Нуриевский фестиваль открылся постановкой Владимира Васильева
14 МАЯ 2025
Премьерой сезона открылся в минувшие выходные Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Спектакль «Лебединое озеро» Петра Чайковского в хореографии народного артиста СССР Владимира Васильева казанский зритель впервые увидел в день рождения великого танцовщика 18 апреля. Постановка была осуществлена к 85-летию мастера и с успехом показана 22 апреля в Большом театре России.
Премьера, без преувеличения, стала большим событием в театральном мире, породив среди профессионалов и любителей дискуссии о возможности нового взгляда на классическую хореографию, допустимости оригинального прочтения признанного шедевра и уместности альтернативных решений гениальной музыки. И это вполне понятно, ведь речь идет не просто о классическом спектакле, а о самом известном балете в мире, общепризнанном эталоне, иконе стиля хореографического искусства. Возможно, именно поэтому «Лебединое озеро» наиболее часто подвергается творческому переосмыслению и имеет не только значительное количество разнообразных редакций, но чаще других становится объектом различных экспериментов. Кстати, и для Владимира Васильева эта постановка — уже третье обращение к бессмертному произведению. Чем же она примечательна?
Первое, что хотелось бы отметить, — драматическая насыщенность и более глубокая проработка образов. Спектакль начинается с предыстории: зритель узнает о принцессе Одетте, в которую влюблен злой колдун и повелитель лебедей Ротбарт. Охваченный страстью, он врывается в спальню девушки, превращает ее в лебедя и похищает. Действие первого акта происходит не во дворце, как привык зритель, а на площади перед замком, где народ празднует совершеннолетие Принца Зигфрида. Сам Принц (Вагнер Карвальо), не стесняемый стенами дворца, ведет себя как обычный молодой человек – веселиться, заигрывает с девушками, шутит с друзьями. Шута, партия которого обычно так нравится зрителю, здесь нет, но есть Бенно, друг Зигфрида – весельчак и балагур (Олег Ивенко). Хореограф наделил обоих героев выразительным пластическим языком и дал возможность продемонстрировать блестящую технику танца. Достойно во всех отношениях выглядели друзья и подруги Принца (Салават Булатов, Наиль Салеев, Екатерина Ледачкова и Лада Старкова), порадовали синхронность, отточенность и осмысленность исполнения ими своих партий. Украсили первое действие дети, принимающие участие во всеобщем веселье, – учащиеся Казанского хореографического училища показали себя уже состоявшимися артистами. Владимир Васильев поставил для них танец с цветами. В других балетах Петра Чайковского — «Спящей красавице» и «Щелкунчике» — есть вальсы цветов, теперь оригинальный танец цветов появился и в «Лебедином». В целом, первое действие выглядит, с одной стороны свежо и оригинально, а с другой – насыщено аллюзиями и пронизано традициями, напоминая то первое действие «Жизели», то народные гуляния в «Анюте».
Во втором действии, так называемом белом акте, Владимир Васильев частично, но бережно сохранил хореографию Льва Иванова в массовых сценах, оставил без изменения танец маленьких лебедей. Здесь акцент больше на режиссерские находки и развитие образов главных героев. Так, злой колдун Ротбарт представлен не схематичным злодеем, а глубоким и неоднозначным персонажем, любящим, ревнующим, страдающим. Партия интересна и с хореографической точки зрения, обладает выразительным пластическим языком, насыщена прыжками и вращениями. Созданный постановщиком и хореографом образ темного рыцаря неразделенной любви воплотил Ильнур Гайфуллин, он стал полноценным соперником Принца за сердце прекрасной Одетты. Это отразилось и в белом адажио, где наблюдается отход от традиционной трактовки – начинает оно с пары Одетта – Ротбарт. В романтических произведениях злодеи часто выглядят интереснее, поскольку их образы более рельефны. Но здесь и Принц – сложный персонаж, ведь на наших глазах он переживает болезненный процесс взросления: в первом действии он — беззаботный весельчак, далекий от высоких душевных порывов, во втором — потрясен открывшейся для него силой любви, в третьем – обманут и раздавлен коварством, а в четвертом, пройдя все испытания, обретает счастье.
Третий акт посвящен развитию образа Одетты-Одиллии. И здесь отметим еще одну интересную особенность постановки – в немецкой сказке, выхолощенной мультикультурализмом, вдруг появился русских дух. Режиссерское решение выразилось в оригинальной постановке русского танца, который исполняет появившаяся на торжестве девушка невиданной красоты. В ней Принц узнает свою Одетту. Одетта (Кристина Андреева-Захарова) ассоциируется здесь с Царевной-Лебедем из сказки Александра Пушкина — олицетворение великодушия, мудрости и честности (отдельная благодарность за соло скрипки Джамилю Шарифуллину). Такое неожиданное обращение к культурному национальному коду обогащает спектакль новыми смыслами и аллюзиями.
Яркости и новизны балету добавляют декорации, созданные на основе живописных работ Владимира Васильева. По сути, зритель увидел авторский спектакль, где мастер выступил как либреттист, хореограф и художник в одном лице. Отметим большую работу, проделанную его ассистентами по хореографической части Амандой Гомес и Михаилом Тимаевым, и их значительный вклад в успех спектакля.
Станет ли постановка Владимира Васильева новым шедевром? Время покажет. Однозначно, она войдет в историю, как, например, версии «Озер» Рудольфа Нуриева, Владимира Бурмейстера и Юрия Григоровича. Ну а на сцене нашего театра зритель теперь получит уникальную возможность увидеть два варианта «Озер» и поразмышлять: может ли классическое искусство развиваться или должно оставаться неизменным, сохраняя традиции?
Премьера, без преувеличения, стала большим событием в театральном мире, породив среди профессионалов и любителей дискуссии о возможности нового взгляда на классическую хореографию, допустимости оригинального прочтения признанного шедевра и уместности альтернативных решений гениальной музыки. И это вполне понятно, ведь речь идет не просто о классическом спектакле, а о самом известном балете в мире, общепризнанном эталоне, иконе стиля хореографического искусства. Возможно, именно поэтому «Лебединое озеро» наиболее часто подвергается творческому переосмыслению и имеет не только значительное количество разнообразных редакций, но чаще других становится объектом различных экспериментов. Кстати, и для Владимира Васильева эта постановка — уже третье обращение к бессмертному произведению. Чем же она примечательна?
Первое, что хотелось бы отметить, — драматическая насыщенность и более глубокая проработка образов. Спектакль начинается с предыстории: зритель узнает о принцессе Одетте, в которую влюблен злой колдун и повелитель лебедей Ротбарт. Охваченный страстью, он врывается в спальню девушки, превращает ее в лебедя и похищает. Действие первого акта происходит не во дворце, как привык зритель, а на площади перед замком, где народ празднует совершеннолетие Принца Зигфрида. Сам Принц (Вагнер Карвальо), не стесняемый стенами дворца, ведет себя как обычный молодой человек – веселиться, заигрывает с девушками, шутит с друзьями. Шута, партия которого обычно так нравится зрителю, здесь нет, но есть Бенно, друг Зигфрида – весельчак и балагур (Олег Ивенко). Хореограф наделил обоих героев выразительным пластическим языком и дал возможность продемонстрировать блестящую технику танца. Достойно во всех отношениях выглядели друзья и подруги Принца (Салават Булатов, Наиль Салеев, Екатерина Ледачкова и Лада Старкова), порадовали синхронность, отточенность и осмысленность исполнения ими своих партий. Украсили первое действие дети, принимающие участие во всеобщем веселье, – учащиеся Казанского хореографического училища показали себя уже состоявшимися артистами. Владимир Васильев поставил для них танец с цветами. В других балетах Петра Чайковского — «Спящей красавице» и «Щелкунчике» — есть вальсы цветов, теперь оригинальный танец цветов появился и в «Лебедином». В целом, первое действие выглядит, с одной стороны свежо и оригинально, а с другой – насыщено аллюзиями и пронизано традициями, напоминая то первое действие «Жизели», то народные гуляния в «Анюте».
Во втором действии, так называемом белом акте, Владимир Васильев частично, но бережно сохранил хореографию Льва Иванова в массовых сценах, оставил без изменения танец маленьких лебедей. Здесь акцент больше на режиссерские находки и развитие образов главных героев. Так, злой колдун Ротбарт представлен не схематичным злодеем, а глубоким и неоднозначным персонажем, любящим, ревнующим, страдающим. Партия интересна и с хореографической точки зрения, обладает выразительным пластическим языком, насыщена прыжками и вращениями. Созданный постановщиком и хореографом образ темного рыцаря неразделенной любви воплотил Ильнур Гайфуллин, он стал полноценным соперником Принца за сердце прекрасной Одетты. Это отразилось и в белом адажио, где наблюдается отход от традиционной трактовки – начинает оно с пары Одетта – Ротбарт. В романтических произведениях злодеи часто выглядят интереснее, поскольку их образы более рельефны. Но здесь и Принц – сложный персонаж, ведь на наших глазах он переживает болезненный процесс взросления: в первом действии он — беззаботный весельчак, далекий от высоких душевных порывов, во втором — потрясен открывшейся для него силой любви, в третьем – обманут и раздавлен коварством, а в четвертом, пройдя все испытания, обретает счастье.
Третий акт посвящен развитию образа Одетты-Одиллии. И здесь отметим еще одну интересную особенность постановки – в немецкой сказке, выхолощенной мультикультурализмом, вдруг появился русских дух. Режиссерское решение выразилось в оригинальной постановке русского танца, который исполняет появившаяся на торжестве девушка невиданной красоты. В ней Принц узнает свою Одетту. Одетта (Кристина Андреева-Захарова) ассоциируется здесь с Царевной-Лебедем из сказки Александра Пушкина — олицетворение великодушия, мудрости и честности (отдельная благодарность за соло скрипки Джамилю Шарифуллину). Такое неожиданное обращение к культурному национальному коду обогащает спектакль новыми смыслами и аллюзиями.
Яркости и новизны балету добавляют декорации, созданные на основе живописных работ Владимира Васильева. По сути, зритель увидел авторский спектакль, где мастер выступил как либреттист, хореограф и художник в одном лице. Отметим большую работу, проделанную его ассистентами по хореографической части Амандой Гомес и Михаилом Тимаевым, и их значительный вклад в успех спектакля.
Станет ли постановка Владимира Васильева новым шедевром? Время покажет. Однозначно, она войдет в историю, как, например, версии «Озер» Рудольфа Нуриева, Владимира Бурмейстера и Юрия Григоровича. Ну а на сцене нашего театра зритель теперь получит уникальную возможность увидеть два варианта «Озер» и поразмышлять: может ли классическое искусство развиваться или должно оставаться неизменным, сохраняя традиции?