КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ «Надо жить, остальное приложится!»: в Казани состоялась премьера спектакля легенды балета Владимира Васильева

«Надо жить, остальное приложится!»: в Казани состоялась премьера спектакля легенды балета Владимира Васильева

06 СЕНТЯБРЯ 2020

Мировая премьера постановки «И воссияет вечный свет» прошла 5 и 6 сентября в театре оперы и балета им. Джалиля. Создатели утверждают, что театральное воплощение бессмертного «Реквиема» Моцарта произошло впервые за более чем 220-летнюю историю произведения, обычно оно звучит лишь в концертном исполнении. Режиссером, хореографом и главным лирическим героем спектакля выступил легендарный танцовщик, народный артист СССР Владимир Васильев, отметивший в апреле свое 80-летие. Корреспондент «Вечерней Казани» стала свидетелем того, как заупокойная месса превращается в гимн жизни.

Грандиозный «Реквием» Моцарта по сути - молитва, последний крик души. «Реквием» в прочтении Васильева в двух словах можно обозначит как «Былое и думы». Это размышления 80-летнего человека о жизни, его воспоминания о любви, молодости, об утратах и превратностях судьбы. Творческий замысел воплощают на сцене солисты оперы и балета, хор, оркестр и… джазовое трио Евгения Борца. В канву художественного высказывания, которое можно расценить как некое творческое завещание маэстро, также вплетены стихи и движущиеся проекции картин Владимира Васильева в формате 3D (легенда балета много лет увлекается живописью и, кстати, с 2015 года состоит в Союзе художников Татарстана).

Едва занавес открывается, зритель видит на сцене легкую конструкцию, напоминающую уютную летнюю дачу. На первом этаже за столиком у зеленой лампы сидит главный герой - Владимир Васильев, в мансарде над ним располагается джазовое трио. С авторских импровизаций Евгения Борца и начинается спектакль. В прологе перед взором Васильева пролетают прекрасные видения прошлого: пять пар юношей и девушек танцуют, все наполнено радостью и светом. Затем «домик с мансардой» прячется в глубине сцены, на первую линию выступает хор. Декорация изображает высокие чертоги некого святилища. Храм земной это или храм небесный - каждый волен додумывать самостоятельно…
- Ваш великолепный хор исполняет «Реквием» без клавира! Они выучили его наизусть, они - герои! - оценил работу хористов казанской оперы Владимир Васильев в беседе с корреспондентом «ВК». - Поставить спектакль на «Реквием» - моя давняя мечта. Слава Богу, что руководство театра имени Джалиля понимает, какой великой мощи это произведение. Для меня это одновременно прощальная исповедь художника-творца и гимн созидающей жизни. Моей сверхзадачей было обратиться своим произведением к потомкам и в то же время - заглянуть в собственную душу. Не знаю сам, к какому жанру отнести спектакль, в нем синтез разных видов искусства. Кстати, действие неслучайно начинается под звучание джаза в исполнении трио Евгения Борца, джаз - неотъемлемая часть моей молодости.

Одним из ключевых героев премьеры является хор, артисты которого стали самыми активными участниками постановки. И не было в зале человека, который не восхитился бы его совершенным звучанием.
- После «Реквиема», который хор исполняет на память, можно говорить, что мы как бы закончили вторую консерваторию. Безусловно, совмещать виртуозное пение с активной жестикуляцией, перемещениями по сцене, синхронной сменой поз тоже непросто. Так что постановка Васильева стала дня нас серьезной школой, - рассказала, в свою очередь, главный хормейстер театра им. Джалиля Любовь Дразнина.

Кроме хористов и музыкантов в спектакле, который 22 ноября представят на исторической сцене Большого театра, участвуют оперные и балетные солисты. Главные партии исполняли Гульнора Гатина (ТГАТОиБ им. Джалиля), Екатерина Сергеева (Мариинский театр), Ярослав Абаимов (московский театр «Новая Опера» им. Колобова), Максим Кузьмин-Караваев (Германия). В сольных балетных партиях были заняты Михаил Тимаев, Аманда Гомес, Таис Диоженес, Вагнер Карвальо, Александра Елагина, Ильнур Гайфуллин, Алина Штейнберг, Антон Полодюк, Мана Кувабара и Алесcандро Каггеджи.

В эпилоге спектакля, когда зазвучала «Alleluja» из мотета Моцарта «Exsultate, jubilate», публика достигла катарсиса. Зал взорвался криками «Браво!» и аплодисментами после того, как в финале Владимир Васильев прочел свое стихотворение, в котором были такие строки:

Я не знаю, осталось ли много мне жить,
И не знаю, как жизнь дальше сложится.
Не дай Бог мне задуматься: быть иль не быть?
Надо жить! Остальное приложится!

- «Реквием» слушала впервые, теперь это мое любимое произведение Моцарта, спектакль и стихи Владимира Викторовича довели до слез, это были слезы очищения, - призналась после премьеры корреспонденту «ВК» бывшая телеведущая, а ныне тренер медитаций Айгуль Мирзаянова.

Кроме Мирзаяновой из известных личностей корреспондент «ВК» заметила на субботнем спектакле министра культуры Ираду Аюпову и главу управления Роспотребнадзора по РТ Марию Патяшину. Руководитель главного в период пандемии ведомства - одна из немногих в театре была в защитной маске. Реакция Патяшиной на буфет, где вопреки предписаниям Роспотребнадзора продавать все в упакованном виде бутерброды с красной рыбой и икрой открыто лежали на витрине, а в бокалы лились шампанское и мартини, осталась неизвестной.