КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Нуриевский фестиваль-2016: цыганка, добрый горбун и злобный монах

Нуриевский фестиваль-2016: цыганка, добрый горбун и злобный монах

12 МАЯ 2016

Вчера на сцене ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля открылся Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева. В вечер открытия давали премьеру – балет Цезаря Пуни и Рикардо Дриго «Эсмеральда». За трагической историей красавицы цыганки, которую любит горбун Квазимодо, наблюдала корреспондент «Реального времени».

Дело не в Кшесинской

Традиция давать в день открытия фестивалей – и Шаляпинского, и Нуриевского – премьеры себя оправдывает и придает открытию фестов особый шарм. Так было и вчера: переполненный зал оперного театра ждал премьеры «Эсмеральды» — балета, который шел в Казани в незапамятные времена, так давно, что этого не помнят, пожалуй, даже завзятые театралы.
На этот раз «Эсмеральда» Цезаря Пуни и Рикардо Дриго идет в Казани в хореографии и постановке Андрея Петрова, руководителя Кремлевского балета, он же автор либретто. Это второе обращение Петрова к балету «Эсмеральда», со своей труппой он поставил «Эсмеральду» в 2006 году.
Жаль, что красивый романтический балет, либретто которого написано по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», сейчас ассоциируется с совсем «не балетными» историями. Например, с Матильдой Кшесинской, исполнительницей партии Эсмеральды, фавориткой последнего российского императора.
Или с российским президентом Владимиром Путиным, который объявил о разводе с женой в антракте этого балета. Перефразируя известное выражение Льва Толстого, можно сказать, что дело здесь не в Кшесинской или Путине, а в жизни и смерти. Жизни, любви и смерти героев Гюго, нашедших еще одно свое воплощение на театральной сцене.
А знаменитый величественный собор, застывший на острове Сите, каким-то неведомым образом словно передает нам привет от человека, чье имя носит казанский балетный фест. Если встать лицом к фасаду Нотр-Дама, то сзади окажется набережная Вольтера, 21 – последняя квартира Рудольфа Нуриева. А если мысленно прочертить прямую от алтарной части собора, она упрется в «Гранд Опера» – театр, на сцене которого танцевал Рудольф и затем директорствовал.

История цыганки и звонаря

Казанская «Эсмеральда» — романтический балет в классическом понимании этого словосочетания. С красочными костюмами, роскошной игрой оркестра (респект музыкальному руководителю постановки, главному дирижеру театра Ренату Салаватову), с бережно воссозданными фрагментами хореографии Жюля Перро, Мариуса Петипа и Агриппины Вагановой, оттененной современной хореографией Андрея Петрова. И, конечно, с образами романтических героев романа Виктора Гюго.
По сути, у трех исполнителей титульных партий – Кристины Андреевой, Михаила Тимаева и Нурлана Конетова — получились работы, достойные бенефиса. Как-то так вышло, что любовная линия Эсмеральды и Феба (Антон Полодюк) воспринимается не столь остро, как любовь горбуна Квазимодо (Михаил Тимаев) к Эсмеральде (Кристина Андреева).
Феб – всего лишь красивая мечта, недостижимая и несбывшаяся, страсть, которая обернется разочарованием, между тем любовь Квазимодо и жертвенна, и бескорыстна, и возвышенна.
Михаил Тимаев – Квазимодо, пожалуй, одна из удач танцовщика в последнее время. Образ точный и по психологии персонажа, и по пластике, Тимаев работает на грани гротеска. Танцовщик не боится быть смешным, нелепым, но за этой внешней непривлекательностью сквозит трепетная любовь и благородство. Последняя сцена, когда он приносит мертвую Эсмеральду, дала возможность артисту показать трагические грани дарования, которых мы до сих пор у Тимаева не видели.
Очень выпуклым получился образ каноника Клода Фролло (Нурлан Канетов). По сути, это злодей с внешностью романтического героя. Черные монашеские одежды придают фигуре Фролло некую графичность, Канетов в этой партии резок, порывист, напряжен. Он весь – сжатая пружина, которая вот-вот распрямится. Он весь – мятущийся и несчастный в своей греховной страсти и злодеяниях.
Кристина Андреева, прима-балерина казанской оперы, — нежная, трепетная, но сильная Эсмеральда. Работа, заслуживающая всяческих похвал. Андреева, которая всегда, с первых шагов, была очень техничной балериной, в партии Эсмеральды продемонстрировала, что выросла в очень хорошую драматическую актрису.
Она работает на полутонах, она все время словно что-то недоговаривает, она внутренне наполнена, но не дает вырваться чувствам через край. Ее Эсмеральда чиста и целомудренна, она прозревает и видит за внешним уродством Квазимодо его душу. Эсмеральда в длинной белой рубашке, надетой палачом, похожа на несчастную шекспировскую Офелию – такая же жертва нелепых обстоятельств.
Сегодня на фестивале «Эсмеральду» покажут вновь. Главные партии исполнят солисты Кремлевского балета.