КУПИТЬ БИЛЕТЫ
RUS
/ ЛЮДИ ТЕАТРА. Рамзия Такташ

ЛЮДИ ТЕАТРА. Рамзия Такташ

11 апреля 2012

Рамзия Такташ: "Казани необходим театральный музей"

Хранитель музейных фондов ТАГТОиБ Рамзия Такташ рассказала читателям kazan-opera.ru о развернувшейся борьбе за создание в столице Татарстана Музея театрального искусства.

Досье kazan-opera.ru

Рамзия Идиатулловна Такташ
Заслуженный деятель искусств РТ. Пришла в ТАГТОиБ им.М.Джалиля в 1963 году. Более 25-ти лет работала помощником главного режиссера по литературной части. При ее непосредственном участии в 1986 году был создан Клуб любителей оперы при ТАГТОиБ им.М.Джалиля. Ежегодно с 1985 года готовит фестивальные выставки (в фойе театра), вызывающие неизменный интерес зрителей. С 1989 года и по настоящий момент – старший хранитель музейных фондов театра. Один из инициаторов создания в Казани республиканского театрального музея.
 

- Рамзия Идиатулловна, расскажите, как возникла идея создания театрального музея в Казани?

- Эта идея не нова. Подобные музеи существуют в разных городах мира. В Москве например, есть Центральный театральный музей им. Бахрушина, в Санкт-Петербурге -  Государственный музей театрального и музыкального искусства.  Казани – третьей столице России, городу с более чем 200-летней театральной историей - такой музей тоже необходим.

В свое время, в 1930-40-хх гг. в нашем городе существовал театральный музей. Он был небольшим и располагался в здании театра им.Камала. В 1941 году там разместили эвакуационный пункт, и все фонды были переданы в Национальный музей РТ, где и по сей день хранится много материалов о театрах республики.

Уже несколько лет мы направляем в различные инстанции письма за подписями именитых людей нашего города. Мы настаиваем на необходимости создания в Казани самостоятельного Государственного республиканского музея театрального и музыкального искусства. В экспозиции музея была бы представлена история всех театров республики, а также таких учреждений культуры, как филармония, союз композиторов, консерватория, ансамбль песни и танца, симфонический оркестр…

- Что нужно, чтобы открыть музей?

- Прежде всего, положительное решение руководства Республики - политическая воля, так сказать. Несколько лет назад мы направили письмо на имя М.Ш.Шаймиева. Ответ пришел быстро: нам сообщалось, что Министерством культуры для музея выделено здание по улице Татарстан. Это исторический, культурный центр города. И здание очень интересное: здесь в начале XX века располагался Восточный клуб, в котором труппа «Сайяр» давала свои первые спектакли. Итак, здание выделили и … проблему на этом закрыли.

Новое письмо на ту же тему было передано Рустаму Нургалеевичу Минниханову 22 ноября 2011 г. Через некоторое время вопрос обсуждался на коллегии Министерства культуры. На эту коллегию для доклада был приглашен заведующий музеем Казанского БДТ им.Качалова Ю.А.Благов - человек, который также ратует за создание театрального музея. Была там и я. Мы выступили, и… вновь вопрос так и остался «висеть в воздухе».

А музей необходим! В театрах нет надлежащих условий для хранения всех имеющихся фондов. Нужна определенная температура, влажность, нужны сотрудники, чтобы обрабатывать, систематизировать, оцифровывать материалы. К примеру, у нас, в театре оперы и балета, хранятся старинные афиши, многие из которых требуют  реставрации. Заниматься этим должен специалист, иначе все это просто пропадет.

Наши фонды огромны, и они растут с каждым годом. Постоянные оперные сезоны в Казани начались в 1874, в антрепризу Медведева. А балетные традиции!.. В начале XX века дочь балетмейстера Мариуса Петипа Надежда основала в Казани свою хореографическую школу. Ее ученики выступали и как самостоятельная труппа, и участвовали во многих театральных постановках. 

К сожалению, в Татарском театре оперы и балета им.Джалиля нет отдельного театрального музея. Конечно, свою историю мы пытаемся представить общественности другими способами.  Дважды в год, во время Шаляпинского и Нуриевского фестивалей, в фойе театра проходят выставки, освещающие некоторые аспекты нашей истории. В 2010 году вышел альбом «От эскиза к спектаклю», представляющий работы выдающегося театрального художника П.Т.Сперанского и его жены Л.Л.Сперанской-Штейн. Сперанский, ученик Н.Фешина, уже с 1914 года работал как театральный художник, а в театр оперы и балета пришел в 1940 году. Его жена присоединилась к нему в качестве художника шестью годами позже. Интересно, что приняли ее по документам в балетную труппу, так как другой свободной штатной единицы на тот момент не было...

- Вернемся к музею. Если все же представить, что музей будет создан, какой вам видится концепция, как будет организована экспозиция?

- Концепция уже есть. Она передана в соответствующий отдел Министерства культуры. Создание и формирование театра – это процесс исторический. А театр – это не только спектакли, это люди, о которых нельзя забывать. Конечно, абсолютно всё и всех показать невозможно, поэтому, планируется, что в музее, помимо постоянной экспозиции, будут периодически проходить обновляемые тематические выставки. В число постоянных можно включить экспозицию о народных артистах СССР - самых именитых актерах и музыкантах нашей Республики, об известных татарстанских спектаклях, в том числе операх и  балетах «Алтынчеч», «Башмачки», «Шурале», «Джалиль».  Эти спектакли – наше национальное богатство. В музее должны быть представлены эскизы декораций и костюмов, макеты, сами костюмы, обязательно афиши. И конечно, современный музей невозможно представить без достижений современной техники. Поскольку музей, как мы надеемся, будет строиться сейчас, то будет возможность оснастить его технически. Было бы здорово, если в музее можно было ознакомиться с видеозаписями спектаклей.

- А кто будет работать в театральном музее?

- Сегодня и в Университете, и в Академии культуры и искусств открыты отделения музееведения и музеологии. Возможно, выпускники захотят работать именно в театральном музее.

- Кто будет посетителями музея?

- Это все может быть очень востребовано туристами. Особенно сегодня, в преддверии Универсиады и Чемпионатов мира. К тому же через Казань проходят летние туры по Волге. К нам в театр часто заходят туристы и просят дать возможность ознакомиться с интерьерами и историей. Будь в Казани театральный музей, у посетителей сложилось бы более полное, целостное впечатление обо всей культурной жизни Казани. У нас очень богатая культура, в нашем городе в разное время жили и работали многие известные актеры России. Музей необходим, чтобы наша театральная история не забывалась, чтобы она жила. 

Беседовала Екатерина Моргунова