КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Опера «Тоска» к 100-летию со дня рождения Зулейхи Хисматуллиной (1922-1994)

Опера «Тоска» к 100-летию со дня рождения Зулейхи Хисматуллиной (1922-1994)

15 ДЕКАБРЯ 2022

Опера «Тоска» к 100-летию со дня рождения Зулейхи Хисматуллиной (1922-1994)

Сегодня на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля состоится показ оперы «Тоска» Джакомо Пуччини. Постановка посвящается 100-летию со дня рождения народной артистки РСФСР и Республики Татарстана, профессора, в прошлом солистки ТАГТОиБ им.М.Джалиля Зулейхи Хисматуллиной (1922-1994).

Профессиональный творческий путь Зулейхи Хисматуллиной начался в казанской детской музыкальной школе №1. В возрасте 16 лет она начала петь в вокальном ансамбле радиокомитета. В1940 году по совету композитора Джаудата Файзи Зулейха поступила в музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории (класс З.Р.Артемьевой-Леонтьевской), С началом Великой Отечественной войны вернулась в Казань и в 1942-1945 годах обучалась пению в Казанском музыкальном училище (класс Е.В.Кузьминой, Е.Г.Ковельковой, В.А.Рожковской). В 1945 году поступила Казанскую государственную консерваторию (класс В.А.Рожковской), которую успешно окончила в 1950 году.

Впервые на сцене Татарского театра оперы и балета дебютировала в 1945 году в «Алтынчеч» Назиба Жиганова (партия Каракаш). Уже тогда музыкальные критики обратили внимание на необыкновенную свежесть и притягательность ее голоса. Красота наполненного звучания, поистине инструментальная гибкость, редкая сила и в то же время мягкость голоса позволяли ей воплощать партии самого различного характера. Зулейха создала более 40 ярких образов, среди которых Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини, Татьяна в «Евгении Онегине» П.Чайковского, Земфира в «Алеко» С.Рахманинова, Аида в одноименной опере Дж.Верди и другие.

«Если обобщить созданные Зулейхой Хисматуллиной образы, приходишь к мысли, что главное в них – это волевое начало, - считает музыковед Зайнап Хайруллина. - Все ее героини борются за справедливость, остаются верными долгу и честными. В самые критические минуты они без колебаний предпочитают измене смерть. Они зовут людей беречь самое святое - любовь. Им присуща свойственная женщинам гордость. Разны их нравы, привычки, воспитание и натура. И артистка всегда находит нужные средства выражения».

Многие композиторы Татарстана посвятили солистке свои сочинения. Главные партии из опер «Намус» и «Тюляк» Назиба Жиганова, «Самат» и «На берегу Демы» Хуснулла Валиуллина, «Неотосланные письма» Джаудата Файзи были написаны в расчете на творческую
индивидуальность певицы.

Зулейха Хисматуллина - первая исполнительница многих известных песен и романсов татарских композиторов, среди них: «Кунелкеем», «Онытырга момкин тугел», «Сайдаш моннары», «Аниемнен жылы кочагы» Э.Бакирова, «Бер ресемге» М.Музаффарова, «Туган жирем Татарстан» А.Ключарева, «Яна Рамай» А.Монасыпова, «Сайра син, тургай» З.Хабибуллина, «Китме. сандугач», «Тел синен хакта», «Кем белер кадеренне» Р.Яхина, «Козарып кояш баткан чакта», «Чын йоректен», «Килсене» И.Шамсутдинова и др.
В концертном репертуаре певицы народные песни, романсы, вокальные произведения татарских, русских и советских композиторов

Более 30 лет Зулейха Гатаулловна Хисматуллина преподавала сольное пение в Казанской консерватории. Многие её ученики ныне успешно работают в оперных и музыкальных театрах, филармониях страны, занимаются преподавательской деятельностью.

В юбилейном спектакле «Тоска» главные партии исполнят: солистка ТАГТОиБ им.М.Джалиля Зоя Церерина (Флория Тоска), солист Мариинского театра Ахмед Агади (Марио Каварадосси,) солист Национального Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Станислав Трифонов (Барон Скарпиа). За дирижёрским пультом – заслуженный артист России, народный артист Татарстана, заслуженный деятель Казахстана, лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая Ренат Салаватов. Со вступительным словом выступит - народный артист Татарстана Эдуард Трескин (Москва)

По материалам сборника очерков «Народные артисты» (ред. И.Илялова, Г.Кантор).