КУПИТЬ БИЛЕТЫ
RUS
/ Быть жизни и вечному свету

Быть жизни и вечному свету

16 сентября 2020

Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля и Владимир Васильев показали премьеру на музыку Реквиема В.А. Моцарта – «И воссияет вечный свет». Этот спектакль, представленный как синтетическое масштабное действо, объединил на сцене солистов, хор, кордебалет и оркестр главного театра Казани и стал мировым событием нового российского театрального сезона.

Весной и летом активная театральная жизнь, в связи с пандемией коронавируса, приостановилась. Но настоящее творчество не могло замереть, оно продолжало питать жизнь каждого, связанного с театром человека. Не пропало и чувство ответственности за культуру, рискующую без «живого» театра потерять прямые контакты со зрителями. Именно эти обстоятельства и понимание помогли дирекции Театра имени М. Джалиля правильно взвесить ситуацию и, минув пик опасности, провести премьеру двухчастного моцартовского спектакля. Перенесенная с апреля постановка «И воссияет вечный свет» была представлена публике в конце первой сентябрьской недели и вызвала те положительные эмоции, по которым так соскучились по обе стороны сценической рампы.

Режиссер-постановщик и идейный вдохновитель спектакля – Владимир Васильев уже давно сотрудничает с казанским театром. Здесь, в стенах уникального по архитектуре здания с площадкой европейского уровня, идет его самый известный балет «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина, прошла премьера музыкально-философского спектакля «Даруй нам мир» на мессу си минор И.С. Баха. И вот реализован замысел произведения, которое, минуя жанровые определения, возвысилось до вокально-пластической исповеди Художника – «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема В.А. Моцарта. За этой грандиозной, очень личной постановкой, оказалась целая жизнь. Большая жизнь артиста, хореографа, режиссера, художника, поэта и творца, посвятившего себя Искусству.

То, что Владимир Васильев – выдающийся танцовщик своего времени, человек, оказавший значительное влияние на развитие русской и мировой хореографии – уже давно зафиксированный историками театра факт. Чрезвычайно активна его деятельность и как талантливого, находящего свой стиль и разнообразные темы живописца. Но, видя перед собой образ многогранного В. Васильева, мало кто выделяет его качество современного, неравнодушного, ясно выражающего свою позицию философа театра. А, между тем, во Владимире Васильеве качество современного постановщика достигает гораздо больших масштабов, нежели у многих, ныне креативных фигур театра.

Владимир Васильев – личность, имеющая каждодневную и ежечасную потребность в творчестве. Творчество – хлеб насущный для Васильева. Но, кажется, существовать в одном и даже двух-трех искусствах ему недостаточно. При этом, оказываясь на просторах новых – режиссуры, поэзии… – он стремится все их объединить и связать. Чем не глобализация, подкрепленная гуманистической идеей о человеке, прекрасном духовно и физически? Потому и абсолютно закономерно обращение Владимира Васильева к произведениям, благодаря которым можно раскрыть серьезные философские темы. Потому выбор пал на Высокую мессу Баха и Реквием Моцарта. И поэтому выход на синтетический жанр, где В. Васильев и хорег, и дидаскал, и протагонист, объединяющий прошлое, настоящее и будущее, истоки и современность.

В спектакле «И воссияет вечный свет» В. Васильев не демонстрирует отдельные кадры своей биографии, не уводит в свободную интерпретацию. Ощущая объем и «плавно наводя объектив», постановщик повествует о главном своей жизни, о том, что его сформировало и оказалось решающим в судьбе. Находясь на сцене, Васильев становится главном героем спектакля. При этом он не преображается в дирижера (он – Ренат Салаватов – на привычном месте в оркестровой яме) или хормейстера (хор почти все действо занимает основное пространство сцены), не стремиться выступить в образе балетного ментора (балетные артисты танцуют в основном на ближней к зрителю части сцены).

Вокально-пластическое действо вводит в атмосферу воспоминаний Васильева, подкрепляя понимание поэтическими мыслями-высказываниями автора: вот из темной глубины центра сцены выехала двухъярусная конструкция с джазовым оркестром (Трио Евгения Борца), напомнившим о шестидесятниках в советской культуре – времени молодости и ярких побед Васильева-танцовщика, вот балетные сцены мужского виртуозного танца навеяли о блистательной эпохе Большого балета, обязанной многими успехами героям советской хореодрамы – в спектаклях Юрия Григоровича и лидеров драмбалета раскрылся талант Васильева-пластического актера. Совершенно потрясающая сценография художника-постановщика Виктора Герасименко, компьютерная графика Эрика Исламова и световое решение Айвара Салихова, оживившие живописные образы картин Владимира Васильева, заставили вспомнить об открытиях и потрясениях Театра Мориса Бежара – хореографа, в чьих работах проявились новые грани индивидуальностей блистательного дуэта Екатерины Максимовой и Владимира Васильева…

Гениальная музыка Реквиема В.А. Моцарта, ее вокальные партии (прекрасно звучавшие голоса солистов Гульноры Гатиной, Екатерины Сергеевой, Ярослава Абаимова, Максима Кузьмина-Караваева; великолепная работа артистов хора и его хормейстера Любови Дразниной) не превратились в фон пластического действа и не стали аккомпанементом поэтических мыслей постановщика. Организовав действо, став его основой они дали возможность мэтру зримо расширить горизонты замысла – затронуть глобальные темы и вопросы без ответа, вспомнить великих, ушедших в вечность. Реквием Моцарта – последнее незавершенное произведение композитора, и иначе как траурная заупокойная месса оно не могло прозвучать (согласно выбранному музыкальному жанру). Однако Васильеву удалось в нем увидеть разные грани драмы, нежели мрачную трагедийную суть. Что, вероятно, и помогло постановщику прийти к жизнеутверждающему финалу с звучащей в эпилоге «Alleluja» (из мотета «Exsultate, jubilate» В.А. Моцарта в редакции Ефрема Подгайца). Главные танцевальные партии в спектакле удалось воплотить именитым и заслуженным солистам балетной труппы Аманде Гомес, Михаилу Тимаеву, Таис Диоженес, Вагнеру Карвальо, Александре Елагиной, Ильнуру Гайфуллину, Алине Штейнберг, Антону Полодюку, Мане Кувабара, Алессандро Каггеджи.

Спектакль «И воссияет вечный свет» стал знаковым культурным событием не только для Татарстана, но и для всей России. Его мировая премьера в Театре имени Мусы Джалиля прошла с большим успехом, подтвердив, что в столичном городе на Волге высоко чтят отечественные таланты и ценят традиции многонациональной страны.