Нуриевскому фестивалю сделали инъекцию свежей крови
27 МАЯ 2025
Впервые на сцене ТАГТОиБ им. М. Джалиля и при аншлаге прошел выпускной концерт учащихся Московской государственной академии хореографии под руководством народной артистки России, примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой.
Кажется, посмотреть на «молодую кровь», то есть на будущее российского балета, сбежался весь город. Организаторы фестиваля в определенном смысле рисковали: какой будет реакция казанцев, ведь никогда ранее подобных гастролей не проводили. Эксперимент прошел более чем успешно и превзошел все ожидания: сама идея преемственности поколений захватила, увлекла публику, горячо приветствовавшую юных артистов. Как стало известно «Вечерней Казани», каждый десятый зритель в этот вечер оказался москвичом, специально приехавшим из столицы России в столицу Татарстана на концерт МГАХ в рамках Нуриевского фестиваля.
Богиня сцены – ректор МГАХ
- Мы благодарны за приглашение выступить на прославленной сцене Татарского театра оперы и балета в рамках одного из самых знаменитых фестивалей – имени Рудольфа Нуриева, – рассказала в беседе с журналистами перед началом вечера член Совета по культуре при президенте РФ, звезда сцены мировой величины (о которой критики пишут – богиня) Светлана Захарова. – У меня была идея в первом отделении показать, с чего в принципе начинается балет, когда выходят наши малышки. Далее показываем, как артист балета растет и готовится к сцене (идут азы, экзерсис, прыжки, фуэте). Хотелось удивить наших зрителей, поэтому показываем и современный танец, и классику. «Класс-концерт» мы уже танцевали на недавнем конкурсе в Йошкар-Оле, а «Дивертисмент» и сюита из балета «Лауренсия» исполняются впервые. Надеюсь, нас ждет счастливая премьера. Выпускной концерт Московской государственной академии хореографии первой увидит именно Казань, а затем мы представим его 4 июня на Исторической сцене Большого театра.
- Светлана Юрьевна, сколько учащихся выпускается из академии в 2025 году?
- В нашем выпуске 42 человека и еще шестеро из иностранного класса. А в Казань, кстати, приехали более девяноста ребят всех возрастов.
- Вы как ректор гарантируете, что все ваши выпускники станут звездами?
- Хочу, чтобы хотя бы часть из них добилась больших результатов, от всей души им этого желаю. Это мой первый год в статусе ректора МГАХ. На протяжении этого времени я старалась многое делать для наших воспитанников: подбирала интересный репертуар, у них было много сценической практики, выступления в академии, на различных конкурсах. Вместе с моей командой педагогов-репетиторов хотелось подготовить каждого к следующему этапу жизни, начиная с самых крошек. Мы провели четыре потрясающих спектакля «Щелкунчик» с разными составами в школьном театре с оркестром. Это уникальный случай, но мы с педагогами рискнули, и все у нас получилось, наши дети собрались и все смогли!
Юным артистам кричали «браво» юные поклонники
Юные артисты представили программу, включавшую обазцы классической и современной хореографии. В первом отделении учащиеся МГАХ показали балет в одном действии «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича и музыкальную композицию А. Цейтлина в хореографии легендарного Асафа Мессерера в редакции Александра Зайцева. Солировал дуэт студентов академии Элеонора Шайдуллина и Вид Вогрин.
Кстати, обладающая выдающимися данными и трудолюбием Элеонора учится на втором курсе академии, но уже сейчас критики прочат ей большое будущее. Что неудивительно: юная балерина – дочь известных танцовщиков, некогда премьеров театра «Кремлевский балет» заслуженной артистки России, педагога-репетитора «Кремлевского балета» Жанны Богородицкой и обладателя приза «Душа танца», заслуженного артиста России, главы компании «Глобэкс промоушен», организатора международных фестивалей балета в Кремле и фестиваля классического балета им. Р. Нуриева в Казани, а также крупнейшего фестиваля народного искусства «Танцуй и пой, моя Россия!» Айдара Шайдуллина.
Во втором отделении студенты академии показали свое владение техниками современного танца, всего было пять номеров: дуэт из балета «Призрачный бал» на музыку Ф. Шопена в хореографии Дмитрия Брянцева (исполнители Ксения Егорова и Леонид Фролов); «К свободе» на музыку Э. Норрис в хореографии Ле Тхи Понг Ан (исполнитель Фам За Минь, о котором публика шепталась: «Какой выразительный юноша-птица»); LACRIMOSA на музыку А. Вивальди в хореографии Александра Сергеева (Василиса Минова и Даниил Бабкин); фрагмент из поставленного в Казани современного балета-триллера «Личности Миллигана» Эльмира Низамова в хореографии Олега Габышева (Софья Васильева показала адажио безумного Доктора из второй части балета), а завершил отделение прекрасный балет в одном действии «Не вовремя» Э. Вила-Лобоса в хореографии Александра Сергеева, который блестяще исполнили студенты МГАХ Елизавета Сафина, Александр Гусев, Ивана Харизанова, Сергей Калинич, Софья Яковлева, Самед Эйвазлы.
Завершающее концерт третье отделение, в котором зритель увидел сюиту из редко теперь идущего балета «Лауренсия» А. Крейна в хореографии гениального хореографа Вахтанга Чабукиани, стало ярким, праздничным, мощным финалом. Красивые молодые артисты (солировали Маргарита Тюшева, Василиса Минова, Ивана Харизанова, Сергей Калинич, Вид Вогрин, Даниил Бабкин, Ксения Егорова, а в целом в сюите участвовало более 40 учеников и выпускников МГАХ) царили на сцене, и всех присутствующих словно охватила эйфорическая волна радости и одновременно гордости за отечественный балет и за его, вне всяких сомнений, прекрасное завтра.
Финал вызвал настоящую бурю восторга и шквал аплодисментов, а в общем хоре взрослых зрительских голосов уверенно звенели детские восторженные «браво!». Детей, между прочим, было очень много, и явно это учащиеся балетных школ и коллективов. Вскоре они станут новым поколением театралов.
Как из птенцов вырастают прекрасные лебеди
Редактор отдела культуры «Вечерней Казани» попросила оценить качество концерта учащихся МГАХ Ольгу Розанову - историка балета, критика, кандидата искусствоведения, профессора Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Заодно мы обсудили, как изменились параметры современных танцовщиков.
На заметку: Ольга Ивановна Розанова - автор нескольких книг и почти пятисот статей о балете, опубликованных в российских и зарубежных изданиях. Автор циклов лекций о балетном искусстве в Михайловском и Мариинском театрах. Лауреат премии «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Пресс-лидер» (2017), организатор и член жюри ряда фестивалей и конкурсов.
- Приветствую участие академии в Нуриевском фестивале, которое стало его изюминкой и придало форуму драйв. Зритель реагировал замечательно на встречу с будущим нашего балета. Очень интересно подобран репертуар для этого концерта. В этом надо отдать должное ректору МГАХ Светлане Юрьевне Захаровой, которая сумела показать детей в разных качествах и возрастах – от первоклашек до выпускников. Программа начинается «Класс-концертом» Мессерера, который сейчас редко где идет и исполнение которого требует виртуозности. Отмечу, что в академии его очень ловко адаптировали к школе, задействовали двойки, тройки… И все смотрелось весьма симпатично. Центральное дуэтное адажио солистов вообще-то заканчивается поцелуем, но здесь его тактично убрали и завершили дуэт поклоном. Очень хорошо, что показали зрителям, как происходит постепенное освоение науки классического танца.
- Как из птенцов вырастают будущие лебеди?
- Да, разумеется. Теперь насчет второго действия: «Дивертисмент» показал, что дети интересуются современной хореографией. Для выступления выбрали интересные работы балетмейстеров. Например, Дмитрия Брянцева, которого давно уже нет на свете, много лет руководившего театром Станиславского и Немировича-Данченко, преподававшего в нашей Вагановке. Брянцев также знаменит своими телебалетами (например, «Галатея»). И был у Брянцева камерный балет «Призрачный бал» на музыку Шопена, своего рода Шопениана конца ХХ века (а в начале того же века на музыку Шопена поставил лирический балет без сюжета Михаил Фокин), но Брянцев совсем по-другому видел музыку Шопена, его концерты, мазурки, вальсы… Нам показали фрагмент балета, в котором выступил поэтический и чудный дуэтик.
Также представили работу Олега Габышева (адажио из «Личностей Миллигана»), но, к сожалению, сам по себе этот фрагмент, в котором намешаны классика и модерн, вызвал немного странное впечатление, он как будто немного выпал из контекста второго отделения.
- Ольга Ивановна, двухактный балет-триллер «Личности Миллигана» казанская публика хорошо знает.
- Конечно, балет надо смотреть полностью, но для зрителя не казанского его фрагмент может быть не вполне понятным. Теперь что касается хореографии Александра Сергеева: дети выступали под живой рояль, а это крайне важно, когда танцовщики слушают музыку непосредственно на сцене, откликаясь на нее и внося в танец живые интонации. Пианистка была очень хороша, жаль, что в программке не указали ее имя.
Высоко оцениваю блистательно исполненную сюиту из шедевра Чабукиани «Лауренсия»! Жаль, что в наше время этот балет нигде, кроме Грузии, не исполняется. Второй акт, который мы увидели, это концентрат изобретательности хореографа, его темперамента, где характерные танцы чередуются с классикой. Учащиеся МГАХ исполнили сюиту великолепно, зажигательно. В балете есть персонаж, довольно гнусный тип, Командор, который похищает из-под венца невесту, но этот печальный финал убрали и показали нам только роскошную свадьбу. Чувствуется работа Светланы Захаровой, которая отлично составила программу, показав и возможности своих воспитанников (ребята прекрасно выучены), и балета современного, и классику. И непременно следует воздать должное педагогам-репетиторам, это действительно большие мастера, которые вложили все свое умение и душу в детей. Очень достойно выступила МГАХ в Казани.
- Ольга Ивановна, как вы считаете, антропологические параметры современных артистов сильно изменились?
- Смотря с каким веком сравнивать. Но вопрос интересный и в чем-то актуальный. Например, сейчас пишет диссертацию о театральном костюме знаменитая наша художница Татьяна Ногинова, одна из глав ее исследования посвящена антропометрическим изменениям у артистов балета. Это важно, особенно когда возобновляются старые спектакли, когда балерины, что скрывать, были маленького роста и с довольно рельефными формами. А теперь, вы и сами видели на вечере академии, балерины – от 170 см и много выше! Танцовщицы в ХХI веке стали очень крупными, вот почему надо учитывать современные их параметры, чтобы костюм сохранил абрис историчности. Считаю, что балету «Лебединое озеро» изменения пошли только на пользу. Первую исполнительницу Одетты-Одиллии в Петербурге (в 1894 году. – «ВК») итальянку Пьерину Леньяни очень хвалили за выразительность, пластику и трепетность, однако о линиях речи не было! Со временем главной стала именно удлиненная линия, которая дает возможность плавно перейти из одного движения в другое, как требует музыка. Для этого и нужны длинные ноги и руки, а кургузенькая, маленькая балерина уже не прозвучит. То есть определенно произошла эстетическая трансформация канона. Разумеется, где-то нужны коротенькие и маленькие, например в партии амура. Но недавно в Мариинском в «Дон Кихоте» на сцену вышел амур под два метра!
- Вот вам и «пухленький» амурчик!
- Ранее эту партию исполняла самая маленькая балеринка, потому что здесь очень мелкие движения, и она должна успеть все их выполнить в быстром темпе, а девушкам с длинными руками и ногами это просто неудобно. Подобные нюансы надо всегда учитывать, особенно при восстановлении старых балетов, в которых заложена определенная эстетика.
- Среди учащихся МГАХ мы увидели нескольких ну очень высоких ребят (один – 199 см!). Сложно им будет на сцене?
- Я вам так скажу: танцовщик два метра ростом – это здорово. Смотрите, сколько сейчас рослых балерин появилось, и девчонки будут выбирать рослых партнеров. У нас был выпуск в Вагановке - один мальчик на две головы выше остальных, красавец. Правда, высоким парням тяжело придется на всяких трюках, в пируэтах, потому что мешают длинные конечности. И я не могу не вспомнить сейчас про казанский «Спартак», который мы увидели в рамках фестиваля: в нем в партии Шута потрясающий характерный артист...
- Это Фаяз Валиахметов.
- …легко исполняет свою сложную на грани акробатики партию. Высочайшее мастерство! Он невысок, но кто-то повыше себе шею свернет на трюках, которые легко и с улыбкой исполняет казанский артист. Вот это – настоящий Шут! Для меня Фаяз - один из самых ярких персонажей «Спартака» именно за счет невероятной смелости и техники, он же чудеса на сцене творит, а какие у него пируэты!
XXXVIII фестиваль классического балета им. Р. Нуриева продолжится по 31 мая, и мы еще не раз познакомим читателей с его действующими лицами. А пока приглашаем ценителей балетного искусства 29 мая посетить Национальную библиотеку РТ, где в рамках параллельной программы пройдет презентация книги балетного критика Александра Максова «На скрижалях Терпсихоры». В ней представлены 44 творческих портрета артистов балета Большого театра России, оставивших свой след в искусстве.
Кажется, посмотреть на «молодую кровь», то есть на будущее российского балета, сбежался весь город. Организаторы фестиваля в определенном смысле рисковали: какой будет реакция казанцев, ведь никогда ранее подобных гастролей не проводили. Эксперимент прошел более чем успешно и превзошел все ожидания: сама идея преемственности поколений захватила, увлекла публику, горячо приветствовавшую юных артистов. Как стало известно «Вечерней Казани», каждый десятый зритель в этот вечер оказался москвичом, специально приехавшим из столицы России в столицу Татарстана на концерт МГАХ в рамках Нуриевского фестиваля.
Богиня сцены – ректор МГАХ
- Мы благодарны за приглашение выступить на прославленной сцене Татарского театра оперы и балета в рамках одного из самых знаменитых фестивалей – имени Рудольфа Нуриева, – рассказала в беседе с журналистами перед началом вечера член Совета по культуре при президенте РФ, звезда сцены мировой величины (о которой критики пишут – богиня) Светлана Захарова. – У меня была идея в первом отделении показать, с чего в принципе начинается балет, когда выходят наши малышки. Далее показываем, как артист балета растет и готовится к сцене (идут азы, экзерсис, прыжки, фуэте). Хотелось удивить наших зрителей, поэтому показываем и современный танец, и классику. «Класс-концерт» мы уже танцевали на недавнем конкурсе в Йошкар-Оле, а «Дивертисмент» и сюита из балета «Лауренсия» исполняются впервые. Надеюсь, нас ждет счастливая премьера. Выпускной концерт Московской государственной академии хореографии первой увидит именно Казань, а затем мы представим его 4 июня на Исторической сцене Большого театра.
- Светлана Юрьевна, сколько учащихся выпускается из академии в 2025 году?
- В нашем выпуске 42 человека и еще шестеро из иностранного класса. А в Казань, кстати, приехали более девяноста ребят всех возрастов.
- Вы как ректор гарантируете, что все ваши выпускники станут звездами?
- Хочу, чтобы хотя бы часть из них добилась больших результатов, от всей души им этого желаю. Это мой первый год в статусе ректора МГАХ. На протяжении этого времени я старалась многое делать для наших воспитанников: подбирала интересный репертуар, у них было много сценической практики, выступления в академии, на различных конкурсах. Вместе с моей командой педагогов-репетиторов хотелось подготовить каждого к следующему этапу жизни, начиная с самых крошек. Мы провели четыре потрясающих спектакля «Щелкунчик» с разными составами в школьном театре с оркестром. Это уникальный случай, но мы с педагогами рискнули, и все у нас получилось, наши дети собрались и все смогли!
Юным артистам кричали «браво» юные поклонники
Юные артисты представили программу, включавшую обазцы классической и современной хореографии. В первом отделении учащиеся МГАХ показали балет в одном действии «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича и музыкальную композицию А. Цейтлина в хореографии легендарного Асафа Мессерера в редакции Александра Зайцева. Солировал дуэт студентов академии Элеонора Шайдуллина и Вид Вогрин.
Кстати, обладающая выдающимися данными и трудолюбием Элеонора учится на втором курсе академии, но уже сейчас критики прочат ей большое будущее. Что неудивительно: юная балерина – дочь известных танцовщиков, некогда премьеров театра «Кремлевский балет» заслуженной артистки России, педагога-репетитора «Кремлевского балета» Жанны Богородицкой и обладателя приза «Душа танца», заслуженного артиста России, главы компании «Глобэкс промоушен», организатора международных фестивалей балета в Кремле и фестиваля классического балета им. Р. Нуриева в Казани, а также крупнейшего фестиваля народного искусства «Танцуй и пой, моя Россия!» Айдара Шайдуллина.
Во втором отделении студенты академии показали свое владение техниками современного танца, всего было пять номеров: дуэт из балета «Призрачный бал» на музыку Ф. Шопена в хореографии Дмитрия Брянцева (исполнители Ксения Егорова и Леонид Фролов); «К свободе» на музыку Э. Норрис в хореографии Ле Тхи Понг Ан (исполнитель Фам За Минь, о котором публика шепталась: «Какой выразительный юноша-птица»); LACRIMOSA на музыку А. Вивальди в хореографии Александра Сергеева (Василиса Минова и Даниил Бабкин); фрагмент из поставленного в Казани современного балета-триллера «Личности Миллигана» Эльмира Низамова в хореографии Олега Габышева (Софья Васильева показала адажио безумного Доктора из второй части балета), а завершил отделение прекрасный балет в одном действии «Не вовремя» Э. Вила-Лобоса в хореографии Александра Сергеева, который блестяще исполнили студенты МГАХ Елизавета Сафина, Александр Гусев, Ивана Харизанова, Сергей Калинич, Софья Яковлева, Самед Эйвазлы.
Завершающее концерт третье отделение, в котором зритель увидел сюиту из редко теперь идущего балета «Лауренсия» А. Крейна в хореографии гениального хореографа Вахтанга Чабукиани, стало ярким, праздничным, мощным финалом. Красивые молодые артисты (солировали Маргарита Тюшева, Василиса Минова, Ивана Харизанова, Сергей Калинич, Вид Вогрин, Даниил Бабкин, Ксения Егорова, а в целом в сюите участвовало более 40 учеников и выпускников МГАХ) царили на сцене, и всех присутствующих словно охватила эйфорическая волна радости и одновременно гордости за отечественный балет и за его, вне всяких сомнений, прекрасное завтра.
Финал вызвал настоящую бурю восторга и шквал аплодисментов, а в общем хоре взрослых зрительских голосов уверенно звенели детские восторженные «браво!». Детей, между прочим, было очень много, и явно это учащиеся балетных школ и коллективов. Вскоре они станут новым поколением театралов.
Как из птенцов вырастают прекрасные лебеди
Редактор отдела культуры «Вечерней Казани» попросила оценить качество концерта учащихся МГАХ Ольгу Розанову - историка балета, критика, кандидата искусствоведения, профессора Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Заодно мы обсудили, как изменились параметры современных танцовщиков.
На заметку: Ольга Ивановна Розанова - автор нескольких книг и почти пятисот статей о балете, опубликованных в российских и зарубежных изданиях. Автор циклов лекций о балетном искусстве в Михайловском и Мариинском театрах. Лауреат премии «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Пресс-лидер» (2017), организатор и член жюри ряда фестивалей и конкурсов.
- Приветствую участие академии в Нуриевском фестивале, которое стало его изюминкой и придало форуму драйв. Зритель реагировал замечательно на встречу с будущим нашего балета. Очень интересно подобран репертуар для этого концерта. В этом надо отдать должное ректору МГАХ Светлане Юрьевне Захаровой, которая сумела показать детей в разных качествах и возрастах – от первоклашек до выпускников. Программа начинается «Класс-концертом» Мессерера, который сейчас редко где идет и исполнение которого требует виртуозности. Отмечу, что в академии его очень ловко адаптировали к школе, задействовали двойки, тройки… И все смотрелось весьма симпатично. Центральное дуэтное адажио солистов вообще-то заканчивается поцелуем, но здесь его тактично убрали и завершили дуэт поклоном. Очень хорошо, что показали зрителям, как происходит постепенное освоение науки классического танца.
- Как из птенцов вырастают будущие лебеди?
- Да, разумеется. Теперь насчет второго действия: «Дивертисмент» показал, что дети интересуются современной хореографией. Для выступления выбрали интересные работы балетмейстеров. Например, Дмитрия Брянцева, которого давно уже нет на свете, много лет руководившего театром Станиславского и Немировича-Данченко, преподававшего в нашей Вагановке. Брянцев также знаменит своими телебалетами (например, «Галатея»). И был у Брянцева камерный балет «Призрачный бал» на музыку Шопена, своего рода Шопениана конца ХХ века (а в начале того же века на музыку Шопена поставил лирический балет без сюжета Михаил Фокин), но Брянцев совсем по-другому видел музыку Шопена, его концерты, мазурки, вальсы… Нам показали фрагмент балета, в котором выступил поэтический и чудный дуэтик.
Также представили работу Олега Габышева (адажио из «Личностей Миллигана»), но, к сожалению, сам по себе этот фрагмент, в котором намешаны классика и модерн, вызвал немного странное впечатление, он как будто немного выпал из контекста второго отделения.
- Ольга Ивановна, двухактный балет-триллер «Личности Миллигана» казанская публика хорошо знает.
- Конечно, балет надо смотреть полностью, но для зрителя не казанского его фрагмент может быть не вполне понятным. Теперь что касается хореографии Александра Сергеева: дети выступали под живой рояль, а это крайне важно, когда танцовщики слушают музыку непосредственно на сцене, откликаясь на нее и внося в танец живые интонации. Пианистка была очень хороша, жаль, что в программке не указали ее имя.
Высоко оцениваю блистательно исполненную сюиту из шедевра Чабукиани «Лауренсия»! Жаль, что в наше время этот балет нигде, кроме Грузии, не исполняется. Второй акт, который мы увидели, это концентрат изобретательности хореографа, его темперамента, где характерные танцы чередуются с классикой. Учащиеся МГАХ исполнили сюиту великолепно, зажигательно. В балете есть персонаж, довольно гнусный тип, Командор, который похищает из-под венца невесту, но этот печальный финал убрали и показали нам только роскошную свадьбу. Чувствуется работа Светланы Захаровой, которая отлично составила программу, показав и возможности своих воспитанников (ребята прекрасно выучены), и балета современного, и классику. И непременно следует воздать должное педагогам-репетиторам, это действительно большие мастера, которые вложили все свое умение и душу в детей. Очень достойно выступила МГАХ в Казани.
- Ольга Ивановна, как вы считаете, антропологические параметры современных артистов сильно изменились?
- Смотря с каким веком сравнивать. Но вопрос интересный и в чем-то актуальный. Например, сейчас пишет диссертацию о театральном костюме знаменитая наша художница Татьяна Ногинова, одна из глав ее исследования посвящена антропометрическим изменениям у артистов балета. Это важно, особенно когда возобновляются старые спектакли, когда балерины, что скрывать, были маленького роста и с довольно рельефными формами. А теперь, вы и сами видели на вечере академии, балерины – от 170 см и много выше! Танцовщицы в ХХI веке стали очень крупными, вот почему надо учитывать современные их параметры, чтобы костюм сохранил абрис историчности. Считаю, что балету «Лебединое озеро» изменения пошли только на пользу. Первую исполнительницу Одетты-Одиллии в Петербурге (в 1894 году. – «ВК») итальянку Пьерину Леньяни очень хвалили за выразительность, пластику и трепетность, однако о линиях речи не было! Со временем главной стала именно удлиненная линия, которая дает возможность плавно перейти из одного движения в другое, как требует музыка. Для этого и нужны длинные ноги и руки, а кургузенькая, маленькая балерина уже не прозвучит. То есть определенно произошла эстетическая трансформация канона. Разумеется, где-то нужны коротенькие и маленькие, например в партии амура. Но недавно в Мариинском в «Дон Кихоте» на сцену вышел амур под два метра!
- Вот вам и «пухленький» амурчик!
- Ранее эту партию исполняла самая маленькая балеринка, потому что здесь очень мелкие движения, и она должна успеть все их выполнить в быстром темпе, а девушкам с длинными руками и ногами это просто неудобно. Подобные нюансы надо всегда учитывать, особенно при восстановлении старых балетов, в которых заложена определенная эстетика.
- Среди учащихся МГАХ мы увидели нескольких ну очень высоких ребят (один – 199 см!). Сложно им будет на сцене?
- Я вам так скажу: танцовщик два метра ростом – это здорово. Смотрите, сколько сейчас рослых балерин появилось, и девчонки будут выбирать рослых партнеров. У нас был выпуск в Вагановке - один мальчик на две головы выше остальных, красавец. Правда, высоким парням тяжело придется на всяких трюках, в пируэтах, потому что мешают длинные конечности. И я не могу не вспомнить сейчас про казанский «Спартак», который мы увидели в рамках фестиваля: в нем в партии Шута потрясающий характерный артист...
- Это Фаяз Валиахметов.
- …легко исполняет свою сложную на грани акробатики партию. Высочайшее мастерство! Он невысок, но кто-то повыше себе шею свернет на трюках, которые легко и с улыбкой исполняет казанский артист. Вот это – настоящий Шут! Для меня Фаяз - один из самых ярких персонажей «Спартака» именно за счет невероятной смелости и техники, он же чудеса на сцене творит, а какие у него пируэты!
XXXVIII фестиваль классического балета им. Р. Нуриева продолжится по 31 мая, и мы еще не раз познакомим читателей с его действующими лицами. А пока приглашаем ценителей балетного искусства 29 мая посетить Национальную библиотеку РТ, где в рамках параллельной программы пройдет презентация книги балетного критика Александра Максова «На скрижалях Терпсихоры». В ней представлены 44 творческих портрета артистов балета Большого театра России, оставивших свой след в искусстве.