КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Фестиваль балета начнется с «тройного убийства»

Фестиваль балета начнется с «тройного убийства»

11 МАЯ 2016

11 мая в Казани откроется XXIX Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева. Праздник начинается премьерой – спектаклем «Эсмеральда» по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Это та самая постановка, за билетами на которую отчаянные казанские балетоманы стояли с полвторого ночи. И еще напомним исторический факт: именно «Эсмеральду» Петрова посмотрел президент РФ Владимир Путин и тут же сообщил миру о своем предстоящем разводе с Людмилой Путиной…

Во дворце, то есть в театре им. М.Джалиля, стоит тишина. Только уборщицы наводят последний марафет: начищают хрустальные плафоны, протирают белые мраморные ступени. А так уже все блестит – и паркет, и люстры, и ковровые дорожки. В большом холле установлены выставочные стенды, отражаются в зеркалах пюпитры скрипичного квартета, традиционно приветствующего публику перед началом театрального таинства и в антрактах.
Шумно было лишь в зеленой гостиной, где с журналистами встретились на пресс-конференции московский балетмейстер-постановщик Андрей Петров («Кремлевский балет»), балетмейстер-педагог Жанна Богородицкая (она сама когда-то танцевала Эсмеральду), художественный руководитель казанской балетной труппы Владимир Яковлев и замдиректора театра Юрий Ларионов.

ХЭППИ-ЭНДА НЕ БУДЕТ, ВСЕ ЗАКОНЧИТСЯ ОЧЕНЬ ПЛОХО

Андрей Петров рассказывает о «казанской» «Эсмеральде» и немного волнуется: как примет зритель? В 2006-м режиссер ставил этот спектакль для «Кремлевского балета». По его убеждению, воссоздать точную копию любой постановки невозможно, но это и не было приоритетной задачей. Главное, считает Андрей Борисович, что в Казани он встретил великолепных танцовщиков и музыкантов. Комплименты в адрес исполнительницы заглавной партии Кристины Андреевой сыпались безостановочно: «Я считаю эту балерину феноменом, это танцовщица выдающегося дарования. Многие театры хотели бы поставить «Эсмеральду» на своей сцене, но я не уверен, что в их труппе есть балерина такого класса». Кстати, 11 мая публика увидит полностью казанский состав, а 12-го – полностью московский. Никакого соперничества, разумеется, а все же интересно сравнить…
Для премьеры в Казани Андрей Петров создал новую версию спектакля, собрав старинную музыку Пуни и Дриго, одновременно сплавив сохранившиеся фрагменты хореографии Перро, Петипа и Вагановой, добавил новые драматические ходы. Так и быть, раскроем сюжетную интригу: никаких счастливых исключений не случится, все закончится драмой и смертельным исходом. Петров запланировал «тройное убийство» – погибнет и цыганка Эсмеральда, и священник Клод Фролло, и звонарь собора Квазимодо. Короче, «любовь и кровь сквозь слезы».
В постановке 11 мая примет участие вся балетная труппа казанского театра с солистами (Кристина Андреева, Нурлан Канетов, Олег Ивенко, Михаил Тимаев, Артем Белов, Антон Полодюк и другие), мимический ансамбль. За дирижерским пультом – Ренат Салаватов. Сценография, созданная художникомГригорием Беловым, напоминает средневековый Париж, ее лишь немного дополнят современные визуальные технические средства.
Уточним, что в Казани ставили «Эсмеральду» только однажды, в 1954 году. Причем, еще в старом здании театра (в нем располагается театр им. К.Тинчурина). Шел он недолго, снят с репертуара через год-два. Очевидцев той постановки, кто мог бы подробно рассказать о ней, литчасти театра найти до сих пор не удалось…

ФЕСТИВАЛЬ БЕЗ ГАЛА-КОНЦЕРТА

Художественный руководитель балетной труппы театра им. М.Джалиля Владимир Яковлев:
– Несмотря на непростое время, мы постарались устроить праздник искусства. В общей сложности на фестивальной сцене выступят более 30 приглашенных танцовщиков и дирижеров, в том числе ведущие солисты лондонского театра Ковент-Гарден (Сара Лэмб, Мэтью Голдинг), Парижской Национальной оперы (Леонора Болак, Франуса Алю, Сы Ын Пак), Большого театра (Мария Ширинкина, Владимир Шкляров, Оксана Скорик, Евгений Иванченко), Национального балета Нидерландов (Майя Махатели, Артур Шестериков), Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Мариинского театра, «Кремлевского балета». Это – не считая артистов Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана, а их 57 человек!
Нас в последнее время упрекают, что на фестивале мало показываем современной хореографии. Ну, вот, пожалуйста, любуйтесь. Труппа Эйфмана покажет современные спектакли «Евгений Онегин» (на музыку П.Чайковского и А.Ситковецкого) и «Роден. Ее вечный вызов» (на музыку М.Равеля, К.Сен-Санса, Ж.Массне). Именно эти трехдневные гастроли балета Эйфмана закроют XXIX фестиваль им. Рудольфа Нуриева. Таким образом, традиционного гала-концерта не будет. Мы посчитали, что иногда можно и нарушить правила.
На что одна корреспондентка разочарованно протянула: «Как? Совсем не будет гала-концерта? Разве балет Эйфмана может его заменить?». И получила отповедь от москвичей, которые интеллигентно объяснили девушке, что сама постановка вопроса о присутствии балета Эйфмана на фестивале в Казани – «странная и неуместная» и что «Борис Эйфман – лучший русский хореограф современности». В общем, что культурному человеку такие вещи в приличном обществе и объяснять неудобно. Лучше бы не спрашивала, ей-богу…
P.S. Ну, а мы, во избежание возможных недоразумений, заранее отметим, что спектакли театра балета Бориса Эйфмана (с 26 по 28 мая) проходят под… фонограмму. Кстати, всюду подчеркивается, что фестиваль балета проходит при поддержке президента РТ Рустама Минниханова и Министерства культуры республики. И было бы просто изумительно увидеть высоких официальных лиц еще и в театральных ложах хотя бы на одном-двух вечерах балета.