КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: «Богема» и не только

Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: «Богема» и не только

08 ФЕВРАЛЯ 2024

Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: «Богема» и не только

В оперных кругах бытует фраза, что операм Пуччини режиссёр не нужен – композитор сам себе режиссёр. Я вспомнил об этом, когда шёл в театр имени Джалиля на концертное исполнение оперы «Богема». Забегая вперед, скажу, что  на самом деле казанскому зрителю было представлена не совсем концертная версия: это скорее semi-stage production, то есть некий гибрид концертного и сценического воплощения, что очень хорошо для этой оперы.

Показы оперы «Богема» прошли 6 и 7 февраля. В основу события заложена, как мне кажется, интересная фестивальная идея: партитура Пуччини в течение двух вечеров была замечательно исполнена оркестром Большого театра России (дирижёр Антон Гришанин), а вот солисты были совершенно разные – в первом спектакле пели представители Большого, а во втором – солисты Татарского академического театра оперы и балета. Несколько отличались мизансцены в первый и второй вечер (6 февраля режиссером концертного исполнения стал Александр Бильданов /ГАБТ/, 7 февраля за художественно-сценическое решение отвечала Анастасия Удалова).

Конечно, писать о двух спектаклях (назову их всё-таки спектаклями) в формате сравнения – дело неблагодарное. Я лишь пунктирно выделю из двух составов нескольких артистов – исполнителей главных партий. Начну с солистов Большого театра. В первом спектакле на меня произвели хорошее впечатление и Анна Шаповалова (Мими), и Полина Шабунина (Мюзетта). Обе молоды, красивы… У них масштабные, яркой окраски, голоса, хотя разные по характеру: у Анны - сопрано-spinto, а у Полины - лирико-колоратурное сопрано. Надо учесть, что Шабунина – пока ещё стажёр труппы Большого театра. Кстати, на Шаляпинском фестивале у Полины был дебют в партии – её можно поздравить!

Рудольфом в первый вечер был солист московского театра «Новая опера», приглашенный солист Большого театра Алексей Татаринцев, хорошо знакомый казанской публике. Алексей как всегда был стабилен, ярок, но его замечательный лирический тенор, на мой взгляд, не совсем для опер Пуччини. У Андрея Потатурина (Марсель) – великолепный драматический баритон. Он фактурен, артистичен, однако мне, как слушателю, не всегда хватало в его исполнении кантилены.

Во второй вечер в касте доминировали казанские артисты, что является довольно редким случаем на Шаляпинском фестивале. Лишь в партии Рудольфа выступил Рагаа Эльдин Морси, тенор египетского происхождения, работающий сейчас в Италии, Франции и Германии. Рагаа уже пел на Шаляпинском фестивале несколько лет назад, но тогда его выступление не оставило у меня ярких впечатлений. Прошло некоторое время, и Рагаа Эльдина просто не узнать: его голос (тенор-spinto) окреп, стал мощнее; это певец с прекрасной выучкой и безупречным «итальянским» звукоизвлечением, чей голос идеально «подходит» операм Пуччини!

Гульнора Гатина (Мими) обладает незаурядным лирическим дарованием, что в полной мере она продемонстрировала в «Богеме», составив прекрасный и органичный дуэт с Рагаа Эльдином Морси. Венера Протасова в партии Мюзетты тоже была точным попаданием в образ, в первую очередь, по голосу (лирико-колоратурное сопрано). Артур Исламов (Марсель) вновь показал себя как артист удивительного сценического обаяния с прекрасным голосом и артистизмом. В театре им. Джалиля «подрастает» молодой талантливый бас Ирек Фаттахов, исполнивший партию Коллена. Ему только нужно избегать открытых нот в верхнем регистре голоса, и тогда совсем будет хорошо.

Выше всяких похвал играл оркестр Большого театра, блистательно ведомый маэстро Антоном Гришаниным. Более чуткого отношения дирижёра к певцам (при такой насыщенно-плотной партитуре) я давно не слышал! Очень эффектным оказался выход через весь зрительный зал театра в финале 2-го акта сценического духового оркестра Большого театра в ярких костюмах (художник по костюмам – Седрик Тирадо): публика не удержалась и разразилась овацией прямо в такт музыки. Этот режиссёрский приём, конечно, не новый, но уж очень он был неожиданным для такого формата.

В кулуарах фестиваля дирижер Антон Гришанин поделился своим мнением относительно концертных и полуконцертных версий опер: «Я хорошо отношусь к такой продукции, потому что передо мной, как дирижёром, в этом случае стоят только музыкальные задачи. Мне кажется, что перед каждым сценическим воплощением оперы нужен и полезен концертный вариант». Маэстро Гришанин высоко оценил работу хора театра имени Джалиля, отметив его высокий класс.

Спектакль 7 февраля был посвящен 110-летию со дня рождения народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии ТАССР им.Г.Тукая, певца и режиссера Ниаза Курамшевича Даутова. 4 февраля в Национальной библиотеке РТ состоялась лекция, посвященная «Богеме» и Даутову. Дело в том, что будучи главным режиссером, Н.К.Даутов в 1984 году ставил этот шедевр Пуччини на сцене Татарского театра оперы и балета. Это была одна из последних работ мастера. Своими воспоминаниями и размышлениями с аудиторией щедро поделился народный артист Татарстана Эдуард Трескин, работавший с Ниазом Курамшевичем в этой (он пел Марселя) и других постановках. «При постановке опер Пуччини нужно лишь одно – создать атмосферу спектакля», – считал Н.Даутов, таким образом обозначая задачу режиссера при работе с этой музыкой. Эдуард Германович – непревзойдённый рассказчик, и на этот раз он сумел увлечь аудиторию слушателей интересными деталями, фактами биографии Н.К.Даутова. 

5 февраля в Большой концертом зале имени Сайдашева под эгидой фестиваля состоялся концерт камерной музыки с программой романсов Глинки, Мусоргского и Римского-Корсакова (к юбилеям наших великих композиторов). В наши дни камерные вокальные концерты – большая редкость, тем более с программами такого рода. В тот вечер на сцене были три воспитанника казанской вокальной школы, закончивших в свое время Казанскую консерваторию им.Н.Жиганова. Эти артисты, каждый по-своему, невероятно одарены природой. Их карьеры сложились удачно, но по-разному: Айгуль Хисматуллина – солистка Мариинского театра, лауреат международных конкурсов; Эльза Исламова – концертная певица, заслуженная артистка Татарстана; Артур Исламов – солист театра им. Джалиля, заслуженный артист Татарстана. Весь вечер за роялем была заслуженная артистка РТ, блистательная пианистка и концертмейстер Алсу Барышникова. Программа концерта была идеально выстроена по темпоритму и принципу «от простого к сложному». Внимательная публика с необычайной благодарностью принимала каждый романс, каждого исполнителя. Ведущий концерта, Эдуард Трескин, концептуально соединял части программы стихами Пушкина и других поэтов.

42-й Международный оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина продолжается. Следите за выпусками нашего дневника!

Николай Рыбинский (Москва)