Казань посетила "Царская невеста"
02 ФЕВРАЛЯ 2019
Открылся XXXVII Международный Шаляпинский фестиваль
На сцене ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля открылся Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, который проходит в Казани уже в 37-й раз. Оперный форум традиционно стартовал с премьеры, на этот раз это «Царская невеста» Римского-Корсакова в постановке Михаила Панджавидзе. На открытии фестиваля побывали корреспонденты «Реального времени».
Два оперных юбилея
Самый старый музыкальный форум страны, а Шаляпинский был первым музыкальным фестивалем в СССР и с него началось фестивальное движение, в этом году посвящен двум юбилеям: 145-летию казанской оперы и 80-летию самого Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.
Впрочем, во время фестиваля юбилейных мероприятий не планируется, на Шаляпинском пройдет его основная программа — 10 спектаклей и два гала-концерта. В ходе фестиваля запланирована параллельная программа — лекции о личности Федора Шаляпина, о европейских оперных фестивалях, а также о современной опере, созданной уже в новом веке. Вход на мероприятия параллельной программы свободный. Завершится фестиваль 23 февраля.
Естественно, билетов на фестивальные спектакли давно уже нет, вчера публика перед началом спектакля пыталась попасть хоть на какие-нибудь места, но надеяться на «лишний билетик» — дело неблагодарное. Премьера «Царской невесты» вызвала особый ажиотаж, спектакль уже несколько лет не шел в репертуаре театра, это во-первых. Во-вторых, это постановка Михаила Панджавидзе, несколько его спектаклей не сходят с афиши казанской оперы.
«Повсюду страсти роковые»
На этот раз, как бы расширяя пространство трагедии, Михаил Панджавидзе словно отсылает нас к культовому фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» — во время увертюры проецируются титры с фамилией композитора и названием оперы, напоминающие титры фильма Эйзенштейна. Таким образом обозначена жестокая эпоха Ивана Грозного. И русский царь безмолвной зловещей фигурой будет присутствовать в опере.
Сценограф Гарри Гуммель, а его декорации — одна из удач спектакля, выстраивает на сцене уголки Москвы XVI века тщательно и подробно. Серые, лишенные красок, но не лишенные некой затейливости. Достоверность декорациям придают материалы, из которых они изготовлены, — это настоящее дерево, металл, домотканое сукно.
Любовный треугольник: Марфа (Гульнора Гатина) — Григорий Грязной (Станислав Трифонов) — Любаша (Екатерина Сергеева) существует во вполне реальном мире. В мире, где человеческая жизнь, свобода, достоинство ничего не стоят. Воля царя-деспота вершит судьбы. Ведь не подмени Любаша зелье, жизнь Марфы все равно бы сложилась трагично.
Как тут не вспомнить строчку Пушкина: «Жестокий век, жестокие сердца». Правда, в России всякий век — «железный», но период правления Ивана Грозного отличался особой жестокостью. Кстати, практически у каждого из персонажей есть реальные прототипы, и все они печально завершили жизненный путь.
Режиссер обобщает, и возникает ощущение, что судьба невинно погубленной Марфы для него несколько символична, за ней видится судьба России, которой придется еще много страдать. Очевидно, для усиления исторических аллюзий опричники в спектакле одеты в некие условные костюмы, они — словно фантомные персонажи, которые могут переходить из века в век, насилие и попирание закона для них — норма.
Музыкальный руководитель постановки Ариф Дадашев трактует «Царскую невесту» как высокую трагедию, и в этом смысле с ним солидарен и режиссер. Это трагедия беспредельной власти, которая уродует людей и в результате делает их несчастными. «Лес рубят — щепки летят». Судьбы Марфы, ее жениха Ивана Лыкова (Богдан Волков), Василия Собакина (эта партия — очередная удача Михаила Казакова) — те самые «щепки».
Сегодня на фестивальной сцене вторая премьера «Царской невесты», и состав исполнителей будет несколько иным. Вчерашняя же премьера завершилась длительными овациями и криками «Браво!», что, впрочем, было закономерно.