Дирижер Большого театра, потомок татарских мурз Айрат Кашаев: Когда человек перестает рождаться, он умирает
04 ИЮЛЯ 2023
За успехами набирающего авторитет в музыкальном мире уроженца Казани дирижера Большого театра России Айрата Кашаева внимательно следят на его малой родине. Молодой профессионал входит в десятку высококвалифицированных специалистов, с которыми руководство Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля строит долговременное творческое сотрудничество. Казанские меломаны видели его за дирижерским пультом на нынешнем Нуриевском фестивале, а в минувшие выходные Кашаев успешно дирижировал балетом «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. В разговоре с успешным земляком о тонкостях ремесла корреспондент «Вечерней Казани» узнала, что в опере он как рыба в воде, а балет для него - увлекательное путешествие, а еще - с изумлением - о том, что Айрат Кашаев - представитель древнего рода татарских мурз как минимум в 17-м поколении.
Со стороны кажется, что 38-летний маэстро настоящий баловень судьбы, ведь его карьера развивается по нарастающей. Он с красными дипломами окончил Казанское музыкальное училище им. И.В. Аухадеева (2004), Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по специальности «хоровое дирижирование» (класс Льва Конторовича) в 2009-м и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Геннадия Рождественского) в 2012 году. По окончании МГК удостоен звания «Лучший выпускник года - 2012». В 2020 году завершил обучение в ассистентуре-стажировке в МГК (класс Валерия Полянского). В 2008 - 2017 годы - главный дирижер оркестра Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской. Затем был художественным руководителем Академического хора дирижерско-хорового отдела Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, ведущим дирижером Московского камерного оркестра Центра Павла Слободкина. В 2013 - 2018 годы - дирижер Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского. С 2018-го - дирижер Камерной сцены им. Б.А. Покровского Большого театра. В сентябре 2023 года исполнится 5 лет, как Кашаев принят дирижером в штат Большого театра России.
- Правда ли, что свою музыкальную карьеру вы начинали хористом в театре имени Джалиля?
- С огромным удовольствием пел в хоре театра, не столько ради заработка, хотя и это в студенчестве имело некоторое значение. Тогда главным хормейстером работали Нурия Джураева и хормейстером Альфия Заппарова, также преподававшая на кафедре Казанской консерватории. Периодически для каких-то крупных спектаклей («Аида», «Пиковая дама», к примеру) она дополнительно приглашала ребят из консерватории для усиления мужского состава. Я сотрудничал с театром исключительно в статусе приглашенного хориста.
- Какой у вас тембр?
- Я - доморощенный тенор. Еще мальчишкой во время учебы в уникальной Казанской хоровой гимназии мальчиков (учился у Владимира Павловича Ульянова и Станислава Григорьевича Гурьянова) пел первым, затем вторым альтом, и почему-то невзлюбил партии баритонов. Говорил про себя: вот вырасту, буду вторым басом или тенором. По наивности и малолетству мне казалось, что все зависит исключительно от моего желания! Мой учитель в музыкальном училище и Казанской консерватории Любовь Алексеевна Дразнина (главный хормейстер ТГАТОиБ им. М. Джалиля с 2006-го по 2022 год, переехала в США к дочери в 2022 году. - «ВК») спросила: в какой партии пели в школе, и черт меня дернул за язык! Ответил самоуверенно - вообще-то баритоном, а хотел бы в тенорах. Впрочем, пение в тенорах многое дало: не обладая природным тенором, пришлось постоянно работать над собой. А в том, что стану дирижером, не сомневался с подросткового возраста, выбор сделал в седьмом классе. Объяснить это осознание не берусь и теперь - оно пришло свыше.
- Не все дирижеры пользуются палочками, как вы. Например, маэстро Андрей Аниханов управляет оркестром руками.
- Чем крупнее мастер, тем меньше движений ему нужно. Для меня палочка - естественное продолжение руки, к тому же она нужна для амплитуды, ведь не намашешься без нее в спектакле, который может длиться более трех часов. Использую палочку удлиненной формы, наверное, это передалось от моего учителя Геннадия Николаевича Рождественского. У него вообще были длиннющие, просто огромные палки! Моя, конечно, покороче, чуть более 40 сантиметров, ее привезла из Парижа моя супруга.
- Кто главный в музыкальном спектакле - солисты, музыканты или дирижер? Объясните дилетанту, в чем разница между дирижированием оперой, балетом и симфоническим оркестром?
- Я осознаю, что от меня зависит успех или неуспех постановки, но тащить одеяло на себя, говорить, что я тут самый главный, было бы неверно. Музыкальный театр - сложносоставное искусство. А разница в дирижерском подходе, конечно же, существует, и она колоссальная, ведь это разные плоскости музыкальной деятельности. Если говорим о симфоническом оркестре, скажем, исполняющем сюиту, то здесь главной мыслью является мысль композитора. Тут для меня важно понять, что хотел автор, ведь когда он пишет, то отталкивается от себя, от того, как он слышит эту музыку. Попав или не попав в темп, в состояние, которое подразумевал автор, мы обрекаем произведение либо на успех, либо на провал. Испортить можно все, а вот сделать так, чтобы прозвучало действительно хорошо - вот это трудно. Дальше на второй план выходит мысль дирижерская, поскольку искусство не только про «что», а про «как».
- То есть вступает в силу душа, без которой искусство невозможно?
- В ответ расскажу случай. 20 лет назад мы с друзьями рванули в Санкт-Петербург, проветриться, так сказать. По студбилетам музучилища нас, как учащихся творческих специальностей, бесплатно пускали в Эрмитаж. По возращении поделился с родителями: вот, нас бесплатно пропускали, потому что мы будем творить искусство! На что мой отец (а он - физик-ядерщик, заслуженный изобретатель России, настоящее светило науки!) несколько обиженно спросил - почему же преференции только для творческих специальностей, разве физика - не искусство? Про себя я тогда подумал, мол, где физика и где творчество… Сейчас-то понимаю, что, не имея творческого воображения, полета мысли, фантазии, сделать открытие в науке невозможно. Возвращаясь к вашему вопросу о разнице в подходе к дирижированию различными музыкальными формами. С симфоническим концертом мы немного разобрались. Но когда на сцене появляется солист (кто угодно - пианист, скрипач, виолончелист, вокалист) - это уже ансамбль. Не стоит забывать, что в оркестре много людей, и мало того, что как минимум надо, чтобы они сыграли в унисон (это утилитарная задача и моя профессиональная обязанность), но также дирижер должен повести их за собой (в плане темпа и так далее). То есть, чтобы музыкант заиграл хорошо, я должен его увлечь. Чтобы это шло как откровение.
- В отзывах так и пишут, что увлекаете и музыкантов, и зрителей. Да я сама тому свидетель: во время спектакля вы словно танцуете, очень романтическая манера дирижирования, и ваше состояние действительно передается и на сцену, и в зал! Айрат, у вас довольно плотный график: десятки спектаклей в Большом, вы активно участвуете в фестивалях, сотрудничаете с Липецкой филармонией, с казанским театром оперы и балета… Кстати, сколько в вашем личном репертуаре постановок?
- Это же в порядке вещей, Большой театр России - мое место работы! С театром имени Мусы Джалиля сотрудничаю уже несколько лет, очень рад всякий раз приглашению в Казань, в мой родной город. Кстати, здесь на каждом спектакле всегда присутствуют мои родители и друзья. Дирижер, как и артист, тоже учит партитуру. В моем багаже чуть более 35 опер и балетов. Идеала, конечно, нет, но будет нормально, когда у меня их станет 100.
- И все же опер в вашем репертуаре пока больше, чем балетов?
- Оперная музыка - это то, на чем я вырос, придя из хора, так что вокал, опера - моя стихия, в ней я словно рыба в воде. Я оперу понимаю, мне не нужно видеть певца, я знаю, что он сейчас будет делать, он может быть за спиной, сбоку, мне не важно, все равно чувствую себя комфортно, поскольку знаю природу вокала, она - мое второе я, поскольку я оттуда пришел. А балет - совершенно иное искусство, в нем только начинаю свой путь. Стоит различать классический балет от современного танца в стиле контемпорари. В последнем есть лишенная традиционных условностей пластика, артист может танцевать даже без пуант. А современный хореографический язык предполагает более сложные мысли и чувства, развитое ассоциативное мышление. В классическом танце на первом планет стоит филигранное мастерство исполнителя, совершенные и выверенные позы, положения рук, ног и так далее. Здесь себя пока не считаю большим специалистом, я только в начале пути. И в этом мне очень помогает и дает расти Татарский театр оперы и балета, в этом смысле я очень благодарен Казани. Мне доверили открыть «Спящей красавицей» Нуриевский фестиваль в мае 2023 года, и это для меня большая честь. Также в рамках балетного форума я дебютировал в балете «Корсар». Не обошлось без шероховатостей, но артисты казанской труппы - высочайшего, я считаю, уровня, меня поддержали. Это очень важно, ведь в музыкальном театре с огромным коллективом нельзя разделять себя и остальных, мы единое целое. Повторюсь: классический балет для меня новое, интересное, неизведанное путешествие. Я ныряю в этот океан с огромным удовольствием, иногда где-то совершаю ошибки, балетные ворчат, им может быть что-то неудобно по скорости, темпу, но в целом я считаю, что иду вперед и расту. На Нуриевском ходил на каждый спектакль, смотрел, как дирижируют большие мастера Ренат Салаватов, Андрей Аниханов и другие коллеги. Для меня это учеба, поэтому всегда с большим удовольствием ассистирую дирижерам Большого театра, работаю с собственными ассистентами, ведь мы должны делиться друг с другом знаниями. Мы же не только на себя хорошего работаем, а радеем за искусство. Бывают, конечно, дирижеры, которые не желают делиться секретами, к таким отношусь с непониманием. Какой тогда смысл быть в нашей профессии?
- Есть ли некое творческое сообщество дирижеров в России, большое ли оно?
- Про союз дирижеров что-то я не слышал. А подсчитать можно, если взять количество музыкальных театров (их примерно 30), то в каждом плюс-минус три дирижера. Если не учитывать симфонические оркестры, то академических, крепко стоящих в профессии дирижеров, думаю, человек 150 наберется.
- Сколько нужно продирижировать спектаклей, чтобы уверенно сказать - это состоявшийся маэстро?
- Отвечу так: когда человек перестает рождаться, он умирает. С каждым спектаклем я обновляюсь. Уверен, что улыбнусь своим мыслям 20 лет спустя, перечитывая интервью. Сейчас в каких-то вещах кажусь себе достаточно опытным, но наверняка через отрезок времени буду думать - мальчишка!
- Есть такая байка, что среди дирижеров много долгожителей…
- Это 50 на 50. Но у дирижера ведь есть еще какая фишечка: это профессия второй половины жизни. Все наоборот в сравнении с балетными артистами, которые в 35 на пенсию могут уйти. А что такое для дирижера 35 лет? Ранняя юность. Поэтому, конечно, мы часто видим на дирижерских подиумах именно взрослых людей. Потому что заложенные в произведении глубину мысли и философию молодой человек не может выразить, поскольку еще не имеет необходимого жизненного опыта, не испытал падений и взлетов, не встал на крыло.
- Какие из национальных татарских опер вы мечтали бы исполнить? К сожалению, уходят великие люди, с годами музыка их мало исполняется. Например, почти не слышим большие произведения Жиганова, Яруллина, Сайдашева, практически нигде не найти даже аудиозаписей…
- Оперная студия Казанской консерватории ставила жигановскую оперу «Тюляк», я был на этом спектакле в Москве. Что касается существа вопроса, то это дилемма, которая всегда стоит перед руководством театров и оркестров. С одной стороны, есть задача играть классический репертуар, ведь это основа, с другой - ставить современные спектакли.
Почему нет широко распространяемых записей сочинений упомянутых вами композиторов - это очень хороший вопрос, пусть его услышат многие люди и в уме своем покрутят. Должен быть запрос как у госорганов, так и у публики. Но есть в Казани прекрасный фестиваль «Мирас» («Наследие»), который проводит художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ Александр Сладковский, и он не дает исчезнуть в небытие прекрасным произведениям.
- Айрат, поговорим о вашей родословной: вместе с отцом вы состоите в Собрании татарских мурз РТ.
- Мой папа активно участвует в работе Всемирного Конгресса татар и является членом Союза потомков татарских мурз, состою и я в нем, у меня даже есть членская книжка. Папа, как ученый, методично и глубоко изучает наше родословное древо, о чем даже написал книгу. Это колоссальная работа! Благодаря его изысканиям мы теперь знаем каждого родственника вплоть до 1612 года, еще до польской интервенции. Так, самым известным из Кашаевых был внук Кулая Акчурина и правнук Акчуры - Ишей-мурза Кашаев, который в 1618 году оборонял Москву во время осады польским королевичем Владиславом и был награжден грамотой царя Михаила Федоровича Романова от 24 января 1624 года, в которой говорится, что Ишей Кашаев «На Москве в осаде сидел, стоял крепко, на никакие королевичи прелести не прельстился и верность нам и всему Московскому государству показал». Более того, в грамоте Собора 1613 года на царствование Михаила Романова стоят четыре подписи татарских мурз, в том числе от Ишея, от мурз Темниковского уезда, это подпись дяди Ишея Кашаева - Ишея Барашева, сына князя Акчуры. Все не пересказать, книгу читать надо.
- Вот это история! Ощущаете ответственность, когда за вами стоят минимум 16 поколений славных мурз?
- Еще в ранней юности, когда прочел роман «Дон Кихот» Сервантеса, меня поразила одна совершенно простая, но очень капитальная мысль: оказывается, до нас жило огромное количество людей, и жизнь не с нас началась. Понимать - одно. А вот внезапно почувствовать всем существом, что прямо сейчас, буквально на физическом уровне, ты находишься на острие судьбы рода, ты - воплощение всех, кто был до тебя - это осознание пришло сравнительно недавно. Я вам сейчас личное скажу - мне остро захотелось детей.
Со стороны кажется, что 38-летний маэстро настоящий баловень судьбы, ведь его карьера развивается по нарастающей. Он с красными дипломами окончил Казанское музыкальное училище им. И.В. Аухадеева (2004), Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по специальности «хоровое дирижирование» (класс Льва Конторовича) в 2009-м и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Геннадия Рождественского) в 2012 году. По окончании МГК удостоен звания «Лучший выпускник года - 2012». В 2020 году завершил обучение в ассистентуре-стажировке в МГК (класс Валерия Полянского). В 2008 - 2017 годы - главный дирижер оркестра Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской. Затем был художественным руководителем Академического хора дирижерско-хорового отдела Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, ведущим дирижером Московского камерного оркестра Центра Павла Слободкина. В 2013 - 2018 годы - дирижер Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского. С 2018-го - дирижер Камерной сцены им. Б.А. Покровского Большого театра. В сентябре 2023 года исполнится 5 лет, как Кашаев принят дирижером в штат Большого театра России.
- Правда ли, что свою музыкальную карьеру вы начинали хористом в театре имени Джалиля?
- С огромным удовольствием пел в хоре театра, не столько ради заработка, хотя и это в студенчестве имело некоторое значение. Тогда главным хормейстером работали Нурия Джураева и хормейстером Альфия Заппарова, также преподававшая на кафедре Казанской консерватории. Периодически для каких-то крупных спектаклей («Аида», «Пиковая дама», к примеру) она дополнительно приглашала ребят из консерватории для усиления мужского состава. Я сотрудничал с театром исключительно в статусе приглашенного хориста.
- Какой у вас тембр?
- Я - доморощенный тенор. Еще мальчишкой во время учебы в уникальной Казанской хоровой гимназии мальчиков (учился у Владимира Павловича Ульянова и Станислава Григорьевича Гурьянова) пел первым, затем вторым альтом, и почему-то невзлюбил партии баритонов. Говорил про себя: вот вырасту, буду вторым басом или тенором. По наивности и малолетству мне казалось, что все зависит исключительно от моего желания! Мой учитель в музыкальном училище и Казанской консерватории Любовь Алексеевна Дразнина (главный хормейстер ТГАТОиБ им. М. Джалиля с 2006-го по 2022 год, переехала в США к дочери в 2022 году. - «ВК») спросила: в какой партии пели в школе, и черт меня дернул за язык! Ответил самоуверенно - вообще-то баритоном, а хотел бы в тенорах. Впрочем, пение в тенорах многое дало: не обладая природным тенором, пришлось постоянно работать над собой. А в том, что стану дирижером, не сомневался с подросткового возраста, выбор сделал в седьмом классе. Объяснить это осознание не берусь и теперь - оно пришло свыше.
- Не все дирижеры пользуются палочками, как вы. Например, маэстро Андрей Аниханов управляет оркестром руками.
- Чем крупнее мастер, тем меньше движений ему нужно. Для меня палочка - естественное продолжение руки, к тому же она нужна для амплитуды, ведь не намашешься без нее в спектакле, который может длиться более трех часов. Использую палочку удлиненной формы, наверное, это передалось от моего учителя Геннадия Николаевича Рождественского. У него вообще были длиннющие, просто огромные палки! Моя, конечно, покороче, чуть более 40 сантиметров, ее привезла из Парижа моя супруга.
- Кто главный в музыкальном спектакле - солисты, музыканты или дирижер? Объясните дилетанту, в чем разница между дирижированием оперой, балетом и симфоническим оркестром?
- Я осознаю, что от меня зависит успех или неуспех постановки, но тащить одеяло на себя, говорить, что я тут самый главный, было бы неверно. Музыкальный театр - сложносоставное искусство. А разница в дирижерском подходе, конечно же, существует, и она колоссальная, ведь это разные плоскости музыкальной деятельности. Если говорим о симфоническом оркестре, скажем, исполняющем сюиту, то здесь главной мыслью является мысль композитора. Тут для меня важно понять, что хотел автор, ведь когда он пишет, то отталкивается от себя, от того, как он слышит эту музыку. Попав или не попав в темп, в состояние, которое подразумевал автор, мы обрекаем произведение либо на успех, либо на провал. Испортить можно все, а вот сделать так, чтобы прозвучало действительно хорошо - вот это трудно. Дальше на второй план выходит мысль дирижерская, поскольку искусство не только про «что», а про «как».
- То есть вступает в силу душа, без которой искусство невозможно?
- В ответ расскажу случай. 20 лет назад мы с друзьями рванули в Санкт-Петербург, проветриться, так сказать. По студбилетам музучилища нас, как учащихся творческих специальностей, бесплатно пускали в Эрмитаж. По возращении поделился с родителями: вот, нас бесплатно пропускали, потому что мы будем творить искусство! На что мой отец (а он - физик-ядерщик, заслуженный изобретатель России, настоящее светило науки!) несколько обиженно спросил - почему же преференции только для творческих специальностей, разве физика - не искусство? Про себя я тогда подумал, мол, где физика и где творчество… Сейчас-то понимаю, что, не имея творческого воображения, полета мысли, фантазии, сделать открытие в науке невозможно. Возвращаясь к вашему вопросу о разнице в подходе к дирижированию различными музыкальными формами. С симфоническим концертом мы немного разобрались. Но когда на сцене появляется солист (кто угодно - пианист, скрипач, виолончелист, вокалист) - это уже ансамбль. Не стоит забывать, что в оркестре много людей, и мало того, что как минимум надо, чтобы они сыграли в унисон (это утилитарная задача и моя профессиональная обязанность), но также дирижер должен повести их за собой (в плане темпа и так далее). То есть, чтобы музыкант заиграл хорошо, я должен его увлечь. Чтобы это шло как откровение.
- В отзывах так и пишут, что увлекаете и музыкантов, и зрителей. Да я сама тому свидетель: во время спектакля вы словно танцуете, очень романтическая манера дирижирования, и ваше состояние действительно передается и на сцену, и в зал! Айрат, у вас довольно плотный график: десятки спектаклей в Большом, вы активно участвуете в фестивалях, сотрудничаете с Липецкой филармонией, с казанским театром оперы и балета… Кстати, сколько в вашем личном репертуаре постановок?
- Это же в порядке вещей, Большой театр России - мое место работы! С театром имени Мусы Джалиля сотрудничаю уже несколько лет, очень рад всякий раз приглашению в Казань, в мой родной город. Кстати, здесь на каждом спектакле всегда присутствуют мои родители и друзья. Дирижер, как и артист, тоже учит партитуру. В моем багаже чуть более 35 опер и балетов. Идеала, конечно, нет, но будет нормально, когда у меня их станет 100.
- И все же опер в вашем репертуаре пока больше, чем балетов?
- Оперная музыка - это то, на чем я вырос, придя из хора, так что вокал, опера - моя стихия, в ней я словно рыба в воде. Я оперу понимаю, мне не нужно видеть певца, я знаю, что он сейчас будет делать, он может быть за спиной, сбоку, мне не важно, все равно чувствую себя комфортно, поскольку знаю природу вокала, она - мое второе я, поскольку я оттуда пришел. А балет - совершенно иное искусство, в нем только начинаю свой путь. Стоит различать классический балет от современного танца в стиле контемпорари. В последнем есть лишенная традиционных условностей пластика, артист может танцевать даже без пуант. А современный хореографический язык предполагает более сложные мысли и чувства, развитое ассоциативное мышление. В классическом танце на первом планет стоит филигранное мастерство исполнителя, совершенные и выверенные позы, положения рук, ног и так далее. Здесь себя пока не считаю большим специалистом, я только в начале пути. И в этом мне очень помогает и дает расти Татарский театр оперы и балета, в этом смысле я очень благодарен Казани. Мне доверили открыть «Спящей красавицей» Нуриевский фестиваль в мае 2023 года, и это для меня большая честь. Также в рамках балетного форума я дебютировал в балете «Корсар». Не обошлось без шероховатостей, но артисты казанской труппы - высочайшего, я считаю, уровня, меня поддержали. Это очень важно, ведь в музыкальном театре с огромным коллективом нельзя разделять себя и остальных, мы единое целое. Повторюсь: классический балет для меня новое, интересное, неизведанное путешествие. Я ныряю в этот океан с огромным удовольствием, иногда где-то совершаю ошибки, балетные ворчат, им может быть что-то неудобно по скорости, темпу, но в целом я считаю, что иду вперед и расту. На Нуриевском ходил на каждый спектакль, смотрел, как дирижируют большие мастера Ренат Салаватов, Андрей Аниханов и другие коллеги. Для меня это учеба, поэтому всегда с большим удовольствием ассистирую дирижерам Большого театра, работаю с собственными ассистентами, ведь мы должны делиться друг с другом знаниями. Мы же не только на себя хорошего работаем, а радеем за искусство. Бывают, конечно, дирижеры, которые не желают делиться секретами, к таким отношусь с непониманием. Какой тогда смысл быть в нашей профессии?
- Есть ли некое творческое сообщество дирижеров в России, большое ли оно?
- Про союз дирижеров что-то я не слышал. А подсчитать можно, если взять количество музыкальных театров (их примерно 30), то в каждом плюс-минус три дирижера. Если не учитывать симфонические оркестры, то академических, крепко стоящих в профессии дирижеров, думаю, человек 150 наберется.
- Сколько нужно продирижировать спектаклей, чтобы уверенно сказать - это состоявшийся маэстро?
- Отвечу так: когда человек перестает рождаться, он умирает. С каждым спектаклем я обновляюсь. Уверен, что улыбнусь своим мыслям 20 лет спустя, перечитывая интервью. Сейчас в каких-то вещах кажусь себе достаточно опытным, но наверняка через отрезок времени буду думать - мальчишка!
- Есть такая байка, что среди дирижеров много долгожителей…
- Это 50 на 50. Но у дирижера ведь есть еще какая фишечка: это профессия второй половины жизни. Все наоборот в сравнении с балетными артистами, которые в 35 на пенсию могут уйти. А что такое для дирижера 35 лет? Ранняя юность. Поэтому, конечно, мы часто видим на дирижерских подиумах именно взрослых людей. Потому что заложенные в произведении глубину мысли и философию молодой человек не может выразить, поскольку еще не имеет необходимого жизненного опыта, не испытал падений и взлетов, не встал на крыло.
- Какие из национальных татарских опер вы мечтали бы исполнить? К сожалению, уходят великие люди, с годами музыка их мало исполняется. Например, почти не слышим большие произведения Жиганова, Яруллина, Сайдашева, практически нигде не найти даже аудиозаписей…
- Оперная студия Казанской консерватории ставила жигановскую оперу «Тюляк», я был на этом спектакле в Москве. Что касается существа вопроса, то это дилемма, которая всегда стоит перед руководством театров и оркестров. С одной стороны, есть задача играть классический репертуар, ведь это основа, с другой - ставить современные спектакли.
Почему нет широко распространяемых записей сочинений упомянутых вами композиторов - это очень хороший вопрос, пусть его услышат многие люди и в уме своем покрутят. Должен быть запрос как у госорганов, так и у публики. Но есть в Казани прекрасный фестиваль «Мирас» («Наследие»), который проводит художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ Александр Сладковский, и он не дает исчезнуть в небытие прекрасным произведениям.
- Айрат, поговорим о вашей родословной: вместе с отцом вы состоите в Собрании татарских мурз РТ.
- Мой папа активно участвует в работе Всемирного Конгресса татар и является членом Союза потомков татарских мурз, состою и я в нем, у меня даже есть членская книжка. Папа, как ученый, методично и глубоко изучает наше родословное древо, о чем даже написал книгу. Это колоссальная работа! Благодаря его изысканиям мы теперь знаем каждого родственника вплоть до 1612 года, еще до польской интервенции. Так, самым известным из Кашаевых был внук Кулая Акчурина и правнук Акчуры - Ишей-мурза Кашаев, который в 1618 году оборонял Москву во время осады польским королевичем Владиславом и был награжден грамотой царя Михаила Федоровича Романова от 24 января 1624 года, в которой говорится, что Ишей Кашаев «На Москве в осаде сидел, стоял крепко, на никакие королевичи прелести не прельстился и верность нам и всему Московскому государству показал». Более того, в грамоте Собора 1613 года на царствование Михаила Романова стоят четыре подписи татарских мурз, в том числе от Ишея, от мурз Темниковского уезда, это подпись дяди Ишея Кашаева - Ишея Барашева, сына князя Акчуры. Все не пересказать, книгу читать надо.
- Вот это история! Ощущаете ответственность, когда за вами стоят минимум 16 поколений славных мурз?
- Еще в ранней юности, когда прочел роман «Дон Кихот» Сервантеса, меня поразила одна совершенно простая, но очень капитальная мысль: оказывается, до нас жило огромное количество людей, и жизнь не с нас началась. Понимать - одно. А вот внезапно почувствовать всем существом, что прямо сейчас, буквально на физическом уровне, ты находишься на острие судьбы рода, ты - воплощение всех, кто был до тебя - это осознание пришло сравнительно недавно. Я вам сейчас личное скажу - мне остро захотелось детей.