КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Фестиваль премьер

Фестиваль премьер

11 ИЮНЯ 2024

XXXVII Международный фестиваль классического балета имени блистательного танцовщика XX века Рудольфа Нуриева проходил в юбилейный для ТАГТОиБ им. М. Джалиля год 150-летия Казанской Оперы, празднование которого ознаменовано в начале года на фестивале оперного искусства имени Ф. И. Шаляпина.

Фестиваль имени Рудольфа Нуриева за долгие годы своего существования завоевал популярность и входит в число знаковых событий мирового балета. XXXVII фестиваль (12-29 мая 2024 г.) можно назвать фестивалем премьер. Его афиша включает два премьерных балета «Грек Зорба», «Иакинф» и спектакли золотого фонда классического балета «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Баядерка», «Корсар», а также образец национального татарского исторического балета «Золотая Орда». Программу балетного фестиваля обогатили хореографические шедевры Леонида Якобсона в исполнении солистов Театра балета его имени.

Особая неповторимая атмосфера царит во время международных фестивалей в Казани! Люди открыты друг другу, их эмоции обнажены в восприятии шедевров истинного глубокого искусства. Оно вносит в их жизнь новые чувства в осмыслении прекрасного в сложных условиях современной жизни.

Любопытные ощущения оставила российская премьера балета Микиса Теодоракиса «Грек Зорба» в хореографии Лорки Мясина — представителя известной творческой династии Леонида Фёдоровича Мясина — солиста «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В конце восьмидесятых годов прошлого века с огромным успехом состоялась премьера «Грека Зорба» в Италии в «Арена ди Верона» (1988 г.) с Владимиром Васильевым в титульной партии, а позже и в Австралии, Южной Америке — всего в 27 странах мира, где было показано 30 постановок этого балета.

Музыкальная составляющая М. Теодоракиса выросла из музыки к художественному фильму по роману Н. Казандзакиса 1964 года, кульминацией которой стал известный во всём мире танец «Сиртаки» на авторской теме композитора, обогащённой самобытными чертами фольклорных греческих традиций. Идея балета зиждется на дуалистической природе искусства, в противопоставлении аполлонического и дионисийского начал — мышления, основанного на логике и здравом смысле, а с другой стороны, — иррационального начала, диктуемого страстями, эмоциями и инстинктами. Этими страстями наделён главный противоречивый персонаж Зорба с присущей ему гедонистической философией — фигурой яркой и неподражаемой. По признанию хореографа Л. Л. Мясина, данный балет — это история о победе над страданием, над всем, что нас унижает, о единстве и триумфе жизни. Этот балет пропитан духом древнегреческого театра, который объединяет актёров и зрителей через очищающий их души катарсис. Зорба — это гимн жизни, праздник.

Музыка балета далеко не проста для восприятия зрителей в тех сценах, где развёртывается мелодраматический сюжет с классическим любовным треугольником, в котором участвуют темпераментные герои на одном из греческих островов. Всё это происходит в I действии, где Теодоракис органично сочетает греческие духовные песнопения, характерные приёмы древнегреческой трагедии с интонациями и ритмами греческого фольклора, народных песен и брутальных ритмичных танцев-хороводов. Атмосферу музыки обогащает мощное звучание хора и вокальных женских партий, иллюстрирующих события и кульминационные всплески драмы. Хореографическая канва Лорки Мясина соткана из неоклассических элементов в синтезе с характерными движениями народной хореографии греческой культуры и площадного театра. Такой подход автора вполне оправдан народной средой островитян и самобытными героями. По драматургической стройности и музыкальной ауре выгодно отличается II компактное действие, где правит бал сиртаки — оправданный идеологически и композиционно, завершающий на кульминации высший накал народного единства в танце.

Кстати, на музыкальной лексике II акта без иных мелодических вкраплений можно создать хореографическую композицию, непревзойдённую по красоте национально-греческой музыки и единству народного духа.

Весьма грамотно подобраны хореографом-постановщиком солисты двух премьерных составов балета «Грек Зорба» 12 и 13 мая. Это признанные мастера казанской балетной труппы с приглашением премьера Большого театра Игоря Цвирко для партии Зорбы, креативного и известного в мире балета. Его партия не оставила равнодушным зрителя своей феерической техникой и непредсказуемостью стремительных движений в развитии образа. Великолепен был дуэт Марины с Джоном — Кристина Андреева и Вагнер Карвальо, отличающийся изысканностью и статью замечательных солистов казанского балета в прочтении классических и совершенно новых партий.

Трогательную и одновременно драматическую палитру чувств раскрыла в партии Мадам Ортанс Александра Елагина. Фундаментальную основу балета стойко сохраняли оркестр и хор театра под управлением Андрея Аниханова и Юрия Карпова. Станет ли репертуарным спектаклем «Грек Зорба» покажет время, и всё же его появление значительно освежило и обогатило мир образов и музыки традиционных классических балетов.

Вторая премьера, похоже, заинтересовала многих — это был балет с неизвестным названием «Иакинф» о судьбе монаха-учёного Никиты Бичурина, открывшего миру историю, быт и культуру Поднебесной, совершивший подвиг своими исследованиями, заложив основу синологии в мировой науке.

Постановка выдержана в логичной форме балета-биографии, постепенно раскрывающего мощь и неповторимость натуры учёного, прожившего трагическую и, вместе с тем, интересную яркую и насыщенную жизнь.

Музыка балета «Иакинф» вобрала в себя много стилей и мелодических контуров, определяющих линию жизни и судьбу учёного. В I действии представлено ярмарочное гуляние, слышны мотивы чувашской народной песни из воспоминаний детства Никиты. В четвёртой картине I действия в церковном храме в обряде пострига в монахи звучат православные молитвы и песнопения на авторском материале. Во II действии в сцене наступления Нового года в Пекине мы слышим интонации и ритмы, близкие к китайской классической и народной музыке, созданные авторским наитием. В III действии в сцене великосветского бала в Санкт-Петербурге нас очаровывают звуки вальса и полонеза в стилистике начала XIX века, также принадлежащие перу композитора. Это весьма сложная задача: не прибегая к цитированию, создать живой музыкальный язык разнообразных образов и интонации разных культур и национальностей! В момент видения оперы куньцюй слышится прозрачный колорит китайского струнного инструмента гучжэн в исполнении Ванг Шень.

Яркие узнаваемые лейтмотивы — тема любви, лейтмотив ангела-хранителя, тема Пекина — проходят через всё повествование о трагической судьбе Иакинфа, скрепляя многостилевую мелодическую канву музыкального действия. В ряде драматических сцен крушения идеалов юноши, разочарований в любви, предательства приближённых, автор использует особый музыкальный язык, тонко отражающий психологическое состояние героя, ищущего пути к преодолению препятствий в достижении высоких целей совершенствования личности учёного. Музыка в этих сценах интернациональна по колориту и современна по языку; главное внимание здесь уделено внутреннему психологическому состоянию Иакинфа.

Хореография Александра Полубенцева неразрывно связана с повествованием основных сюжетных линий жизни Иакинфа. Хореографический язык довольно сложен, он многоэлементен. В зависимости от ситуации положений и поворотов действия мы наблюдаем современный танец, пантомиму и неоклассику, проявление народной танцевальной культуры и атмосферы светских балов. Лексика хореографии довольно сложна, особенно в драматических сценах героя, которыми бесконечно насыщена его трагическая жизнь.

Обвал эмоций публики произошёл при виде технического мастерства участников артистов балета и акробатической группы в сцене китайских единоборств кунг-фу, прославленных актёрами Брюсом Ли и исполнителем популярных героев боевиков Джеки Чаном.

Удачен, на мой взгляд, подбор солистов на премьерный спектакль. Огромная эмоциональная и физическая нагрузка пришлась на Ильнура Гайфуллина — исполнителя партии архимандрита Иакинфа. Вероятно, эта партия станет звёздной в его биографии, настолько ярко он смог выявить драматическую линию этого сложнейшего образа, особенно в сценах отчаяния и бессилия героя в самые трагические моменты его жизни.

Остальные партии — Александр, брат Никиты (Вагнер Карвальо), возлюбленная Никиты, Татьяна (Аманда Гомес), Наталья (Александра Елагина), Ангел-хранитель (Глеб Кораблёв) — всё же занимают промежуточное положение в биографическом балете. Глубокий духовный посыл трогательно передан Глебом Кораблёвым в миссии Ангела-хранителя. Актёрским и пластическим мастерством сумел покорить публику Станислав Сырадоев в яркой партии Дьяка.

Дирижёр Большого театра России Айрат Кашаев на хорошем профессиональном уровне, уверенно провёл этот сложный спектакль, раскрывающий яркую звуковую картину многопланового балетного действия. «Иакинф» вызвал большой интерес балетоманов в плане необычной тематики, новых музыкальных образов и хореографических находок. Сценическая жизнь балета только начинается…

С годами блистательный балет Резеды Ахияровой в хореографии и постановке Георгия Ковтуна «Золотая Орда» неизменно доказывает свою жизнеспособность. Мы увидели лучший состав солистов, который познакомил любителей Терпсихоры в 2013 году с историческим национальным балетом. Этот балет можно смотреть бесконечно, настолько всё выверено и логично в нём с точки зрения прекрасной музыки, эффектной захватывающей хореографии, стройной музыкальной формы, живописной оркестровки и высокого уровня мастерства ярчайших солистов казанской балетной труппы. Это Кристина Андреева — Джанике, Олег Ивенко — Нурадин, Вагнер Карвальо (визир), Михаил Тимаев (дух хана Батыя), Максим Поцелуйко — Токтамыш, Антон Полодюк (Мурза), Глеб Кораблёв (Тимур).

В настоящее время «Золотая Орда» занимает центральное место в репертуаре национальной классики и становится лучшим национальным балетом Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.

Из репертуара нетленной классики мне удалось побывать на «Спящей красавице», «Баядерке» и «Дон Кихоте», поставленными Владимиром Яковлевым в последнее десятилетие в хореографии Мариуса Петипа и Горского в «Дон Кихоте».

Радует состав приглашенных артистов на центральные партии: Мария Ильюшкина (Мариинский театр) — принцесса Аврора, Тимур Аскеров (Мариинский театр) — принц Дезире, Анна Тихомирова (Большой театр) — Фея Сирени в «Спящей красавице». М. Ильюшкина и Т. Аскеров очаровали публику изысканной элегантностью, артистическим шармом и академической чистотой линии классического танца.

«Баядерку» украсил великолепный дуэт Чинары Ализаде (Никия) и Владимира Ярошенко (Солор), оба из Большого театра Варшавы. Чинара — удивительно харизматичная прима с невероятной пластикой и красотой классических движений. Владимир Ярошенко — премьер польского национального балета — опытный танцовщик с яркой артистической аурой и эффектной статью, украшающей его ведущие партии в классических балетах.

В «Дон Кихоте» лидировали Диана Косырева (Китри) из Венгерской оперы и Кубаныч Шамакеев (Базиль) из Челябинского театра оперы и балета. Диана Косырева шестой год украшает труппу Венгерского национального балета, представляя обширный репертуар классического (в партиях Авроры, Одетты-Одиллии, Джульетты, Золушки, Офелии, Ундины и других знаковых ролях). Она с блеском справилась со сложной партией Китри в дуэте с подающим большие надежды танцовщиком К. Шамакеевым. Его классический репертуар состоит из 20 наименований, среди которых граф Альберт, Солор, принц Дезире, Меркуцио, Щелкунчик, принц Зигфрид, Конрад и др. Мастерство артиста было оценено на прошедшем престижном форуме «Большой балет 2024», где солист был отмечен как лучший танцовщик.

XXXVII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева прошёл на достойном уровне и доставил казанским балетоманам и гостям фестиваля богатую палитру эмоций и массу приятных ощущений от незабываемых встреч с удивительным миром классического балета.

Маргарита Файзулаева, заслуженный деятель искусств РФ и РТ