ЛЮДИ ТЕАТРА. Юрий Ларионов
05 МАРТА 2012
ЮРИЙ ЛАРИОНОВ: "РАБОТА, ВСТРОЕННАЯ В ЖИЗНЬ"
Новым героем постоянной рубрики «Люди театра» стал заместитель директора ТАГТОиБ Юрий Ларионов. В преддверии летних каникул мы расспросили бессменного «зама по организации зрителя», каким был первый день его работы в оперном театре, как удается держать продажи билетов на практически 100%-ном уровне и чем запомнился уходящий 73-й сезон.
«ОПЕРА – САМЫЙ ДОРОГОЙ ВИД ИСКУССТВА…»
- Юрий Павлович, думали ли Вы в детстве, что будете работать в театре?
- Конечно, нет! Мое детство прошло на улице, в казанских дворах. Нельзя сказать, что я рос в богемной среде, в атмосфере высокого искусства – об этом я и не думал!
- Чем Вы занимались в юности?
- Спортом, с 5-го класса. Сначала лёгкой атлетикой, потом акробатикой. Даже боксом занимался, был призёром России! А потом стал учиться – закончил театральное училище, работал актёром в ТЮЗе, а 29 лет назад пришел сюда, в оперный театр. Это было 15 июня 1983 года…
- В чём заключается Ваша работа в театре?
- Дарить радость людям! (смеётся) На этот счёт есть притча. Идёт один человек, смотрит, мужчина кирпичи таскает. «Что делаешь?» - «Кирпичи таскаю». Дальше идёт, ещё один кирпичи носит. «Ты что делаешь?» - «Дом строю». Пошёл дальше, смотрит, третий тоже с кирпичами. «Что делаешь?» - «А я строю светлое будущее»!.. Так что все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на свою работу.
- В Вас больше творческой жилки или административной?
- Конечно, творческой, я же актёр в душе! Конечно, тяжело было менять творческую деятельность на административную - пришлось сначала «сломать» себя, решение далось нелегко.
- Помните ли Вы свой первый день работы в театре?
- Помню! Мы составляли репертуар на ближайший месяц. Рауфаль Сабирович Мухаметзянов, директор театра, и Рамзия Идиатулловна Такташ (тогда она была заведующей литературной частью) обсуждали планируемые мероприятия, а я сидел в стороне. Тогда директор мне сказал: «Что ты сидишь? Давай, принимайся за работу!» - и я включился в дело. Несмотря на то, что административная работа мне уже была знакома по опыту в ТЮЗе и Качаловском театре, здесь обнаружились свои нюансы. Если в драматических театрах можно и по два спектакля в день играть, то в оперном – своя специфика. В постановках задействовано большое количество человек, несколько коллективов – оркестр, хор, балет, каждый спектакль – это огромные трудозатраты. Опера – самый дорогой вид искусства…
- Расскажите о механизме функционирования театра.
- Театр – это единый организм, как у здорового человека. Глаза должны видеть, уши – слышать, ноги – ходить, это и есть театр. Всё должно быть сбалансировано. Мы предлагаем зрителям качественный продукт – и здесь мелочей нет. И спектакль должен быть на высоте –профессионально поставленный, хорошо сыгранный, с отличными солистами! И культура обслуживания должна быть на уровне! Взять, к примеру, работу буфета. Сколько мы просмотрели организаций, чтобы и цены были приемлемыми, и качество работы идеальным! Сейчас остановились на компании «Адмирал», и их менять не собираемся. Они обслуживают и первых лиц по всей России, и рядовых зрителей! Каждая деталь в театре важна, и если что-то выйдет из строя, то всё пойдёт не так, - организм заболеет, и его надо будет лечить…
Я рад, что на протяжении многих лет в нашем театре с аншлагами проходят не только фестивальные спектакли, но и весь текущий репертуар. Это – результат комплекса мер: и грамотная кадровая политика, и качество постановок театра, и система работы распространителей, и еще много-много мелочей, из которых складывается успех.
«НЫНЕШНИЙ СЕЗОН БЫЛ НЕВЕРОЯТНО НАСЫЩЕННЫМ…»
- Чем запомнится нынешний, 73-й сезон театра, для вас лично?
- Вообще, каждый сезон – особенный. Этот год был невероятно насыщенным. Мы провели два юбилейных фестиваля – Шаляпинский и Нуриевский. На оперном фестивале впервые выступил коллектив Мариинского театра во главе с маэстро Гергиевым - это 180 человек, всех нужно было встретить, разместить, проводить… В этом сезоне к нам приезжали Рене Папе, Диана Вишнева, Алина Сомова... Театр успешно выступил на фестивале «Золотая маска» в Москве - на один день артисты прилетели из Голландии, где тогда проходили гастроли, сыграли спектакль в Большом театре России и уехали обратно. Вы понимаете, организовать все это не так-то просто. Хорошо, что у меня есть ответственные помощники, поэтому всё идёт своим чередом.
- Вы – строгий руководитель?
- Нет! Зачем быть строгим, когда вопросы решаются? Вот если не решаются, то – другое дело.
- Казанский оперный театр активно гастролирует, расскажите, где проходят гастроли, какие есть планы на будущее.
- На протяжении многих лет театр ежегодно проводит 2-3 крупных гастрольных турне в странах Европы - в Голландии, Австрии, Швейцарии, Испании, Франции, Германии… Нам поступает много предложений от разных театров, но - помимо гастролей нужно и на стационарной сцене спектакли играть! За двадцать лет у нас выработался «график»: в те месяцы, когда балетная труппа на гастролях, в Казани идет опера, и наоборот.
- Опишите типичного зрителя Татарского оперного театра.
- Это люди среднего достатка, которые богаты духовно, но не всегда - в материальном плане. Это интеллигенция, люди средних лет, воспитанные еще в советских традициях, ценящие настоящее искусство. Стоит отметить, что к нам в театр приходят и молодые зрители. Если за рубежом основная масса зрителей – это люди за 50, то у нас в этом плане есть хорошие перспективы на будущее.
- Что является важным для театра – воспитание зрителя, престиж или репертуар?
- Основная задача театра – сделать хороший спектакль. Всё остальное – вытекающие последствия. От качества постановки зависит характер этих последствий – будут ли они положительными или прямо противоположными. А что касается репертуара, то, конечно, зритель должен иметь возможность увидеть лучшие, отобранные временем, мировые оперные и балетные шедевры.
- В местной прессе активно обсуждается тема о доле национальных спектаклей в афише театра. В театре с успехом идут балеты «Шурале» и «Сказание о Йусуфе», опера «Любовь поэта». Планируются ли новые национальные постановки?
- Да, на осень 2013 года запланирована премьера балета «Золотая орда» на музыку Резеды Ахияровой. Ставить спектакль будет Георгий Ковтун - это будет грандиозная постановка, масштабная, с большим размахом, чем его же «Спартак»!
- Поддерживают ли театр республиканские власти?
- Да, в этом году многие спектакли прошли при поддержке Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова. За это ему большое спасибо! Такая поддержка очень важна для нас.
- У театра есть спонсоры?
- Немного, но есть. Несколько лет назад к нам пришёл директор строительной компании «Солнечный город» и сказал: «Я хочу помочь». Человек пришёл сам, это особенно ценно! Несмотря на кризис, несмотря на то, что со временем компания трансформировалась, сменила название и сейчас входит в холдинг «Ак Барс», - они уже много лет помогают театру, и за это им огромное спасибо!
Ещё большое спасибо Казанскому вертолётному заводу, в партнерстве с которым мы уже пятый год проводим благотворительную акцию «Театр – ветеранам войны и труженикам тыла». Не за горами 70-летие Великой Победы, и вертолетчики обещали подержать проведение акции до этой даты. С каждым годом ветеранов становится всё меньше, поэтому не надо ждать юбилея, нужно помогать им именно сейчас, ведь потом будет поздно!
Других таких партнеров у нас нет. Многие обещают помощь, но ничего не делают. Всё зависит от уровня культуры предпринимателей, бизнесменов, руководителей. Пока эти люди не «дорастут» до высокого искусства – говорить о чём-либо с ними бесполезно.
«РАБОТА, ВСТРОЕННАЯ В ЖИЗНЬ…»
- Вы общаетесь со всеми приезжающими в театр артистами. Кто Вам запомнился больше всего?
- Каждый в своём амплуа… Безусловно, особняком стоит Рудольф Нуриев! Он посетил Казань дважды в 1992 году, я встречал его в аэропорту, контролировал вопросы заселения, передвижения по городу. 21 мая 1992 года Нуриев продирижировал спектаклем «Щелкунчик» в рамках казанского балетного фестиваля. После спектакля великий танцовщик дал согласие на то, чтобы наш фестиваль получил его имя. Это был настоящий артист, встречу с которым не забыть.
- Вы общаетесь с приезжающими артистами исключительно по деловым вопросам или стараетесь перевести диалог в неформальное русло?
- Я сам творческий человек, поэтому при общении мне важно наладить духовный контакт.
- Вы много путешествуете. Какая страна запомнилась больше всего?
- Я бывал в разных странах, повторюсь, мы 20 лет гастролируем в Европе, много лет подряд я провожу зиму в Старом Свете. Но больше всего запомнилась Англия. Почему? Ответить не могу, мне просто приятно было там находиться.
- Думали ли Вы о переезде из России?
- Никогда даже в голову не приходило. Для переезда нужно всё своё окружение за границу перевезти! А без близких людей никуда не хочется ехать.
- Если удается уделить внимание себе вне работы, чем Вы занимаетесь?
- Людям, работающим в театре, близко понятие: «Работа, встроенная в жизнь». Когда есть свободное время, я люблю заниматься спортом - бегать, например. Из пассивных видов деятельности – не могу без чтения! Люблю шахматы, хотя играю средне…
- Можете ли назвать человека, который изменил Вашу жизнь?
- Моя супруга, безусловно, повлияла на мою жизнь. Мы поженились на третьем курсе училища. Причём не мы одни! В мае в училище ставился спектакль «Женитьба Фигаро», а в сентябре пришли 7 женатых пар!
- Есть ли у Вас девиз в жизни?
- Девиза нет, но есть правило – не делать гадости людям.
Досье kazan-opera.ru
Ларионов Юрий Павлович
Заместитель директора театра по организации зрителей
Окончил Казанское театральное училище, работал актером, а затем главным администратором Казанского академического большого драматического театра имени Качалова. В ТАГТОиБ им.М.Джалиля с 1983 года.
Будучи сподвижником директора театра Рауфаля Мухаметзянова, внес неоценимый вклад в преодоление кризисной ситуации, в которой театр оказался в начале 1980-х гг. Благодаря энергичным усилиям команды единомышленников, направленных на изменение административно-художественной и репертуарной политики и создание новой современной модели театра, был укреплен престиж Татарского оперного театра, в разы увеличилась посещаемость спектаклей зрителями. Именно Ю.П.Ларионов взял на себя руководство всеми видами деятельности по привлечению и обслуживанию зрителя. Сегодня средний годовой показатель заполняемости зала ТАГТОиБ им.М.Джалиля - 96 %, это рекордная цифра для любого театра.
В ведении Ю.П.Ларионова также вопросы рекламы, регулирование цен на билеты, поиски партнеров и спонсоров, работа с кадрами и многое другое.
Беседовала Елена Остроумова
Новым героем постоянной рубрики «Люди театра» стал заместитель директора ТАГТОиБ Юрий Ларионов. В преддверии летних каникул мы расспросили бессменного «зама по организации зрителя», каким был первый день его работы в оперном театре, как удается держать продажи билетов на практически 100%-ном уровне и чем запомнился уходящий 73-й сезон.
«ОПЕРА – САМЫЙ ДОРОГОЙ ВИД ИСКУССТВА…»
- Юрий Павлович, думали ли Вы в детстве, что будете работать в театре?
- Конечно, нет! Мое детство прошло на улице, в казанских дворах. Нельзя сказать, что я рос в богемной среде, в атмосфере высокого искусства – об этом я и не думал!
- Чем Вы занимались в юности?
- Спортом, с 5-го класса. Сначала лёгкой атлетикой, потом акробатикой. Даже боксом занимался, был призёром России! А потом стал учиться – закончил театральное училище, работал актёром в ТЮЗе, а 29 лет назад пришел сюда, в оперный театр. Это было 15 июня 1983 года…
- В чём заключается Ваша работа в театре?
- Дарить радость людям! (смеётся) На этот счёт есть притча. Идёт один человек, смотрит, мужчина кирпичи таскает. «Что делаешь?» - «Кирпичи таскаю». Дальше идёт, ещё один кирпичи носит. «Ты что делаешь?» - «Дом строю». Пошёл дальше, смотрит, третий тоже с кирпичами. «Что делаешь?» - «А я строю светлое будущее»!.. Так что все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на свою работу.
- В Вас больше творческой жилки или административной?
- Конечно, творческой, я же актёр в душе! Конечно, тяжело было менять творческую деятельность на административную - пришлось сначала «сломать» себя, решение далось нелегко.
- Помните ли Вы свой первый день работы в театре?
- Помню! Мы составляли репертуар на ближайший месяц. Рауфаль Сабирович Мухаметзянов, директор театра, и Рамзия Идиатулловна Такташ (тогда она была заведующей литературной частью) обсуждали планируемые мероприятия, а я сидел в стороне. Тогда директор мне сказал: «Что ты сидишь? Давай, принимайся за работу!» - и я включился в дело. Несмотря на то, что административная работа мне уже была знакома по опыту в ТЮЗе и Качаловском театре, здесь обнаружились свои нюансы. Если в драматических театрах можно и по два спектакля в день играть, то в оперном – своя специфика. В постановках задействовано большое количество человек, несколько коллективов – оркестр, хор, балет, каждый спектакль – это огромные трудозатраты. Опера – самый дорогой вид искусства…
- Расскажите о механизме функционирования театра.
- Театр – это единый организм, как у здорового человека. Глаза должны видеть, уши – слышать, ноги – ходить, это и есть театр. Всё должно быть сбалансировано. Мы предлагаем зрителям качественный продукт – и здесь мелочей нет. И спектакль должен быть на высоте –профессионально поставленный, хорошо сыгранный, с отличными солистами! И культура обслуживания должна быть на уровне! Взять, к примеру, работу буфета. Сколько мы просмотрели организаций, чтобы и цены были приемлемыми, и качество работы идеальным! Сейчас остановились на компании «Адмирал», и их менять не собираемся. Они обслуживают и первых лиц по всей России, и рядовых зрителей! Каждая деталь в театре важна, и если что-то выйдет из строя, то всё пойдёт не так, - организм заболеет, и его надо будет лечить…
Я рад, что на протяжении многих лет в нашем театре с аншлагами проходят не только фестивальные спектакли, но и весь текущий репертуар. Это – результат комплекса мер: и грамотная кадровая политика, и качество постановок театра, и система работы распространителей, и еще много-много мелочей, из которых складывается успех.
«НЫНЕШНИЙ СЕЗОН БЫЛ НЕВЕРОЯТНО НАСЫЩЕННЫМ…»
- Чем запомнится нынешний, 73-й сезон театра, для вас лично?
- Вообще, каждый сезон – особенный. Этот год был невероятно насыщенным. Мы провели два юбилейных фестиваля – Шаляпинский и Нуриевский. На оперном фестивале впервые выступил коллектив Мариинского театра во главе с маэстро Гергиевым - это 180 человек, всех нужно было встретить, разместить, проводить… В этом сезоне к нам приезжали Рене Папе, Диана Вишнева, Алина Сомова... Театр успешно выступил на фестивале «Золотая маска» в Москве - на один день артисты прилетели из Голландии, где тогда проходили гастроли, сыграли спектакль в Большом театре России и уехали обратно. Вы понимаете, организовать все это не так-то просто. Хорошо, что у меня есть ответственные помощники, поэтому всё идёт своим чередом.
- Вы – строгий руководитель?
- Нет! Зачем быть строгим, когда вопросы решаются? Вот если не решаются, то – другое дело.
- Казанский оперный театр активно гастролирует, расскажите, где проходят гастроли, какие есть планы на будущее.
- На протяжении многих лет театр ежегодно проводит 2-3 крупных гастрольных турне в странах Европы - в Голландии, Австрии, Швейцарии, Испании, Франции, Германии… Нам поступает много предложений от разных театров, но - помимо гастролей нужно и на стационарной сцене спектакли играть! За двадцать лет у нас выработался «график»: в те месяцы, когда балетная труппа на гастролях, в Казани идет опера, и наоборот.
- Опишите типичного зрителя Татарского оперного театра.
- Это люди среднего достатка, которые богаты духовно, но не всегда - в материальном плане. Это интеллигенция, люди средних лет, воспитанные еще в советских традициях, ценящие настоящее искусство. Стоит отметить, что к нам в театр приходят и молодые зрители. Если за рубежом основная масса зрителей – это люди за 50, то у нас в этом плане есть хорошие перспективы на будущее.
- Что является важным для театра – воспитание зрителя, престиж или репертуар?
- Основная задача театра – сделать хороший спектакль. Всё остальное – вытекающие последствия. От качества постановки зависит характер этих последствий – будут ли они положительными или прямо противоположными. А что касается репертуара, то, конечно, зритель должен иметь возможность увидеть лучшие, отобранные временем, мировые оперные и балетные шедевры.
- В местной прессе активно обсуждается тема о доле национальных спектаклей в афише театра. В театре с успехом идут балеты «Шурале» и «Сказание о Йусуфе», опера «Любовь поэта». Планируются ли новые национальные постановки?
- Да, на осень 2013 года запланирована премьера балета «Золотая орда» на музыку Резеды Ахияровой. Ставить спектакль будет Георгий Ковтун - это будет грандиозная постановка, масштабная, с большим размахом, чем его же «Спартак»!
- Поддерживают ли театр республиканские власти?
- Да, в этом году многие спектакли прошли при поддержке Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова. За это ему большое спасибо! Такая поддержка очень важна для нас.
- У театра есть спонсоры?
- Немного, но есть. Несколько лет назад к нам пришёл директор строительной компании «Солнечный город» и сказал: «Я хочу помочь». Человек пришёл сам, это особенно ценно! Несмотря на кризис, несмотря на то, что со временем компания трансформировалась, сменила название и сейчас входит в холдинг «Ак Барс», - они уже много лет помогают театру, и за это им огромное спасибо!
Ещё большое спасибо Казанскому вертолётному заводу, в партнерстве с которым мы уже пятый год проводим благотворительную акцию «Театр – ветеранам войны и труженикам тыла». Не за горами 70-летие Великой Победы, и вертолетчики обещали подержать проведение акции до этой даты. С каждым годом ветеранов становится всё меньше, поэтому не надо ждать юбилея, нужно помогать им именно сейчас, ведь потом будет поздно!
Других таких партнеров у нас нет. Многие обещают помощь, но ничего не делают. Всё зависит от уровня культуры предпринимателей, бизнесменов, руководителей. Пока эти люди не «дорастут» до высокого искусства – говорить о чём-либо с ними бесполезно.
«РАБОТА, ВСТРОЕННАЯ В ЖИЗНЬ…»
- Вы общаетесь со всеми приезжающими в театр артистами. Кто Вам запомнился больше всего?
- Каждый в своём амплуа… Безусловно, особняком стоит Рудольф Нуриев! Он посетил Казань дважды в 1992 году, я встречал его в аэропорту, контролировал вопросы заселения, передвижения по городу. 21 мая 1992 года Нуриев продирижировал спектаклем «Щелкунчик» в рамках казанского балетного фестиваля. После спектакля великий танцовщик дал согласие на то, чтобы наш фестиваль получил его имя. Это был настоящий артист, встречу с которым не забыть.
- Вы общаетесь с приезжающими артистами исключительно по деловым вопросам или стараетесь перевести диалог в неформальное русло?
- Я сам творческий человек, поэтому при общении мне важно наладить духовный контакт.
- Вы много путешествуете. Какая страна запомнилась больше всего?
- Я бывал в разных странах, повторюсь, мы 20 лет гастролируем в Европе, много лет подряд я провожу зиму в Старом Свете. Но больше всего запомнилась Англия. Почему? Ответить не могу, мне просто приятно было там находиться.
- Думали ли Вы о переезде из России?
- Никогда даже в голову не приходило. Для переезда нужно всё своё окружение за границу перевезти! А без близких людей никуда не хочется ехать.
- Если удается уделить внимание себе вне работы, чем Вы занимаетесь?
- Людям, работающим в театре, близко понятие: «Работа, встроенная в жизнь». Когда есть свободное время, я люблю заниматься спортом - бегать, например. Из пассивных видов деятельности – не могу без чтения! Люблю шахматы, хотя играю средне…
- Можете ли назвать человека, который изменил Вашу жизнь?
- Моя супруга, безусловно, повлияла на мою жизнь. Мы поженились на третьем курсе училища. Причём не мы одни! В мае в училище ставился спектакль «Женитьба Фигаро», а в сентябре пришли 7 женатых пар!
- Есть ли у Вас девиз в жизни?
- Девиза нет, но есть правило – не делать гадости людям.
Досье kazan-opera.ru
Ларионов Юрий Павлович
Заместитель директора театра по организации зрителей
Окончил Казанское театральное училище, работал актером, а затем главным администратором Казанского академического большого драматического театра имени Качалова. В ТАГТОиБ им.М.Джалиля с 1983 года.
Будучи сподвижником директора театра Рауфаля Мухаметзянова, внес неоценимый вклад в преодоление кризисной ситуации, в которой театр оказался в начале 1980-х гг. Благодаря энергичным усилиям команды единомышленников, направленных на изменение административно-художественной и репертуарной политики и создание новой современной модели театра, был укреплен престиж Татарского оперного театра, в разы увеличилась посещаемость спектаклей зрителями. Именно Ю.П.Ларионов взял на себя руководство всеми видами деятельности по привлечению и обслуживанию зрителя. Сегодня средний годовой показатель заполняемости зала ТАГТОиБ им.М.Джалиля - 96 %, это рекордная цифра для любого театра.
В ведении Ю.П.Ларионова также вопросы рекламы, регулирование цен на билеты, поиски партнеров и спонсоров, работа с кадрами и многое другое.
Беседовала Елена Остроумова