КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Казанский фильм-балет «Корсар» шагает по стране: Москва, Петербург, далее везде

Казанский фильм-балет «Корсар» шагает по стране: Москва, Петербург, далее везде

15 АПРЕЛЯ 2024

В главном кинотеатре страны – в «Октябре» на Новом Арбате, триумфально прошла премьера фильма-балета «Корсар» ТГАТОиБ им. М. Джалиля. Редактор отдела культуры побывала на московском показе, который можно смело сравнить со светским раутом.

Татарский государственный академический театр оперы и балета им. М. Джалиля вошел в федеральный проект «Театр в кино» наряду с ведущими московскими и санкт-петербургскими коллективами. Кинематографические «гастроли» татарстанского «Корсара» продлятся два месяца, фильм-балет увидят в 60 городах страны в 200 кинотеатрах – от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. Показы пройдут и в Казани – в кинотеатрах «Киномакс Тандем» и «Синема 5» (ТРК «Республика»).

Так что грех сетовать, что в театр трудно попасть: благодаря федеральному проекту телеканала «Культура» постановки лучших театров страны стали доступны максимальному количеству зрителей. 

Пиратское «золото», звездные гости 

За час до начала сеанса фойе «Октября» (а в нем, на минуточку, 1800 мест) начали заполнять принаряженные зрители. Среди которых было немало медийных лиц, представителей балетного мира и театральной общественности – руководство телеканала «Культура», писатель и режиссер Фекла Толстая, балетмейстер Александр Могилев, дирижер Большого театра Айрат Кашаев, продюсер Айдар Шайдуллин, хореограф Геннадий Янин, театральный художник Андрей Кноблок, лауреат премии «Золотая Маска» Георги Смилевски-младший и многие другие. Атмосфера в кинотеатре «Октябрь» располагала к празднику: зрители пребывали в приподнятом настроении, многие пришли с цветами. Гости без устали фотографировались с артистами, а также участвовали в мизансценах с пиратами, одетыми в костюмы из спектакля «Корсар». Лихие флибустьеры (артисты казанской труппы) щедро раздавали золотые монеты, которые оказались круглыми шоколадками в золотистой обертке. «Обогатилась» и автор этих строк, прихватив на память пару «червонцев».

Перед показом на сцену зала № 1 кинотеатра «Октябрь» (в этом зале 1800 мест и практически все они были заняты) вышли Фекла Толстая, народный артист Татарстана Эдуард Трескин и худрук казанской балетной труппы Владимир Яковлев, которые пригласили исполнителей главных партий в балете «Корсар» – Вагнера Карвальо, Олега Ивенко, Аманду Гомес, Антона Полодюка и солистку Большого театра Маргариту Шрайнер

– Замечательным образом выход в прокат фильма-балета «Корсар» совпадает по времени со 150-летним юбилеем Казанской оперы. Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля известен во всем мире: оперная и балетная труппы объездили с гастролями множество стран, а такие старейшие фестивали, как Шаляпинский и Нуриевский, стали одними из самых известных международных музыкальных форумов, – подчеркнул Трескин.

– Балет любят не только в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Казани, словом, там, где есть театр. Балет любят и в других городах, где нет такой возможности, поэтому проект «Театр в кино» – это шанс познакомить с оперным и балетным искусством самый широкий круг зрителей. Мы не знаем, что будет с нами и с балетом через 20, 30 лет, но зато наши потомки, благодаря этому проекту, через годы смогут посмотреть фильм-балет «Корсар» и оценить, есть ли какое-то движение в искусстве балета, взять что-то от нашего времени и привнести в свое, – в свою очередь отметил заслуженный артист России и Татарстана, балетмейстер-постановщик спектакля Владимир Яковлев. – В классическом наследии балет «Корсар» занимает особое место, в нем две ведущие титульные партии, четыре ведущие мужские партии, плюс тройка одалисок, плюс игровые партии. И каждая требует от артиста не только владеть в совершенстве техникой классического танца на современном уровне, но и актерской игрой. В этом спектакле я выступил не столько как хореограф, потому что я очень трепетно отношусь к нашим гениям, в том числе к Морису Ивановичу Петипа, поэтому скорее сосредоточился на режиссерской работе. Есть небольшие перестановки в сценах, которые, на мой взгляд, сделали спектакль более динамичным, также, учитывая современные тенденции, мы использовали видеоряд, а еще у нас нет трагического конца – пара Медоры и Конрата отплывает на корвете в поисках приключений и новой жизни. 

Фекла Толстая хочет посетить театр имени Джалиля

О своем отношении к проекту «Театр в кино» незадолго до начала премьеры редактору «Вечерней Казани» рассказала Фекла Толстая, которая является официальным лицом телеканала «Культура». 

– Я представляла проект с первого фильма в кинотеатре «Октябрь», мне проект кажется очень хорошим, и я горячо поддерживаю продюсера Любовь Платонову, с которой много лет работаю. Мне кажется, это непростая задача – снимать спектакли для экрана. Но когда большой экран, он лучше, чем маленький телевизионный. Я с оптимизмом смотрю на этот формат и думаю, что современные технологии делают театральное искусство, в данном случае балет, более доступным для людей, которые живут в нашей огромной стране и не могут по разным причинам приехать в Москву, Санкт-Петербург или Казань, или в другие города, чтобы посмотреть постановки. Любое расширение аудитории я считаю благом. И когда разговариваешь со многими людьми искусства (а я много интервью в своей жизни взяла), то очень часто в истоках их профессиональной карьеры бывает какое-то особенное событие. Может, какой-то еще маленький зритель, ребенок, придет с мамой на балетный спектакль, увлечется, будет завороженно рассматривать артистов, сцену, и, возможно, впоследствии он будет иметь отношение к театру. Просто хочу сказать, что мы никогда не знаем, как это отзовется в разных душах, особенно в детях. 

– Перед вами такой человек: меня привели в оперный театр в пять лет плюс с детства мне ставили записи Шаляпина. И сработало! Не стала артисткой, зато пишу о театре. 

– Вот, вы тоже в этой орбите! Конечно, мы все понимаем, что живой театр – это лучше, чем перенесенный на пленку. Но здесь нет никакой дилеммы, и совершенно очевидно, что лучше увидеть спектакль на большом киноэкране, чем не увидеть вообще. Проект сделан по этому принципу. Думаю, что он еще очень важен для истории русского театра, в том смысле, что хорошо снятые спектакли зафиксированы, их можно увидеть и спустя полвека…

– Фекла, ведь вы бывали в Казани неоднократно, а наш театр оперы и балета посещали? 

– Казанские музеи я знаю много лучше, чем театральную жизнь. Но сегодня я исправлю эту ситуацию! В следующий приезд обязательно приду в ваш музыкальный театр! Тем более что слава о нем всероссийская. 

Смотрите казанский «Корсар»!

– Мы представляем свое творчество наравне с театрами Москвы и Санкт-Петербурга на киноплощадках всей страны, – отметил в разговоре с «ВК» замдиректора ТГАТОиБ им. М. Джалиля Эдуард Багаутдинов. – Для нас очень важно показать широкой аудитории свое творчество. Сотрудничаем с телеканалом «Культура» уже несколько лет, только в 2023 году профессиональная команда канала записала четыре наши постановки, а также гала-концерт в рамках посвященного 150-летию Федора Ивановича Шаляпина оперного фестиваля. В наших совместных планах – съемки еще четырех наших спектаклей. 

А куратор проекта «Театр в кино» Екатерина Жутаутайте отметила:

– В кинотеатральный прокат выходит балет регионального театра, это важно, потому что одна из целей проекта – создание единого культурного пространства России и чтобы лучшие постановки стали достоянием всей страны. Мы делимся со зрителями всей России театральной жемчужиной Республики Татарстан. Театр имени Джалиля – первый региональный театр, который принял участие в проекте. Сургут, Новосибирск, Казань, Самара, Петропавловск-Камчатский, Калининград! Друзья, смотрите казанский «Корсар»! Это одна из сильнейших постановок, которые я видела за последнее время. 

Какие чувства испытали казанские артисты, увидев себя на экране?

Напомним, съемки спектакля прошли в Казани в июле 2023 года. Балет «Корсар» на музыку Адольфа Адана в хореографии Мариуса Петипа поставлен в 2019 году художественным руководителем балетной труппы ТГАТОиБ им. М. Джалиля Владимиром Яковлевым. Главные партии в фильме-спектакле исполнили звезды казанской труппы – прима-балерина Аманда Гомес (Медора) и Вагнер Карвальо (Конрат), премьер Олег Ивенко (раб Али), Антон Полодюк (Бирбанто), в партии Гюльнары выступила солистка Большого театра Маргарита Шрайнер, в роли работорговца Ланкедема – Алессандро Каггеджи. В спектакле участвуют артисты балета, мимического ансамбля, оркестра театра им. М. Джалиля, дирижер – маэстро Ренат Салаватов.

Вагнер Карвальо:

– Обычно не очень себе нравлюсь на телеэкране, поэтому немного волновался. Партию Конрата я обожаю, так что смотрел на себя с пристрастием. В этот раз камера взяла такие ракурсы, которые мне практически все понравились. Фильм получился красивый, я доволен. За прокат фильма не волнуюсь, мне кажется, зритель хорошо примет «Корсар» в кино. Наш театр замечательный, труппа хорошая, думаю, россиянам понравится казанская постановка. Если бы на моей родине в Бразилии был такой проект, как «Театр в кино», люди обязательно прониклись его идеей. И, конечно, я мечтаю, чтобы в Бразилии показали фильм-балет «Корсар» с нашим с Амандой Гомес участием. 

Аманда Гомес:

– Меня вдохновляет, что теперь наш балет смогут увидеть не только зрители казанского театра оперы и балета, но и всей России. Для многих поход в кинотеатр может стать первым знакомством с балетом, и это прекрасно. Нам приятно, что вы поддерживаете нас не только в театре, но и в кино. Мы с Вагнером Корвальо принимали участие в съемках шоу «Большой балет», но я впервые увидела себя именно на киноэкране. И это было непривычно, неожиданно и… немножко напряженно. Я боялась, что экран не сможет передать мое настроение и эмоции, которые переживаю на живой сцене. Во время просмотра поняла, что это абсолютно другой жанр, но это очень красиво и здорово. 

Олег Ивенко:

– На самом деле у театра уже был очень успешный опыт с телеканалом «Меццо». Плюс у меня и моих коллег был опыт в участии шоу «Большой балет» на канале «Культура». Фильм-балет «Корсар» – это очень хорошая и удачная история для театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Премьера в престижном «Октябре» при практически полном зале: конечно, вижу в этом большие перспективы для развития, статуса и репутации нашего театра. Надеюсь, мы будем по праву называться третьим театром страны. 

Казань ждет бум на театральный туризм?

По мнению побывавшего на московской премьере фильма-балета «Корсар» известного продюсера Айдара Шайдуллина, проект «Театр в кино» способствует популяризации театров, спектаклей и артистов в более широком масштабе: 

– Нечто подобное практиковалось в СССР, так почему не повторить хороший опыт? Тем более что уже два поколения зрителей сменились. Чем больше людей увидит артистов, тем более они будут узнаваемы и востребованы. Надеюсь на это. Сейчас Казань по посещению туристами заняла уникальную нишу, многим москвичам, к примеру, интересен ваш город, а сейчас, узнав в кино, что в столице Татарстана есть такой прекрасный музыкальный театр, они получат дополнительной стимул, чтобы отправиться в Казань в театральный тур. Театр имени Мусы Джалиля мне не чужой, с ним связывают долгие творческие отношения, я очень рад успеху казанцев.

Напомним, что стартовавший осенью 2023 года проект «Театр в кино» реализуется телеканалом «Россия – Культура» и компанией «Кино. Арт. Про» при поддержке министерства культуры РФ. Цель проекта амбициозна: вывести в кинопрокат спектакли ведущих российских театральных компаний. Благодаря многокамерной съемке и высокому качеству записей зрители становятся полноправными участниками театрального действия, они видят игру актеров, детали костюмов и декорации крупным планом. Для участия в этом федеральном проекте помимо балета «Корсар» уже отсняты два спектакля театра им. Джалиля – оперы «Паяцы» и «Трубадур». В ближайших планах телеканала «Культура» – летние съемки балета «Шурале» (с прицелом на следующий сезон проекта «Театр в кино») Фарида Яруллина в хореографии Леонида Якобсона.