КУПИТЬ БИЛЕТЫ
RUS
/ Казанский Голливуд

Казанский Голливуд

06 декабря 2018

В Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля – грандиозное шоу Третьего фестиваля татарской песни «Ветер перемен», в котором 30 песен на татарском языке в оригинальных аранжировках Вадима Эйленкрига были исполнены лучшими молодыми певцами республики.

Татары – очень поющая нация со своей «книгой песен». Что мы знаем о татарской песне? Фактически ничего, не знаем мы и имен исполнителей. Зато знаем двух оперных див – Альбину Шагимуратову и Аиду Гарифуллину, которые стремительно покоряют один европейский театр за другим, да и заокеанские площадки. На концерте фестиваля «Ветер перемен» узнаёшь, как много в республике голосистых молодых исполнителей и как легко и азартно татарская песня идет на радостный контакт не только с джазовыми стандартами – вступет в продуктивный альянс с иными стилями и культурными традициями. Секрет заключается в пружинистой танцевальной природе и ладовых особенностях татарской музыки – на бесконфликтной пентатонике, на мирных терцово-секундовых трихордовых попевках, на кроткой лиричности. Все это само собой просится к импровизации, к раскручиванию потенциальной ритмико-гармонической пружины, заложенной в этих фольклорных зернах, которые только легонько тронь – и из них могут вырастать причудливой красоты и фантазийности песенные сады.

Фестивальный концерт проходил в оперном театре, внутреннее убранство которого – растительно-цветочные орнаменты на стенах, отраженные в изобилии зеркал, – идеально резонировало с национальным песенным фольклором.

<...>

Проект под названием «Ветер перемен», известным по песне из кинофильма о Мэри Поппинс, подарил чувство сопричастности татарского мелоса мелосу мировому. Казань уже стала объектом притяжения для мирового сообщества – в ней есть все для того, чтобы при большом желании чувствовать себя не на периферии, а в центре мира. Фестиваль «Ветер перемен» с самого начала был задуман не только как могучее развлекательное шоу, его целью было поднять национальную песню на новый уровень, пробудить к ней интерес. В буклете к «Ветру перемен» напечатана полноценная научная статья доктора искусствоведения Земфиры Сайдашевой о бытовой и эстрадной татарской песне. А президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, присутствовавший на концерте, и не скрывал в своей (напечатанной в буклете) речи о том, что проект «Ветер перемен» создан ради «популяризации и продвижения татарской песни на российской и международной сцене».

Аранжировки российского джазмена Вадима Эйленкрига и его команды не только не посягнули на самобытность татарских мелодий, но выявили в них то привлекательное, что могло бы, да и уже заинтересовало мир далеко за пределами Татарстана. Каждая песня (народных меньшинство, большинство – композиторских) была поставлена компанией Q Stage production как отдельный театральный номер, сопровождаемый выразительным, лишенным банальностей видеорядом. Оркестр Вадима Эйленкрига под управлением Станислава Курбацкого эффектно и очень удачно разместился на «втором ярусе» сцены, освободив перед собой место для певцов и танцевального ансамбля. Яркими акцентами шоу стали выступления виртуозного вокального секстета Accent (Франция–Канада–Швеция–Великобритания–США), вызвавшего шквал оваций после народной песни «Гусиные крылья» с чарующей красоты запоминающимся напевом, а во второй песне «Аллюки» в аранжировку удалось вкрапить даже аллюзию на баховский хорал.

Взрыв зрительских эмоций случился на самом хитовом номере программы, поставленном как сценка разучивания трудного татарского языка, – на песне «Пойдем, милый, на родник». Солистка Татарской оперы (а на этом проекте – еще и вокальный коуч, Венера Ганеева) дуэтом с американцем Таем Стивенсом под импровизацию баяниста Айдара Гайнуллина явила не только диалог поколений, стилей (Стивенс не обошелся без рэпа), но и трансатлантический диалог. «Мотылек» с соло Айдара Гайнуллина подарил ощущение выхода в открытый космос. Музыкант создавал и эффекты морского прибоя, и ощущение дыхания самой земли, рисуя из минорной терции картину национальной меланхолии. Аранжировщики выискивали в первоисточниках такие ритмические основы для импровизаций, которые выводили их то в золотую эру свинга, то в оттепельные

60-е, то в босанову, то в нежнейшую лунную лирику, а то намекали на «Профессионала» с музыкой Морриконе. Все 20 певцов поражали яркостью джазовых и мюзикловых эстрадных голосов. Много аплодисментов сорвал самый молодой участник шоу – тенор Илнар Миранов, своим нежным голосом спевший о «Маме, идущей с родника» и «Когда ж мы встретимся», вызвав желание вернуться на встречу с татарской песней.