КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Главный редактор журнала «Большой театр» Сергей Коробков: Казанская труппа в идеальной форме, беспрецедентную травлю театра надо остановить

Главный редактор журнала «Большой театр» Сергей Коробков: Казанская труппа в идеальной форме, беспрецедентную травлю театра надо остановить

01 ИЮНЯ 2023

Великий Нуриев ожил на сцене, мировая премьера мини-балета Каггеджи, звезды Большого: феерическими гала-концертами в Казани завершился XXXVI Международный фестиваль классического балета им. Р. Нуриева. «Вечерняя Казань» подводит итоги форума. 

В этом году Нуриевский фестиваль в театре им. М. Джалиля прошел под знаком нескольких юбилейных дат: исполнилось 85 лет со дня рождения Рудольфа Нуриева и ровно 30 лет назад казанский фестиваль впервые был назван именем этого великого танцовщика. Также свое 30-летие отметило Казанское хореографическое училище, чьи выпускники составляют основу балетной труппы театра им. М. Джалиля, а кафедра хореографии Казанского института культуры разменяла шестой десяток лет.

«ВОЗОМНИЛИ СЕБЯ ВЕРШИТЕЛЯМИ СУДЕБ КАЗАНСКОГО БАЛЕТА»

За ходом фестиваля наблюдали ведущие критики и театроведы России: профессор Театрального института им. Щукина Сергей Коробков, профессор академии им. Вагановой, историк балета Ольга Розанова, московский балетный критик Александр Максов, данс-обозреватель журнала «Балет» Ольга Угарова (Санкт-Петербург), театральный и музыкальный критик, эксперт и член жюри театральных фестивалей и премий Ольга Кораблина (Союз театральных деятелей РФ), музыкальный и театральный критик Людмила Лаврова (Санкт-Петербург), которые в разговорах с журналистом «Вечерней Казани» отмечали высочайший уровень фестиваля, но также неоднократно выразили крайнее недоумение в связи с потоком негатива в адрес театра им. М. Джалиля со стороны одного из казанских СМИ. 

Развернутой точкой зрения на происходящее поделился с «Вечеркой» профессор Театрального института им. Щукина, известный критик, драматург, главный редактор журнала «Большой театр» Сергей Коробков, который с 2006 года является бессменным ведущим Нуриевского фестиваля: 

- Казанская труппа находится в очень хорошем, близком к идеальному состоянии. Наблюдаю за ней долгие годы: коллектив менялся, рос на моих глазах. Это гигантский ежедневный труд артистов, репетиторов и педагогов, оркестра. Кордебалет – это лицо труппы. Кордебалет казанской труппы показывает высокий уровень. Артисты вторых, третьих ролей играют ничуть не хуже главных солистов. Великолепны многие вставные партии, любой дивертисментный номер сделан идеально, включая миманс, который, кстати, во многих театрах выглядит так, словно человека с улицы взяли. Все свидетельствует о высоком уровне сценической культуры театра имени Джалиля. Посмотрите, какая постановочная часть – ни одной мятой складки, морщинистого задника, все высвечено идеально. Другое дело, что и у звезд, и у корифеев, и вторых-третьих солистов могут быть мелкие оплошности. Фестивальное выступление, по сути, диалог, в нем можно оговориться, всякое может случиться. Но это живой театр, тем он и интересен. Ведь мы за скобками имеем в виду гигантский коллектив, работу служб, а это сотни людей. Причем фестивальные спектакли идут практически без перерыва, в режиме нон-стоп. Поэтому критик, который требует от артистов цифрового совершенства, – изначально не театральный человек, он скушен и не оригинален в своем брюзжании. И сейчас самое время сказать о некой аспирантке Московской консерватории (честно говоря, стыдно за МГК), которая второй год освещает Нуриевский фестиваль по заказу одного из казанских СМИ. К изумлению профессионального сообщества, артистов, публики, в этом году человек методично, почти каждый день, портил праздник, сознательно принижая достижения театра и артистов. Я сейчас не беру в рассуждения, кому это надо… Интернет-портал, возомнивший себя вершителем судеб балета в Казани, критикует любое действие театра и его руководства давно. Раньше тоже приезжали нанятые им критики, ворчали, кусали понемножку, но все же не выходили за рамки. В 2023 году московская авторша не на шутку разошлась. Ни на одном фестивале в России я не сталкивался с такой травлей коллектива, с таким беспрецедентным циничным потоком негатива в адрес театра. Это феноменальное разрушительство надо остановить, полагаю, авторитетным представителям сферы культуры республики следует вступиться за театр. 

ГАЛА-КОНЦЕРТ: МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА, ПАРАД ЗВЕЗД

Сюрпризом, как и обещал в день открытия форума художественный руководитель казанской труппы и режиссер завершающих феерий Владимир Яковлев, открылся гала-концерт: пианист Даниил Казаков исполнил на сцене фрагмент Концерта для фортепиано с оркестром Рустема Яхина, а в это время на большом экране зрители увидели молодого Рудольфа Нуриева, это был фрагмент запечатленного на кинопленке балета «Юноша и смерть». 

В первом отделении публика аплодировала артистам Театра балета им. Л. Якобсона Нурие Картамысовой и Денису Климуку. Они представили хореографический номер «Минотавр и нимфа» на музыку А. Берга в хореографии Леонида Якобсона. Забегая вперед, отметим, что во втором отделении программы «якобсонцы» – Алла Бочарова, Кирилл Вычужанин и Дмитрий Соболев – исполнили па-де-труа на музыку Дж. Россини в хореографии Якобсона. Этот театр впервые представлен на казанской сцене. Дай бог, не в последний раз. 

Каждый номер программы, в которой было несколько премьер, достоин отдельного описания, но, как говорится, балет лучше видеть. Отметим широкий выбор пластического материала – от классики, неоклассики до модерна и современного языка хореографии. Публика знакомилась с балетами, которые давно не показывались или не идут на сцене театра им. М. Джалиля: панадерос (испанский танец) из балета «Раймонда» (артисты казанской труппы, солисты Алина Штейнберг и Антон Полодюк), серенада из балета Cantata на музыку группы Assurd (Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко), танго из балета «Золотой век» Д. Шостаковича в хореографии Ю. Григоровича (артисты Большого театра Дарья Хохлова и Артемий Беляков), «Призрачный бал» на музыку Ф. Шопена в хореографии Д. Брянцева (Наталья Сомова и Иван Михалев из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко). Премьер казанской труппы Олег Ивенко представил композицию «Слезы» (музыка Р. Орбисона, хореография А. Могилева), а пара Мана Кувабара и Алессандро Каггеджи (он же и хореограф) вызвала у зрителей приступ сентиментального вдохновения, исполнив номер «Лирическое новоселье».

Буквально поразило сердца зрителей выступление знаменитого хореографа и танцовщика Александра Могилева с номером «Представь, Саша!» на музыку Джона Леннона. Как сказал корреспонденту «Вечерней Казани» создатель этого пронзительного пластического высказывания, «я говорю на языке хореографии о чувствах, которые не всегда можно выразить словами. О том, что в каждом человеке живет чистая душа ребенка, просто надо ее в себе отыскать». 

Два заключительных номера первого отделения были посвящены 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Вдохновение подарили публике «Вешние воды» на музыку Рахманинова в исполнении Аманды Гомес и Михаила Тимаева. Магия, которую производит дуэт, объясняется мастерством и настоящей любовью в жизни, которая существует между Гомес и Тимаевым. 

Завершающая первое отделение мировая премьера мини-балета «Сюита Рахманинова» (хореография А. Каггеджи) в исполнении шести пар артистов казанской труппы под аккомпанемент пианиста Евгения Михайлова сорвала громовые аплодисменты. Добавим, что Мана Кувабара (партнер Каггеджи в жизни и на сцене) впервые выступила в роли художника по костюмам для «Сюиты Рахманинова». Имея профессиональное музыкальное образование, Алессандро Каггеджи еще со времен учебы в Московской академии балета проявляет свой талант в хореографии: на его счету около 40 постановок, в том числе и для проектов выдающегося пианиста Дениса Мацуева. В предыдущие годы на Нуриевском фестивале были показаны его «Игра чудаков» и «Тарантелла». Как стало известно «Вечерней Казани», недавно первого солиста казанской труппы пригласили создать двухактный балет-сказку для одного из театров Поволжья. 

Второе отделение гала-концерта открылось вальсом из сюиты к драме «Маскарад» Арама Хачатуряна в исполнении оркестра театра им. М. Джалиля под управлением Карена Дургаряна. Оно было посвящено 120-летию со дня рождения композитора (как и сцена из балета «Гаянэ» в исполнении артистов казанской труппы с солистами Ниной Семиной, Ильнуром Гайфуллиным и Антоном Полодюком). 

Фурор произвел выход казанской примы Кристины Андреевой и артиста Большого театра Семена Чудина (классическое па-де-де в хореографии В. Гзовского на музыку Д. Обера). Безупречное мастерство артистов произвело неизгладимое впечатление. 

Ожидаемое оживление и своеобразный энергетический выброс вызвал в зале исполняемый артистами казанской труппы танец басков из балета «Пламя Парижа» (солисты Лада Старкова, Лана Халимова, Александр Ахметзянов, Глеб Кораблев, Федор Пискарев). Заслуженные аплодисменты прозвучали в адрес Екатерины Первушиной («Кремлевский балет») и Игоря Цвирко (Большой театр), исполнивших па-де-де. Завершился гала-концерт гран-па из балета «Дон Кихот» (солисты Татьяна Мельник из Венгерского национального балета и Бахтияр Адамжан из «Астана-опера») и традиционным фейерверком на сцене. 

Напомним, что в сентябре на сцене театра им. М. Джалиля состоится премьера балета «Иакинф» на музыку Резеды Ахияровой в хореографии Александра Полубенцева. А к следующему Нуриевскому фестивалю публика надеется увидеть премьеру балета «Грек Зорба» в хореографии Леонида (Лорки) Мясина на музыку Микиса Теодоракиса.