КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ И мысль, и сердце, и душа

И мысль, и сердце, и душа

18 ИЮНЯ 2024

Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева традиционно стартовал в мае. В программу нынешнего, уже 37-го по счету, вошли академические спектакли «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Корсар» А. Адана, «Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Минкуса. Два национальных балета: «Золотая Орда» и премьера сезона – «Иакинф» (оба на музыку Резеды Ахияровой) – добавили форуму эксклюзива и национального колорита. А открытие и гала-концерт вовсе стали уникальными событиями.

Откуда ты, сиртаки?

Фестиваль стартовал необычно – он открылся российской премьерой балета «Грек Зорба» на музыку Микиса Теодоракиса в хореографии Лорки (Леонида Леонидовича) Мясина. Необычно здесь то, что постановка осуществлена в 27 странах мира, а вот в России впервые состоялась в Казани. Его история связана с романом греческого писателя Никоса Казандзакиса о Зорбе – по определению хореографа-постановщика, «современном Дионисе, умеющем праздновать жизнь». В 1964 году режиссер Михалис Какояннис снял одноименный художественный фильм, где роль грека Зорбы сыграл Энтони Куинн. Именно для этого фильма композитором написана мелодия, сопровождающая танец сиртаки, – ранее она была неизвестна в Греции. Впрочем, как и сам танец: Энтони Куинн не мог из-за травмы ноги активно двигаться и прыгать, поэтому он придумал танец сиртаки, который после выхода фильма приобрел народную славу. Собственно, он же обеспечивает успех и балету, поставленному впервые Лоркой Мясиным в 1988 году в Италии, где партию Зорбы исполнил блистательный Владимир Васильев, чьи энергетика и харизма также принесли спектаклю известность. В день премьеры и открытия Нуриевского фестиваля партию Зорбы исполнил премьер Большого театра Игорь Цвирко, в роли его друга и антипода – американского путешественника Джона зрители увидели Вагнера Карвальо. Проникновенный образ молодой вдовы Марины, возлюбленной Джона, удалось создать Кристине Андреевой. А Александра Елагина в роли мадам Ортанс составила сценическую пару московскому артисту. Обе главные героини, трагически погибающие, обретают собственные голоса – Алины Шарипжановой и Эльмиры Калимуллиной. Постановка понравилась зрителю. Время покажет, приживется ли она на казанской сцене.

Цитадель академического балета

Классическому искусству танца неизменно сопутствует огромный интерес казанского зрителя. В этом году ожидаемый восторг вызвали солисты Большого и Мариинки, царившие в балетах Петра Чайковского. В партии принца Зигфрида («Лебединое озеро») публика увидела уже полюбившегося солиста главной сцены России Дмитрия Выскубенко. Его партнершей стала также солистка Большого театра техничная и темпераментная Ева Сергеенкова, приехавшая на фестиваль впервые. Сказку о спящей царевне хореографическим языком Мариуса Петипа рассказали Мария Ильюшкина (принцесса Аврора) и Тимур Аскеров (принц Дезире) из Мариинского театра, Анна Тихомирова (Фея Сирени) и Иван Сорокин (Голубая птица) из Большого, Галина Гармаш (принцесса Флорина) из Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василева. Колоритный балет А. Адана «Корсар», рожденный в прекрасную эру романтизма (премьера спектакля состоялась в 1856 году) и повествующий о пиратах, кораблекрушениях, невольницах, предательстве и, конечно же, о любви, собрал яркий интернациональный состав. Партию отважного Конрада исполнил кубинец Нильсон Пенья, представляющий Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая. Его партнершей стала коллега по театру – лиричная Малика Ельчибаева (Медора). Богдан Вербовой (раб Али) – также из Казахстана – недавно стал лауреатом сразу двух международных конкурсов: «Молодой балет мира» (Сочи) и «Гран-при надежд» (Москва), поэтому его ждали с особым интересом, который он полностью оправдал. В ролях работорговца Исаака Ланкедема и гречанки Гюльнары зрители увидели искрометного японца Шота Онодэру и техничную Ирину Сапожникову, оба – из Башкирского театра оперы и балета. 

В спектакле Л. Минкуса «Баядерка» на сцену вышли артисты главного музыкального театра Польши – Teatr Wielki Opera Narodowa (Варшава): Чинара Ализаде (Никия), ранее работавшая в Большом театре России, и Владимир Ярошенко, практически вся артистическая карьера которого прошла в Варшаве. Танцовщики добирались в Казань долго, через Турцию, с пересадками. Но желание выступить на авторитетном балетном форуме оказалось сильнее препятствий. Кстати, ребята признались, что в Польше сняли с репертуара все русские балеты. Жаль зрителей. Открытием фестиваля можно назвать 19-летнюю Марию Кошкареву (Большой театр), блестяще станцевавшую Гамзатти, партию непростую как в техническом, так и в драматическом плане. Кстати, молодая балерина в 2022 году удостоена I премии (младшая группа, солистки) XIV Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве. Надеемся увидеть ее на казанской сцене в будущем.

«Дон Кихот» тоже был отмечен талантом, совсем недавно увенчанным лаврами: партию Базиля исполнил премьер Челябинского академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки Кубаныч Шамакеев, буквально накануне признанный лучшим танцовщиком проекта «Большой балет». Его партнершей стала солистка Венгерской государственной оперы Диана Косырева. Оба были вдохновенны, виртуозны и прекрасно дополняли друг друга – даже не верилось, что артисты познакомились лишь накануне и провели спектакль после одной совместной репетиции. Вот что значит профессионализм! Зрители щедро награждали пару бурными аплодисментами. Впрочем, овации сопровождали каждый спектакль. Гости и хозяева казанской сцены продемонстрировали высокий академический уровень, чем, безусловно, порадовали зрителя. Не случайно солист и педагог Большого театра России, заслуженный артист РФ Геннадий Янин, приехавший в эти дни в Казань, назвал Татарский театр цитаделью академического балета.

Вне времени

Завершился фестиваль двумя гала-концертами – в столицу республики впервые приехал Санкт-Петербургский академический театр балета им. Леонида Якобсона. А ведь имя Леонида Вениаминовича (1904–1975) тесно связано с балетным миром Казани, поскольку именно он стал хореографом-постановщиком первого национального балета «Шурале» на великую музыку Фарида Яруллина. Дело было так. Татарский оперный театр открылся в 1939 году, а в августе 1941-го планировалось проведение Декады татарской литературы и искусства в Москве. Решили: необходимо показать национальный балет, вот для его постановки и был направлен в наш город Леонид Якобсон. К тому времени он уже впал в немилость адептов строгого классического хореографического искусства из-за стремления к новому пластическому языку, который можно рассматривать как продолжение новаторских исканий Фокина и Нижинского. Балетмейстеру понравилась музыка, созданная молодым композитором Фаридом Яруллиным, а вот с автором либретто Ахметом Файзи Якобсон разругался, да так, что писатель подал на хореографа в суд. Но все же Якобсон изменил либретто, написанное на основе сказки Габдуллы Тукая. Этот спектакль стал новым словом в искусстве танца, обозначенным жанром «хореографический симфонизм». Генеральная репетиция прошла отлично, но на следующий день началась война… 

Премьера состоялась только в 1950-м году в Кировском (ныне Мариинском) театре. Якобсон и исполнители главных партий получили Сталинскую премию. К сожалению, Фарид Яруллин погиб на войне в 1943-м в возрасте 29 лет. Возможно, если бы премьера состоялась в 1941-м, он получил бы бронь и написал еще много прекрасной музыки, но история не знает сослагательного наклонения… Якобсон, работая над постановкой, проник в национальную культуру и сам проникся ею, что проявилось и в более поздних постановках. Именно это стало очевидно на гала-концерте. В первом отделении артисты театра Якобсона показали свое академическое мастерство, которое поражает: каждый жест выверен и точен, каждое движение ювелирно закончено, каждая эмоция осмыслена. Все номера, а всего их было шесть, очень разные. Каждый удивляет по-своему. На знаменитую музыку Сен-Санса Якобсон поставил фантастической красоты танец черного лебедя в исполнении Ирины Чадовой, а номер на музыку Моцарта под названием «Полет Тальони», вдохновленный образом великой итальянской балерины XIX века Марии Тальони, – это дуэт, в котором участвуют шесть артистов. Балерина Алена Гривнина появляется на сцене в полете – ее выносят переодетые в черные костюмы танцовщики, весь номер она, почти не касаясь пола, парит благодаря изощренным поддержкам. Дух воздуха, романтическая Сильфида – волшебное, завораживающее зрелище!

Во втором отделении зрители увидели миниатюры из цикла «Роден». Скульптуры великого мастера «оживают» и рассказывают каждый свою историю: о любви, нежности, радости, страдании. В миниатюрах «Вечная весна» (Виктория Ханжина, Никита Рыжов) и «Поцелуй» (Елена Чернова, Савелий Кабжан) «просвечивает» родная пластика дуэтов Сююмбике и Батыра нашего национального балета, а последняя – «Минотавр и нимфа» (Нурия Картамысова, Дмитрий Соболевский) – однозначно навеяна воспоминаниями о лесном злодее Шурале и прекрасной девушке-птице.
В третьем отделении – и вовсе прямые аллюзии. Номер «Свадебный кортеж» необычайно схож со сценой свадьбы в «Шурале»: те же шуточные пантомимы, смешные ужимки, своеобразная пластика героев, те же самоирония и драйв, с которым артисты исполняют свои роли. Вот она, настоящая современная хореография, в которой есть все: и мысль, и сердце, и душа!

Фестиваль показал, что казанский балет развивается и, оставаясь академическим, бережно сохраняя традиции классического наследия, аккуратно и взвешенно вплетает современную хореографию, поднимает национальный балет, воспитывает зрителя. На днях в Москве состоялась ХХХ церемония вручения приза «Душа танца», учрежденного журналом «Балет». Одним из лауреатов авторитетной награды стал Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева в Казани. Поздравляем!