«Ну просто Бродвей!»: в Казани представили первый татарский мюзикл
06 ДЕКАБРЯ 2020
Постановка «Алтын Казан» на музыку молодого композитора Эльмира Низамова еще до премьеры вошла в культурную летопись новейшей истории Татарстана, ведь это первый мюзикл на татарском языке и первый мюзикл, поставленный на сцене Татарского театра оперы и балета им. Джалиля.
- За четыре сезона фестиваля «Узгэреш жиле» сложился коллектив, способный создать большое эпическое полотно на основе национальной музыки и традиций. После феноменального успеха гала-концерта фестиваля в престижнейшем зале мира - нью-йоркском Карнеги-холле в январе этого года мы почувствовали в себе силы обратиться к жанру, находящемуся на стыке театра и шоу-бизнеса, и таким образом продолжить интеграцию в современное мировое музыкальное искусство, - напомнил корреспонденту «ВК» предысторию создания мюзикла директор театра Рауфаль Мухаметзянов.
Действие музыкальной сказки о рождении Казани начинается на современной набережной Казанки, где на фоне кремлевской панорамы в мечтательной позе сидит бабай в тюбетейке. Как выяснится позже, старичок это не простой, а перевоплощенный Зилант - хранитель древнего города. Превращение дедушки в рептилию происходит на глазах изумленных зрителей. И вот уже гигантский компьютерный дракон эффектно парит над сценой, на которую выходят молодые люди в косухах и шароварах. Их веселые танцы прерывает банда девиантных подростков, провоцирующих конфликт (видимо, представители «казанского феномена», какая же без него история Казани?). Потасовку предотвращает Зилант, который теперь уже в облике то ли дервиша, то ли муллы напускает на гопников туман, те засыпают, а старец начинает свой рассказ «о том времени, когда Казанка еще не имела своего имени». На зал с экрана надвигается компьютерная «воронка времени», которая переносит всех в далекое прошлое. Солисты, хор и артисты балета облачаются в одежды из шкур, с потолка театра спускается легендарный казан, весьма похожий на намдаковскую «Чашу»-загс, и начинается повествование о всепобеждающей силе любви и добра… Как и во время показа итальянских опер, зрители, не владеющие татарским языком, могут следить за русским переводом по бегущей строке на экране.
Кроме композитора Низамова над мюзиклом «Алтын Казан» трудились либреттист Ренат Харис, режиссер Михаил Панджавидзе, художник-сценограф и автор костюмов Гарри Гуммель (Германия), хореограф Сергей Мандрик (Москва), в качестве музыкального руководителя выступил известный джазовый музыкант Вадим Эйленкриг. Хормейстер спектакля - Любовь Дразнина, педагог по вокалу - Венера Ганеева. За дирижерским пультом 5 и 6 декабря - Станислав Курбатский (Москва). Главные партии в спектакле исполнили известные оперные и эстрадные певцы: Эльмира Калимуллина (Аксылу), Филюс Кагиров (Битимер), Алина Шарипжанова (Сихатбану), Артур Исламов (Ханзаде), Айдар Сулейманов (Нукер), Ирек Фаттахов, Айдар Нургаянов (Сказитель).
Настоящим шоу мюзикл делает компьютерная графика от московской компании Q StageProduction.
Когда стихли аплодисменты после премьеры, корреспондент «Вечерней Казани» пообщалась за кулисами с создателями мюзикла.
- Это мое признание в любви Казани, городу, в котором я не родился, но состоялся как композитор и сформировался как личность. Сам испытал потрясение, ведь это моя первая в жизни постановка в оперном театре! - поделился эмоциями композитор Эльмир Низамов. - В спектакле мы погружаемся в языческие времена, когда люди еще не делились на народы, у наших предков-татар была другая культура и верования, честно говоря, мы не знаем точно, что и как там было, но хотя бы попытались заглянуть в далекое прошлое. Для меня как для музыканта это было поле для фантазий, я соединил этно-рок, джаз, эстраду, баллады. Найти для такого синтеза музыкальных жанров исполнителей довольно сложно, но в Казани есть такие мастера!
- Казань - это сплав разных культур, национальностей, «Алтын Казан» - тоже сплав, только жанров, - отметил режиссер Михаил Панджавидзе. - По сравнению с первоначальным вариантом 2011 года мы создали более качественный спектакль. Отдельно отмечу блестящий кастинг солистов. А хор? 28 человек не только поют, но и танцуют наравне с балетом. Это подвиг!
- Сегодня в зале я видел много молодых зрителей, видел их восторженные лица, мне кажется, они счастливы. Мы работали над постановкой почти год, последние две недели репетировали с утра до ночи, а технические службы - даже ночью. И ведь все равно волнуешься, как примет зал. Будем считать, юбилейный фестиваль «Узгэреш жиле» удался! - доволен Вадим Эйленкриг. - Но если бы не было четырех сезонов до этого, не факт, что публика была бы готова к восприятию такого большого музыкального полотна, к таким аранжировкам. Композитор Эльмир Низамов, молодой и в хорошем смысле амбициозный, для меня стал открытием.
- Это, безусловно, был творческий вызов, - оценили свою работу над созданием мюзикла исполнительный и технический директора компании Q StageProduction братья Антон и Александр Гетман. - Если сравнивать с предыдущими фестивалями, то по эмоциям и трудозатратам «Алтын Казан» стоит их всех вместе взятых. Только на сцене мы используем более 200 осветительных приборов, а также 19 проекторов, 15 объектов на подвесах, плюс 14 управляемых через пульт подвижных частей, которые поднимаются снизу, а еще 20 - сверху. Добавьте сюда прямую вертикальную проекцию, следящий мэйпинг и прочие вау-эффекты. А уникального татарского дракона, парящего над Казанью, кстати, придумал Михаил Панджавидзе.