«Летающий кореец» и звезды Большого: в Казани наконец открылся Нуриевский фестиваль
18 ДЕКАБРЯ 2020
Спектаклем «Баядерка» открылся вчера в Казани Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева, который должен был состояться еще весной. Изголодавшаяся по высокому искусству публика смотрела сказочную историю трагической любви, как загипнотизированная, и на аплодисменты не жадничала.
Традиционно Нуриевский форум проходит в Татарском театре оперы и балета в мае и длится около месяца. Нынешний XXXIII фестиваль перенесли из-за пандемии аж на декабрь, его программу пришлось сократить. За 12 дней зрителям представят восемь спектаклей, включая два показа «Анны Карениной» театра танца Бориса Эйфмана под фонограмму. Но казанские театралы счастливы уже тем, что их не лишили возможности приобщиться к прекрасному по примеру Москвы и Санкт-Петербурга, где на культурно-массовые мероприятия практически наложено табу.
Однако радость от похода в театр теперь тоже с налетом грусти. О том, что общество пребывает в унынии в связи с событиями 2020 года, можно судить по внешнему виду публики, одетой преимущественно в черно-серой гамме. И шампанское в театральных буфетах, как заметила корреспондент «ВК», уже не лилось рекой, как в былые времена, пили в основном чай. Но о своих печалях зрители забыли, едва поднялся занавес…
В партии Солора в «Баядерке» блистал Кимин Ким из Мариинского театра. Артист из Южной Кореи поступил на службу в этот театр в 2012 году, когда ему было 20, и сегодня считается звездой Мариинки первой величины. Кимин очень начитанный и эрудированный человек, готовясь к роли, он изучает историю каждого балета, так что его танец можно назвать интеллектуальным полетом. Проводя аналогию с гением танца Нуриевым, которого называли «Летающим татарином», можно смело утверждать: Ким - настоящий «Летающий кореец»! Под стать Кимину была его партнерша - солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Оксана Кардаш в образе дивной Никии. Солистка театра им. Джалиля Аманда Гомес блистала в образе властной и гордой царевны Гамзатти, обуреваемой ревностью и страстями. Дуэт соперниц Никии и Гамзатти довел зрителей в буквальном смысле до дрожи.
Помимо блистательной «Баядерки» в фестивальную афишу вошли такие шедевры классического балета, как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», национальный балет «Шурале», показ которого 21 декабря приурочен к 75-летию создания спектакля хореографом Леонидом Якобсоном на музыку Фарида Яруллина. В партии Шурале в этот вечер выступит премьер казанской труппы Олег Ивенко. Ожидается, что на этот спектакль прилетит известный британский актер и режиссер Рэйф Файнс, снявший нашумевший фильм «Белый ворон» о Рудольфе Нуриеве, в котором Ивенко сыграл главную роль.
Понятно, что резко сократившиеся контакты с заграницей из-за пандемии сузили возможности организаторов казанского балетного фестиваля по приглашению артистов.
- Увы, танцовщиков из дальнего зарубежья, как это бывало прежде, Казань нынче не увидит, за исключением тех, кто работает по контракту в России, - пояснил корреспонденту «ВК» генеральный директор компании «Глобал Промоушен» Айдар Шайдуллин. - Тем не менее звезд на фестивале будет немало. На Нуриевском представлен Большой театр России - например, в «Лебедином озере» казанцы увидят Ольгу Смирнову, Якопо Тисси, Марка Чино. Театр «Кремлевский балет» покажет 19 и 20 января балет «Руслан и Людмила». На мой взгляд, замечателен состав «Дон Кихота», в котором выступит созвездие мастеров балета: солисты казанской балетной труппы Аманда Гомес, Артем Белов, Денис Кораблев, артисты Большого Мария Виноградова, Кристина Карасева, Дмитрий Екатеринин и Ангелина Влашинец, звезда Михайловского театра Иван Васильев и Александра Криса из «Кремлевского балета». А уж о театре Бориса Эйфмана, чью постановку «Анна Каренина» увидим 25 и 26 декабря, и говорить не приходится: его выступления в Казани имеют неизменный аншлаг.