительна достигнутая гармония звучания академических и эстрадных голосов: первые не кажутся слишком тяжеловесными и значительными, вторые – излишне легкими, резкими и плоскими. Между обеими манерами найдена золотая середина, благодаря чему, не превращая мюзикл в оперу, солисты по большей части звучат эстетично, тембрально богато и привлекательно, интонационно точно и гибко.