КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Фестиваль танца, молодости и красоты. XXXIV Международный фестиваль Рудольфа Нуриева

Фестиваль танца, молодости и красоты. XXXIV Международный фестиваль Рудольфа Нуриева

16 ИЮНЯ 2021

В Казани прошел XXXIV ежегодный Международный фестиваль имени гениального танцовщика ХХ-го столетия Рудольфа Нуриева. На протяжении почти трёх с половиной десятилетий фестиваль удерживает достойный уровень воплощения шедевров классического балета и является точкой притяжения зарубежных и русских солистов, балетоманов, критиков и самой широкой аудитории к искусству красоты и молодости.

Афиша фестиваля (13.05.2021-02.06.2021) включала шедевры балетной классики. Среди них «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Корсар», «Баядерка», «Спартак» и «Дон Кихот». В программу включены и два балета из национальной классики: «Тысяча и одна ночь» и «Золотая Орда».

На спектаклях нас порадовали танцовщики из Великобритании, Германии, Казахстана и Белоруссии, российские звёзды отечественных балетных трупп, нередко превосходящих по мастерству зарубежных коллег, и лучшие солисты казанского балета.

Фестиваль венчают два Гала-концерта с участием замечательных представителей балетного мира. Это наши блистательные мастера Большого театра: прима Евгения Образцова, Кристина Кретова, лауреат театральной премии Золотая маска Анастасия Сташкевич, Денис Родькин и Артемий Беляков. Вереницу звезд пополнили также блестящие мастера классического танца Кристина Андреева, Аманда Гомес, Олег Ивенко, Артем Белов и другие солисты интернациональной балетной труппы Казани.

Самое яркое впечатление вызвал превосходный уровень балетной труппы, полностью восстановившей свою форму в процессе регулярных серьезных репетиций в весьма сложный период пандемии в Казани. Два высокопрофессиональных коллектива театра — оркестр и хор (в отдельных постановках) выступили в органичном единстве с достойными казанскими солистами и сильным кордебалетом. Такая выразительная музыкальная составляющая доминировала в премьерном спектакле «Спящая красавица», создавая ему особенную поэтическую ауру и отклик в аудитории разных возрастов. Балет идет на казанской сцене с конца пятидесятых годов прошлого столетия. В нынешней обновленной «Спящей красавице» Владимир Яковлев стремился к созданию балета-феерии, сверкающему и увлекательному действию по мотивам одной из самых известных сказок Шарля Перро, сохраняя при этом непревзойденные черты классического спектакля конца XIX-го века. В обновленной редакции произошли незначительные изменения, раскрыты отдельные купюры, обновлены и добавлены характерные танцы в сцене свадьбы Принцессы Авроры и Принца Дезире. Спектакль смотрится на одном дыхании благодаря своей цельности и сквозному развитию. Мечта режиссера — постановщика Владимира Яковлева определить место «Спящей красавицы» как визитной карточки казанского балета уже воплощена. Четко продумано распределение партий в «Спящей красавице», где задействован основной состав лучших солистов балета ТАГТОиБ им. М. Джалиля. Уникальная прима казанской труппы Кристина Андреева была неповторимой Авророй, ей соответствовал харизматичный танцовщик Вагнер Карвальо (Принц Дезире), в партии Феи Сирени — покровительницы Авроры — выступила полюбившаяся казанским зрителям Аманда Гомес. В гротесковом ключе построила партию Феи Карабос Алина Штейнберг. Блестящую пару составили Александра Елагина (Принцесса Флорина) и Олег Ивенко в партии Голубой птицы. За пультом был замечательный дирижер Ренат Салаватов, который управлял всем этим феерическим сказочным действием о романтической любви Авроры и Дезире.

Второй премьерный спектакль «Спящей красавицы» с другими исполнителями — Мария Кочеткова (Аврора), (Английский национальный балет; Национальный балет Финляндии), Артем Баньковский (Принц Дезире), (Национальный Большой театр оперы и балета Белоруссии) и Антонина Чапкина (Фея Сирени), (Большой театр России) — оставил менее яркое впечатление (особенно в партиях Авроры и Дезире) ввиду недостаточного эмоционального осмысления образов и артистического драйва.

Возвращаясь к первому составу премьеры «Спящей красавицы», можно с уверенностью сказать, что по таким параметрам, как по своему художественному уровню, великолепному исполнительскому составу и полной артистической отдаче солистов балета, а также уникальному художественному оформлению Анатолия Нежного, органично раскрывающему художественную концепцию балетной композиции, «Спящая красавица» вполне может быть номинирована на российскую национальную театральную премию «Золотая маска».

Следующие фестивальные спектакли «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот», «Корсар» имели поразительный успех. Все они принадлежат к шедеврам классического балета, к которым интерес публики с годами только возрастает. Эти спектакли, поставленные за последние 7-8 лет, обыграны на российской и зарубежной сценах и находятся в прекрасной сценической форме.

Особый интерес публики вызывает интернациональный состав казанской балетной труппы, где каждый солист неповторим, у каждого из них свой сценический имидж и техническое мастерство. Немаловажно и то, что казанская труппа имеет «вышколенный» техничный кордебалет, который может одолеть самые сложные массовые танцевальные сцены. Важный психологический нюанс заключается в том, что восприятие праздничного фестивального действа подготавливается на каждом спектакле интересными выступлениями признанного знатока театра — драматурга и театрального критика Сергея Коробкова.

И, пожалуй, главное то, что солисты из разных стран мира и отечественных театров легко вливаются в казанскую труппу, становясь единым целым в общем организме. Некоторые из них неоднократно посещали Нуриевский фестиваль балета в Казани, и до сих пор не теряют к нему подлинного интереса как к неординарному творческому событию в мире балета.

Необычайный успех «Лебединого озера» (хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова) был одухотворен поэтическим исполнением титульной партии Одетты-Одиллии Натальи Сомовой (Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) и доказал славу самого популярного балета в мире, основанного на романтической истории любви Принца Зигфрида и Одетты в образе прекрасной Лебеди. Легкая, почти невесомая в танце балерина пленяет красотой классических движений и погружением в сложный контекст двуликой роли. А Дмитрий Соболевский (Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), обладая внешней статью, атлетическим сложением и техничностью, не сумел раскрыть душевного полета в партии Зигфрида и обнажить ее эмоциональный накал.

Совершенно новые образные и пластические краски внесли молодые артисты балета «Астана Опера» Бахтияр Адамжан и Айгерим Бекетаева в «Баядерке» Л. Минкуса. Звезда казахской балетной труппы Бахтияр Адамжан владеет удивительной пластикой тела, рук и кистевой техникой, характерной для древнеиндийской культуры. В детстве его называли «бесскелетным», а растяжка ему удавалась удивительно легко и без усилий. На сегодняшний день Бахтияр — один из самых перспективных солистов «Астана Опера», получивший известность на многочисленных международных конкурсах и весьма востребованный за рубежом. Бытует мнение, что именно он поднял казахскую балетную труппу на совершенно новый уровень, открытый к мировым контактам. Бахтияр и Айгерим создали удивительно проникновенный драматический дуэт, поражая казанскую публику новым прочтением этих известнейших партий, обогащенных особой природной азиатской пластикой, ярким актерским темпераментом.

Два Гала-концерта с участием звезд балетной сцены завершили XXXIV Международный фестиваль имени Рудольфа Нуриева. Программа Гала-концерта была продумана во всех деталях и отвечала полярным, разнообразным и требовательным вкусам аудитории разных поколений. Ее можно символично обозначить: «От классики к современной хореографии через эксцентрик-балет, фламенко и брейк-данс». В классической части программы представлены лучшие страницы шедевров классики: сюита из балета «Дон Кихот» (Китри – Е.Образцова, Базиль – А. Беляков, уличная танцовщица — А. Штейнберг, Па-де-де из балета «Пламя Парижа» в исполнении А. Сташкевич (Жанна) и И.Васильева (Филипп); Па-де-труа из «Корсара»: К. Кретова (Медора), Д.Родькин (Конрад), О. Ивенко (раб Али).

Примечательно, что перечисленные солисты из разных московских и питерских театров демонстрировали чудеса техники и красоты классического танца вместе с артистами балета ТАГТОиБ имени Мусы Джалиля. И трудно выделить по уровню мастерства отдельных солистов, все они в едином порыве создавали мировую картину балетной классики.

Очаровала публику интерпретация известной композиции «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса Кристины Андреевой, примы казанской балетной труппы. В устоявшийся классический номер молодая балерина внесла много собственных нюансов, отразив по-новому классические символы духовного богатства, душевной чистоты, красоты и гармонии в природе.

Во второй части гала-концерта зрители получили огромное удовольствие от современных композиций хореографов Начо Дуато («Многогранность»), Уве Шольца («Соната»), Влада Ромеро («Сокровище»), Анны Федоровой и А.Каггеджи («Фламенко») и др. Особо необходимо отметить неуемную фантазию и поиск собственного языка в хореографии солиста казанской балетной труппы Алессандро Каггеджи, увлекшегося постановкой хореографических композиций в современном стиле. Хочется лишь пожелать молодому автору серьезно изучить основы постановочной работы хореографа-балетмейстера.

XXXIV Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева удался! Все спектакли и финальные концерты фестиваля вызвали бурю восторгов и признаний зрителей, аплодировавших стоя любимым артистам отечественных, зарубежных театров и родного казанского балета.