ЛЮДИ ТЕАТРА. Нурлан Канетов
23 МАЯ 2013
ЛЮДИ ТЕАТРА. Нурлан Канетов: «Театр – хорошая школа жизни»
Рубрика «Люди театра» продолжает знакомить посетителей сайта kazan-opera.ru с яркими представителями большого творческого коллектива.
На этот раз о своем пути в искусстве, о любимых ролях и кумирах в профессии корреспонденту портала рассказал ведущий солист балетной труппы театра, заслуженный артист Татарстана, единственный среди татарстанских танцовщиков обладатель звания лауреата Государственной премии России в области литературы и искусства Нурлан Канетов.
С танцовщиком беседовала Миляуша Фаизова.
* * *
«АСЫЛМУРАТОВА ПОКАЗАЛА МНЕ ПУТЬ В ИСКУССТВЕ…»
- Нурлан, расскажите, пожалуйста, как вы попали в балет? С какого возраста занимаетесь танцем?
- Как и все артисты балета, я поступил в хореографическое училище в возрасте 10 лет. Это было в Алма-Ате. Родился же я в Уральске, рос музыкальным ребенком: у меня были хорошие вокальные данные, я участвовал во многих творческих мероприятиях. В школе меня называли «соловьем». Однажды в школу приехала комиссия из Алма-Аты: специалисты искали способных детей для поступления в хореографическое училище. Меня отобрали для участия во вступительных экзаменах. Балет как вид искусства тогда не был мне интересен, но очень хотелось увидеть столицу, я никогда там не был.
Я приехал и поступил – были хорошие данные. Первые 3 года учился без особого энтузиазма, без тяги. Затем стали появляться первые маленькие успехи – и я «загорелся» профессией. Меня стала привлекать сцена и само состояния «бытия» на сцене. Так и проснулась любовь.
- Вы помните свой первый выход на сцену?
- Помню смутно. Это был детский танец «Пингвины». Как правило, эту забавную миниатюру всегда хорошо принимают. Так было и со мной. Помню, внутри меня был такой азарт - танцевать еще и еще!
- С кем из выдающихся танцовщиков вам удалось встречаться и работать?
- Я счастливый человек, меня всегда окружали выдающиеся люди, большие мастера и профессионалы. Когда я только поступил в Алматинский театр оперы и балета, мне доверили танцевать в балете «Жизель». Выступление прошло очень успешно, я сам не ожидал. Мне посчастливилось станцевать два спектакля с потрясающей балериной, примой Мариинского театра Алтынай Асылмуратовой. Для меня это была огромная честь и большой шанс. Алтынай - красавица и просто супер-балерина, одна из лучших. По большому счету, Асылмуратова, сама не ведая того, показала мне путь, которому я в дальнейшем следовал. Не в плане того, что где-то надо «ногу выше поднять» или «выше прыгнуть», нет! Я понял, что нужно танцевать совершенно по-другому, что можно передать образ и душой, и пластикой, и глазами. Она научила меня этому. Это был для меня самый сильный импульс. Я помню спектакль с ней очень хорошо.
В дальнейшем я работал со многими профессионалами. Танцевал с балеринами и Мариинского театра, и Большого театра. Есть, о ком говорить, есть, что вспомнить…
«Я НЕ ЛЮБЛЮ БОЛЬШИЕ ГОРОДА»
- Как вы попали в Казанский театр?
- Это было в 1996 году. Я работал в Алма-Ате. Как-то в наш театр приехал Бахытжан Смагулов - в то время танцовщик Казанского театра, казах по национальности. Мы с ним разговорились, и он мне между делом говорит: «А ты знаешь, что тебе предлагают станцевать «Лебединое озеро» в Казани»? Я отвечаю: «Нет». А он: «Ты должен поехать!»
Он убедил меня, что это нужно сделать. Я прилетел в Казань и станцевал спектакль. Театр мне очень понравился, судя по всему, и я как танцовщик руководству приглянулся. Мне предложили переехать в Казань. С тех пор я танцую здесь.
- Не было желания поработать в других городах, в других странах?
- У меня была возможность уехать в Москву. Я там проработал чуть-чуть как приглашенный солист труппы «Русского Имперского балета». Мне предлагали остаться - с перспективой в дальнейшем перейти в крупный театр. Но я человек, который не любит больших городов. Для меня Москва и даже Санкт-Петербург - слишком большие. Мне нужно спокойствие. А что касается других стран – то ежегодно на протяжении многих лет с труппой театра я выезжаю на гастроли в Европу. Был во всех крупных городах, танцевал на многих сценах…
- Участвовали ли вы в каких-нибудь конкурсах или фестивалях?
- В моей карьере был только один конкурс. В возрасте 14 лет я принял участие в Среднеазиатском конкурсе хореографических училищ. Я взял вторую премию и главный приз, первую премию никому не дали. Это был большой успех, после которого мне стали говорить, что у меня началась «звездная болезнь». Но это было абсолютно не так.
А фестивали разные были. Естественно, ежегодный Нуриевский фестиваль в Казани, фестивали в Якутии, Минске, «Dance open» в Санкт-Петербурге - масштабный и профессиональный форум, где собираются мировые звезды. Надеюсь, что получится поехать на этот фестиваль снова…
«НЕЛЬЗЯ ВЫХОДИТЬ НА СЦЕНУ И ТАНЦЕВАТЬ ПЛОХО…»
- С чего начинается день солиста балета?
- В 10 утра - урок классического танца. У нас это как «зубы почистить» (улыбается). Потом идут репетиции. Вечером – спектакль. Вся жизнь в этом здании…
- Как вы проводите выходные дни?
- Обычно дома. Стараюсь никуда не выходить, потому что за рабочую неделю набирается много хлопот: надо что-то купить, что-то сделать по дому.
- Приходится ли вам придерживаться диеты?
- Да. Для меня важно, чтобы ничего «лишнего» не было. Если я вижу артистку балета или танцовщика с лишними складками, мне это режет глаз. И к себе я отношусь критично.
- У вас есть любимая роль?
- Какую-то одну выделить не могу. В период, когда я готовлю «Сказание о Йусуфе», я люблю Йусуфа; когда готовлю «Жизель» – люблю графа Альберта; когда готовлю «Спартак» - люблю своего Красса. Меня часто спрашивают о любимой роли, но мне кажется, что выделить одну роль - нечестно по отношению к другим партиям.
- О чем думает солист балета за кулисами перед выходом на сцену?
- Я себя настраиваю, работаю над собой, стараюсь избавиться от волнения. Я зрелый танцовщик, многое станцевал и танцую, но перед каждым выходом у меня дрожит что-то внутри… Однако как только открывается занавес, всё это пропадает. Да и что переживать – спектакль «делается» на репетициях! На сцене же главное – сделать так, чтобы зритель тебе поверил. Для меня очень важен контакт со зрителем. Иногда я даже чувствую, как зал отвечает мне взаимностью.
- Приходилось ли вам отказываться от ролей?
- Да, такое было. Однажды я отказался от Хозе в «Кармен-сюите», так как считал, что на тот период был слишком юн, незрел для этой партии. Даже внешне - у меня были такие тонкие ноги. Танцевать Хозе было для меня мучением, а зритель ни в коем случае не должен видеть мучения! Нельзя выходить на сцену и танцевать плохо, так нас воспитали в школе. Я отказался от спектакля. Сказал, что я еще не дорос: и мышечно, и эмоционально.
Со временем, вслушавшись в музыку и полюбив этот образ, я сделал его совершенно по-другому. Я станцевал спектакль, и критики были в восторге...
- Кстати, о критике, как вы относитесь к балетным рецензентам?
- Я нормально отношусь к балетной критике, если она адекватная и профессиональная. Балетной критики как таковой в Казани нет. Потому что те, кто нас оценивает, по большому счету, ничего в балете не понимает. Часто рецензенты смотрят поверхностно, не углубляясь внутрь. Я же люблю профессионалов. Мне интересно то, что пишут западные, московские и питерские критики.
«Я АБСОЛЮТНО НЕКОНФЛИКТНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
- Что думаете о современной хореографии?
- Я очень люблю современную хореографию, особенно стиль модерн. Мне кажется, что этот стиль дает больше возможностей для самовыражения. Мое тело периодически «ломает» - так мне хочется танцевать модерн! Мне очень жаль, что в моей карьере не было современных балетов. Думаю, если бы меня сейчас пригласили в какой-нибудь проект, в современную постановку, пусть даже в другой театр, - я бы сразу уехал. Для меня самое важное - самовыражение, ведь я творческий человек
- Правда ли, что вы мечтаете поставить балет на музыку Рахманинова?
- Музыка Рахманинова очень мне близка. В ней есть какая-то магия. К сожалению, у меня нет опыта постановочной деятельности. Конечно, когда я слушаю музыку, у меня возникают в голове образы, но, увы, я не умею концентрироваться и записывать свои идеи. Но хотел бы научиться. Попробовать...
- Доводилось ли вам ощущать недоброжелательность со стороны коллег? Зависть?
- Этого не избежать. Но я абсолютно неконфликтный человек, я могу закрыться и не обращать внимания ни на что. Театр – очень хорошая школа жизни. Работа здесь закаляет, потому что часто можно встретить людей-лицемеров, которые в глаза тебе улыбаются, а за спиной говорят всякие гадости. Я не знаю, что ими движет - зависть, ненависть? Меня это раньше жутко убивало, у меня даже срывались спектакли. Но это было по молодости. Сейчас я уже умею «закрываться», у меня есть своя схема. Я прекрасно понимаю, что желая зла кому-то, люди этим самым себе делают плохо.
- У вас есть кумиры?
- Кумиров нет. Кто-то мне приписал, что мой кумир это Нуриев. Абсолютно нет. Я к нему нормально отношусь, преклоняюсь перед его харизмой, техническими возможностями. Мне очень нравится французский танцовщик Мануэль Легри, он является одним из моих самых любимых. Из балерин мне очень нравится Диана Вишнева. Из актеров - Миронов, Сергей Безруков. Был недавно на его спектакле «Есенин». Смотрел большую часть выступления из-за кулис. Как он работал! Абсолютно без халтуры. Я был просто поражен…
«БЫТЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»
- Какую музыку вы любите слушать?
- Разную. Не могу сказать, что я слушаю каждый день классику. Для классики нужно определенное настроение, да и в театре этого предостаточно. Мне очень нравится скрипач Джошуа Белл. Нравится такое направление в музыке, как свинг – здесь могу выделить Майкла Бубле. Люблю альтернативную музыку Бьорк. Очень люблю Мадонну.
- Какие книги вы читаете?
- К своему стыду, читаю мало. Времени не хватает. Домой прихожу очень поздно, и глазам хочется отдыха. Люблю эзотерику, Ричарда Баха (перечитал все его книги). Перечитываю иногда Булгакова.
- Какие фильмы вы любите смотреть?
- Очень люблю фантастику и еще драмы. Комедии смотрю редко, мне даже кажется, что у меня что-то с чувством юмора не то. Я не смотрю КВН, не воспринимаю «Камеди клаб».
- Ваше любимое время года?
- Весна. Когда листочки уже раскрываются, травка зеленая появляется... Для меня это самая лучшая пора. Появляется надежда на то, что случится что-то хорошее. Очень люблю, когда цветет сирень – это мой самый любимый цветок. Те, кто знают про это, часто дарят мне букеты сирени. Это так здорово! Поэтому весна и только весна.
- Ваше жизненное кредо?
Я даже не задумывался об этом. Наверное, быть в гармонии с самим собой, уважать людей, природу. Все делать с душой, профессионально и - как в последний раз.
Досье kazan-opera.ru
НУРЛАН КАНЕТОВ
Лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства (2005) за исполнение заглавной партии в балете Л.Любовского «Сказание о Йусуфе». Заслуженный артист Татарстана. Лауреат приза «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда» (2003).
В 1993 г. окончил Алматинское хореографическое училище. Будучи студентом, был принят в труппу Государственного академического театра им. Абая. С 1996 г. - ведущий солист ТАГТОиБ им. М.Джалиля. В составе труппы театра на протяжении многих лет гастролирует в странах Европы. В 2000 г. с труппой «Русского Имперского балета» под руководством М.Плисецкой выступал в Израиле и Испании.
В репертуаре партии: Принц Зигфрид, Ротбарт, Па-де-труа («Лебединое озеро»), Граф Альберт («Жизель»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Колен («Тщетная предосторожность»), Принц («Щелкунчик»), Шахрияр («Тысяча и одна ночь»), Йусуф («Сказание о Йусуфе»), Красс («Спартак»), Арман («Дама с камелиями»), Принц Дезире, Голубая птица («Спящая красавица») и др.
Рубрика «Люди театра» продолжает знакомить посетителей сайта kazan-opera.ru с яркими представителями большого творческого коллектива.
На этот раз о своем пути в искусстве, о любимых ролях и кумирах в профессии корреспонденту портала рассказал ведущий солист балетной труппы театра, заслуженный артист Татарстана, единственный среди татарстанских танцовщиков обладатель звания лауреата Государственной премии России в области литературы и искусства Нурлан Канетов.
С танцовщиком беседовала Миляуша Фаизова.
* * *
«АСЫЛМУРАТОВА ПОКАЗАЛА МНЕ ПУТЬ В ИСКУССТВЕ…»
- Нурлан, расскажите, пожалуйста, как вы попали в балет? С какого возраста занимаетесь танцем?
- Как и все артисты балета, я поступил в хореографическое училище в возрасте 10 лет. Это было в Алма-Ате. Родился же я в Уральске, рос музыкальным ребенком: у меня были хорошие вокальные данные, я участвовал во многих творческих мероприятиях. В школе меня называли «соловьем». Однажды в школу приехала комиссия из Алма-Аты: специалисты искали способных детей для поступления в хореографическое училище. Меня отобрали для участия во вступительных экзаменах. Балет как вид искусства тогда не был мне интересен, но очень хотелось увидеть столицу, я никогда там не был.
Я приехал и поступил – были хорошие данные. Первые 3 года учился без особого энтузиазма, без тяги. Затем стали появляться первые маленькие успехи – и я «загорелся» профессией. Меня стала привлекать сцена и само состояния «бытия» на сцене. Так и проснулась любовь.
- Вы помните свой первый выход на сцену?
- Помню смутно. Это был детский танец «Пингвины». Как правило, эту забавную миниатюру всегда хорошо принимают. Так было и со мной. Помню, внутри меня был такой азарт - танцевать еще и еще!
- С кем из выдающихся танцовщиков вам удалось встречаться и работать?
- Я счастливый человек, меня всегда окружали выдающиеся люди, большие мастера и профессионалы. Когда я только поступил в Алматинский театр оперы и балета, мне доверили танцевать в балете «Жизель». Выступление прошло очень успешно, я сам не ожидал. Мне посчастливилось станцевать два спектакля с потрясающей балериной, примой Мариинского театра Алтынай Асылмуратовой. Для меня это была огромная честь и большой шанс. Алтынай - красавица и просто супер-балерина, одна из лучших. По большому счету, Асылмуратова, сама не ведая того, показала мне путь, которому я в дальнейшем следовал. Не в плане того, что где-то надо «ногу выше поднять» или «выше прыгнуть», нет! Я понял, что нужно танцевать совершенно по-другому, что можно передать образ и душой, и пластикой, и глазами. Она научила меня этому. Это был для меня самый сильный импульс. Я помню спектакль с ней очень хорошо.
В дальнейшем я работал со многими профессионалами. Танцевал с балеринами и Мариинского театра, и Большого театра. Есть, о ком говорить, есть, что вспомнить…
«Я НЕ ЛЮБЛЮ БОЛЬШИЕ ГОРОДА»
- Как вы попали в Казанский театр?
- Это было в 1996 году. Я работал в Алма-Ате. Как-то в наш театр приехал Бахытжан Смагулов - в то время танцовщик Казанского театра, казах по национальности. Мы с ним разговорились, и он мне между делом говорит: «А ты знаешь, что тебе предлагают станцевать «Лебединое озеро» в Казани»? Я отвечаю: «Нет». А он: «Ты должен поехать!»
Он убедил меня, что это нужно сделать. Я прилетел в Казань и станцевал спектакль. Театр мне очень понравился, судя по всему, и я как танцовщик руководству приглянулся. Мне предложили переехать в Казань. С тех пор я танцую здесь.
- Не было желания поработать в других городах, в других странах?
- У меня была возможность уехать в Москву. Я там проработал чуть-чуть как приглашенный солист труппы «Русского Имперского балета». Мне предлагали остаться - с перспективой в дальнейшем перейти в крупный театр. Но я человек, который не любит больших городов. Для меня Москва и даже Санкт-Петербург - слишком большие. Мне нужно спокойствие. А что касается других стран – то ежегодно на протяжении многих лет с труппой театра я выезжаю на гастроли в Европу. Был во всех крупных городах, танцевал на многих сценах…
- Участвовали ли вы в каких-нибудь конкурсах или фестивалях?
- В моей карьере был только один конкурс. В возрасте 14 лет я принял участие в Среднеазиатском конкурсе хореографических училищ. Я взял вторую премию и главный приз, первую премию никому не дали. Это был большой успех, после которого мне стали говорить, что у меня началась «звездная болезнь». Но это было абсолютно не так.
А фестивали разные были. Естественно, ежегодный Нуриевский фестиваль в Казани, фестивали в Якутии, Минске, «Dance open» в Санкт-Петербурге - масштабный и профессиональный форум, где собираются мировые звезды. Надеюсь, что получится поехать на этот фестиваль снова…
«НЕЛЬЗЯ ВЫХОДИТЬ НА СЦЕНУ И ТАНЦЕВАТЬ ПЛОХО…»
- С чего начинается день солиста балета?
- В 10 утра - урок классического танца. У нас это как «зубы почистить» (улыбается). Потом идут репетиции. Вечером – спектакль. Вся жизнь в этом здании…
- Как вы проводите выходные дни?
- Обычно дома. Стараюсь никуда не выходить, потому что за рабочую неделю набирается много хлопот: надо что-то купить, что-то сделать по дому.
- Приходится ли вам придерживаться диеты?
- Да. Для меня важно, чтобы ничего «лишнего» не было. Если я вижу артистку балета или танцовщика с лишними складками, мне это режет глаз. И к себе я отношусь критично.
- У вас есть любимая роль?
- Какую-то одну выделить не могу. В период, когда я готовлю «Сказание о Йусуфе», я люблю Йусуфа; когда готовлю «Жизель» – люблю графа Альберта; когда готовлю «Спартак» - люблю своего Красса. Меня часто спрашивают о любимой роли, но мне кажется, что выделить одну роль - нечестно по отношению к другим партиям.
- О чем думает солист балета за кулисами перед выходом на сцену?
- Я себя настраиваю, работаю над собой, стараюсь избавиться от волнения. Я зрелый танцовщик, многое станцевал и танцую, но перед каждым выходом у меня дрожит что-то внутри… Однако как только открывается занавес, всё это пропадает. Да и что переживать – спектакль «делается» на репетициях! На сцене же главное – сделать так, чтобы зритель тебе поверил. Для меня очень важен контакт со зрителем. Иногда я даже чувствую, как зал отвечает мне взаимностью.
- Приходилось ли вам отказываться от ролей?
- Да, такое было. Однажды я отказался от Хозе в «Кармен-сюите», так как считал, что на тот период был слишком юн, незрел для этой партии. Даже внешне - у меня были такие тонкие ноги. Танцевать Хозе было для меня мучением, а зритель ни в коем случае не должен видеть мучения! Нельзя выходить на сцену и танцевать плохо, так нас воспитали в школе. Я отказался от спектакля. Сказал, что я еще не дорос: и мышечно, и эмоционально.
Со временем, вслушавшись в музыку и полюбив этот образ, я сделал его совершенно по-другому. Я станцевал спектакль, и критики были в восторге...
- Кстати, о критике, как вы относитесь к балетным рецензентам?
- Я нормально отношусь к балетной критике, если она адекватная и профессиональная. Балетной критики как таковой в Казани нет. Потому что те, кто нас оценивает, по большому счету, ничего в балете не понимает. Часто рецензенты смотрят поверхностно, не углубляясь внутрь. Я же люблю профессионалов. Мне интересно то, что пишут западные, московские и питерские критики.
«Я АБСОЛЮТНО НЕКОНФЛИКТНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
- Что думаете о современной хореографии?
- Я очень люблю современную хореографию, особенно стиль модерн. Мне кажется, что этот стиль дает больше возможностей для самовыражения. Мое тело периодически «ломает» - так мне хочется танцевать модерн! Мне очень жаль, что в моей карьере не было современных балетов. Думаю, если бы меня сейчас пригласили в какой-нибудь проект, в современную постановку, пусть даже в другой театр, - я бы сразу уехал. Для меня самое важное - самовыражение, ведь я творческий человек
- Правда ли, что вы мечтаете поставить балет на музыку Рахманинова?
- Музыка Рахманинова очень мне близка. В ней есть какая-то магия. К сожалению, у меня нет опыта постановочной деятельности. Конечно, когда я слушаю музыку, у меня возникают в голове образы, но, увы, я не умею концентрироваться и записывать свои идеи. Но хотел бы научиться. Попробовать...
- Доводилось ли вам ощущать недоброжелательность со стороны коллег? Зависть?
- Этого не избежать. Но я абсолютно неконфликтный человек, я могу закрыться и не обращать внимания ни на что. Театр – очень хорошая школа жизни. Работа здесь закаляет, потому что часто можно встретить людей-лицемеров, которые в глаза тебе улыбаются, а за спиной говорят всякие гадости. Я не знаю, что ими движет - зависть, ненависть? Меня это раньше жутко убивало, у меня даже срывались спектакли. Но это было по молодости. Сейчас я уже умею «закрываться», у меня есть своя схема. Я прекрасно понимаю, что желая зла кому-то, люди этим самым себе делают плохо.
- У вас есть кумиры?
- Кумиров нет. Кто-то мне приписал, что мой кумир это Нуриев. Абсолютно нет. Я к нему нормально отношусь, преклоняюсь перед его харизмой, техническими возможностями. Мне очень нравится французский танцовщик Мануэль Легри, он является одним из моих самых любимых. Из балерин мне очень нравится Диана Вишнева. Из актеров - Миронов, Сергей Безруков. Был недавно на его спектакле «Есенин». Смотрел большую часть выступления из-за кулис. Как он работал! Абсолютно без халтуры. Я был просто поражен…
«БЫТЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»
- Какую музыку вы любите слушать?
- Разную. Не могу сказать, что я слушаю каждый день классику. Для классики нужно определенное настроение, да и в театре этого предостаточно. Мне очень нравится скрипач Джошуа Белл. Нравится такое направление в музыке, как свинг – здесь могу выделить Майкла Бубле. Люблю альтернативную музыку Бьорк. Очень люблю Мадонну.
- Какие книги вы читаете?
- К своему стыду, читаю мало. Времени не хватает. Домой прихожу очень поздно, и глазам хочется отдыха. Люблю эзотерику, Ричарда Баха (перечитал все его книги). Перечитываю иногда Булгакова.
- Какие фильмы вы любите смотреть?
- Очень люблю фантастику и еще драмы. Комедии смотрю редко, мне даже кажется, что у меня что-то с чувством юмора не то. Я не смотрю КВН, не воспринимаю «Камеди клаб».
- Ваше любимое время года?
- Весна. Когда листочки уже раскрываются, травка зеленая появляется... Для меня это самая лучшая пора. Появляется надежда на то, что случится что-то хорошее. Очень люблю, когда цветет сирень – это мой самый любимый цветок. Те, кто знают про это, часто дарят мне букеты сирени. Это так здорово! Поэтому весна и только весна.
- Ваше жизненное кредо?
Я даже не задумывался об этом. Наверное, быть в гармонии с самим собой, уважать людей, природу. Все делать с душой, профессионально и - как в последний раз.
Досье kazan-opera.ru
НУРЛАН КАНЕТОВ
Лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства (2005) за исполнение заглавной партии в балете Л.Любовского «Сказание о Йусуфе». Заслуженный артист Татарстана. Лауреат приза «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда» (2003).
В 1993 г. окончил Алматинское хореографическое училище. Будучи студентом, был принят в труппу Государственного академического театра им. Абая. С 1996 г. - ведущий солист ТАГТОиБ им. М.Джалиля. В составе труппы театра на протяжении многих лет гастролирует в странах Европы. В 2000 г. с труппой «Русского Имперского балета» под руководством М.Плисецкой выступал в Израиле и Испании.
В репертуаре партии: Принц Зигфрид, Ротбарт, Па-де-труа («Лебединое озеро»), Граф Альберт («Жизель»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Колен («Тщетная предосторожность»), Принц («Щелкунчик»), Шахрияр («Тысяча и одна ночь»), Йусуф («Сказание о Йусуфе»), Красс («Спартак»), Арман («Дама с камелиями»), Принц Дезире, Голубая птица («Спящая красавица») и др.