КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ ЛЮДИ ТЕАТРА. Любовь Дразнина

ЛЮДИ ТЕАТРА. Любовь Дразнина

05 ИЮНЯ 2012

ЛЮБОВЬ ДРАЗНИНА: «Я ВСЕГДА МЕЧТАЛА РАБОТАТЬ С ХОРОМ»

На этот раз героиней рубрики стала главный хормейстер театра Любовь Дразнина.
Любовь Алексеевна поделилась с читателями kazan-opera.ru секретами своей профессии, рассказала, почему является противницей шансона, и призналась, какой предмет любила больше всего, будучи студенткой консерватории.

"ЗРЕЛЫМ ДИРИЖЕРОМ МОЖЕТ НАЗВАТЬ СЕБЯ ТОЛЬКО ТОТ, КТО РАБОТАЛ В ОПЕРЕ..."

- Любовь Алексеевна, на протяжении шести сезонов вы возглавляете хор Татарского академического театра оперы и балета им.М.Джалиля. Думаю, не все наши зрители представляют, в чем заключается работа хормейстера. Опишите, пожалуйста, свои обязанности в театре…

- Вы правы. Я считаю, что у меня самая незаметная для зрителей профессия в театре. Я готовлю с хором партии для спектаклей, поддерживаю выученные произведения на достойном уровне, прохожу с артистами все постановочные репетиции – хормейстер должен знать, что делается на сцене, в каких мизансценах задействован хор, как двигаются артисты, как они расположены режиссером относительно друг друга, ведь от этого зависит общее звучание.

На репетициях я не просто наблюдатель, но и своеобразный критик: действую, как связующее звено между хором и режиссером, хором и дирижером. Конечно, во время спектакля меня не видно и не слышно - обычно я нахожусь в зрительном зале и наблюдаю за процессом: что в результате получилось из того, что я делала? насколько удобно дирижеру и режиссеру работать с хором? Если все идет хорошо, я получаю большое удовольствие.

По большому счету, главная задача оперного хормейстера – выпустить настолько подготовленный хор, чтобы артисты чувствовали себя на сцене естественно вне зависимости от того, какие требования предъявляет к ним режиссер. Они должны быть готовы ко всему: изменению темпа, фразировки, даже к форс-мажорным обстоятельствам, которые могут случиться во время спектакля... Я поняла специфику работы в оперном театре, и пытаюсь сейчас подготовить свой хор к любому ходу событий.

- До вашего прихода в театр вы были руководителем хора Казанского музыкального училища, преподавали в консерватории. Чем вас привлекает работа в оперном театре?

- Работа в театре для меня - это новый виток в профессиональном развитии. После двадцати лет педагогической и творческой деятельности в музыкальном училище и консерватории у меня сложилось твердое убеждение, что зрелым дирижером может называть себя тот, кто дирижировал оперой.

Опера - произведение высочайшего музыкального и интеллектуального уровня. Жанр оперы вбирает в себя все – это симбиоз различных искусств.

А вообще я очень люблю театр: мне нравятся многие театральные профессии, я с удовольствием наблюдаю за работой бутафоров, декораторов. Особенно интересна, конечно, работа режиссера...

"Я ВОСХИЩАЮСЬ ТЕМ, КАК АРТИСТЫ ХОРА ВЫКЛАДЫВАЮТСЯ НА КАЖДОМ СПЕКТАКЛЕ..."

- Как известно, в Казанском театре оперы и балета действует особая система работы с кадрами: здесь все оперные спектакли текущего репертуара проходят с участием приглашенных певцов. Приезжие солисты неоднократно отмечали высокий уровень подготовленности хора нашего театра. Скажите, у вас есть какие-то секреты воздействия на ваших подопечных?

- Особенных секретов нет… Я всегда говорю артистам хора, что в зале есть слушатель, который требовательно относится к каждому вашему жесту и интонации, который должен увидеть в вас больших музыкантов. Пойте для такого слушателя – и все получится! Я рада, что артисты хора хорошо работают на сцене, и это замечают профессионалы.

Вообще я искренне восхищаюсь тем, как артисты хора выкладываются на спектакле, и немного завидую им – у них интересная работа: в репертуаре театра много замечательно поставленных спектаклей, есть возможность раскрыться актерски, попробовать себя в разных амплуа!

При этом надо понимать, что работа в театральном хоре – нелегкий труд. Сегодня артисты хора должны хорошо танцевать, двигаться, бегать и при этом еще и слаженно петь! Ведь когда солист не сходится с оркестром, этого может никто и не заметить, а когда с оркестром расходится хор – это слышат абсолютно все.

Сейчас в театральном хоре работают грамотные люди, в основном, дирижеры-хоровики с консерваторским образованием. Больше половины состава – молодежь. С таким коллективом очень удобно работать! Я считаю, что будущее как раз за таким мобильным хором.

- В хоре театра – люди разных возрастов. Как вы находите общий язык? Какая атмосфера царит на репетициях?

- У нас работают люди с уже сложившимися характерами: здесь поют и те, кто учился вместе со мной. Каждый музыкант – это личность, со своими взглядами, со своей точкой зрения. Моя задача – работать так, чтобы это убеждало всех. Конечно, с разновозрастным коллективом работать труднее, но преодоление разногласий происходит благодаря музыке.

Хор начинается, прежде всего, с дисциплины. Хоровики – это особый народ; это люди, которые знают, что такое ансамбль, что такое «чувство локтя». Здесь редко встречаются индивидуумы, безразличные к общему делу. Коллективное творчество создает чувство взаимной поддержки, порядочности по отношению друг к другу. Я стремлюсь к тому, чтобы в хоре всегда была такая обстановка, хотя, конечно, на репетициях случается всякое, и атмосфера бывает разной.

В целом, в нашем коллективе работают очень дружные люди, они знают, когда у кого день рождения, с удовольствием поздравляют друг друга, устраивают капустники, праздники. Эти традиции сближают нас.

- На протяжении многих лет вы работали с учениками, студентами. Как вы считаете, музыкальное образование влияет на развитие личности?

- Влияет на сто процентов! Музыка преображает людей! Я верю в то, что человек из среды, совершенно не связанной с творчеством, но которого искусство притягивает к себе, - становится лучше.

Мне повезло, в музыкальной школе, где я училась, был прекрасный руководитель хора, который приобщил меня к хоровому пению. В консерватории хор был моим самым любимым предметом! Хоровой класс начинался каждый день в восемь утра. Было трудно вставать и приезжать на занятия в такое раннее время, но когда урок хора заканчивался, большинство студентов были уверены, что лучшее в этот день уже позади.

Конечно, очень многое зависит от педагога. У хороших педагогов ученики увлечены профессией. Любовь невозможно привить, ее можно передать: ученик видит своего преподавателя, который с удовольствием занимается своим делом, и тоже начать гореть этим. И наоборот…

"Я ПОСТОЯННО НАХОЖУСЬ 'В МУЗЫКЕ'..."

- Вы человек творческий. А чей пример вас по жизни вдохновляет?

- Меня вдохновляют музыканты, которые делают что-то свое. Это могут быть даже ученики или студенты, которые работают с хором или оркестром и здорово с этим справляются. Конечно, незабываем мой учитель по консерватории - профессор Семен Абрамович Казачков. Когда я смотрела, как он работает с хором, говорила: «Я тоже так хочу! Хочу, чтобы у меня был такой же хор!». Меня вдохновляют певцы - Чечилия Бартоли, например.

- Вы дирижировали симфоническим оркестром?

- Да, и неоднократно. Но я люблю хор, люблю человеческий голос, пение. Именно с ним мне интересней всего работать. Мне нравится, когда под твоими руками начинает литься красивый звук хора. В свое время я много пела - и соло, и в дуэте с Миляушой Таминдаровой, но больше всего я люблю петь в хоре. И моей мечтой всегда было работать только с хором!

- Вы часто поете для души?

- Всегда! В том числе внутренним слухом. Я постоянно нахожусь «в музыке».

- Чем вы увлекаетесь в свободное от работы время? Посещаете культурные мероприятия вне театра?

- Я очень люблю путешествовать, смотрю кино, занимаюсь спортом, люблю читать, ходить в театр. Правда, на спектакли и концерты попадаю не так часто, как хотелось бы, но когда куда-то выезжаю, обязательно посещаю местные театры, музеи, изучаю культурную жизнь.

- Что вы считаете главным в вашей профессии?

- Дирижер прежде всего должен быть интересным человеком. Если ты работаешь с коллективом и не вызываешь интереса, то результата не достичь. Ты должен сложиться как личность – знать больше, уметь больше, чем твои подопечные, иначе они тебя не примут. Хормейстер обязательно должен уметь петь, чтобы правильно показать хору, он должен владеть инструментом, чтобы играть хоровые партитуры, он должен быть человеком обаятельным, грамотным, коммуникабельным.

- Есть ли такие спектакли, которые вы бы хотели видеть в афише нашего оперного театра?

- Хотела бы, чтобы в афише театра была хорошая современная музыка. А вообще - я только вхожу в эту профессию, и каждая опера, которая ставится, кажется мне самой лучшей! Самое прекрасное, что я обрела в моей работе в театре, – это то, что здесь не звучит плохая музыка, здесь исполняются только шедевры! Я получаю огромное удовольствие, работая с гениальной музыкой.

- Какая музыка, кроме классической, вам нравится?

- Я всеядна. Могу послушать все, вплоть до рэпа – если это сделано талантливо. Увы, есть и бездарная музыка, которую я не слушаю категорически, более того, я такой решительно настроенный «неслушатель». Расскажи мне о своих музыкальных предпочтениях, и я скажу – буду я с тобой общаться или нет. Есть вещи, которые я ненавижу – шансон, например, который в последнее время в нашей стране звучит повсеместно. Я не слушаю современную российскую эстраду - мне это неинтересно.

- Какие цели на ближайшее будущее вы ставите перед собой?

- Я стремлюсь к тому, чтобы досконально знать весь репертуар, с которым сейчас имею дело. Конечно, знать абсолютно все в своей профессии невозможно, но стремиться к этому надо. А этот процесс бесконечен!

Досье kazan-opera.ru

Любовь Алексеевна Дразнина

Заслуженный деятель искусств Татарстана

Окончила Казанскую консерваторию в 1984 г. (кл. проф. С.А.Казачкова).

С 1986 по 2006 гг. преподавала дирижирование и вокал на кафедре хорового дирижирования Казанской государственной консерватории им. Н.Жиганова.

С 1996 по 2009 гг. - заведующая отделением хорового дирижирования Казанского музыкального училища им.Аухадеева, руководитель хора училища.

С 2006 г. по н/в – главный хормейстер ТАГТОиБ им. М. Джалиля.

Беседовала Дина Хакимова