КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник Шаляпинского фестиваля: «Два огромных человека», «Тоска» и романсы Рахманинова в БКЗ

Дневник Шаляпинского фестиваля: «Два огромных человека», «Тоска» и романсы Рахманинова в БКЗ

01 ФЕВРАЛЯ 2023

Дневник Шаляпинского фестиваля: «Два огромных человека», «Тоска» и романсы Рахманинова в БКЗ

Я уже писал о трёх составляющих нынешнего Шаляпинского фестиваля – это камерная, просветительская и, собственно, оперная программы. Если последняя только набирает ход, то просветительская и камерная уже вполне освоились в рамках фестиваля.

1 февраля состоялась очень интересная научно-практическая конференция, посвящённая Шаляпину, в стенах Казанской консерватории. Тот, кто не очень хорошо знаком с многогранной жизнью Фёдора Ивановича, наверняка, почерпнул что-то для себя новое, неизведанное. Участники круглого стола невольно задавались вопросами: «В чем феномен Шаляпина? Может ли сегодня появиться человек уровня великого Федора Ивановича?» Состоялся обмен мнениями и выступления с содержательными докладами.

А ещё примерно в это же время была проведена двухдневная «Школа оперной критики». Идея хорошая, но есть ли сегодня оперная критика, скажем, в печатных изданиях? Размещать свои публикации даже высоким профессионалам, по большому счёту, негде: их неохотно публикуют СМИ, если только это не «заказуха» (простите за жаргон) с определённым прицелом: изданиям нужны скандалы и сплетни... На сегодняшний день профессиональная оперная критика мертва, а те, кто ей когда-то серьёзно занимался, уходят в другие жанры или превращаются в светских репортёров. А жаль!

До сих пор нахожусь под большим впечатлением от музыкально-литературного спектакля под названием «Два огромных человека. Шаляпин и Горький», который прошёл 2 февраля в Казанской Ратуше (бывшее Дворянское собрание), в том же зале, где пел когда-то Шаляпин. Такая аура только добавила впечатлений! В роли Горького выступил актёр Казанского театра русской драмы Иван Крушин, а в роли Шаляпина – бас московского театра «Геликон-опера», приглашённый солист Большого театра, уроженец Казани Алексей Тихомиров. Ему пришлось не только замечательно петь, но быть ещё драматическим артистом, и в обоих случаях он оказался очень органичным. Автор и ведущая спектакля – обозреватель «Радио России» Ольга Русанова, режиссёр – Ляйсан Сафаргулова из Уфы. Они вместе с актёрами, без преувеличения, сотворили чудо! Для спектакля были подобраны минусовые фонограммы (техника сейчас позволяет) аккомпанемента, поэтому мне в какой-то момент даже показалось, не поёт ли это сам Шаляпин? Все мизансцены были естественными, точно схвачены характеры; такая удача, что актёры (Тихомиров и Крушин) были практически с теми же антропометрическими данными, что и Шаляпин с Горьким. Всё это по достоинству оценила публика.

Шаляпинский оперный фестиваль – это парад певческих голосов. В Казани любят красивые, масштабные голоса артистов, что продемонстрировал фестивальный спектакль «Тоска» Джакомо Пуччини (3 февраля). Заглавную партию пела солистка театра им.Джалиля Зоя Церерина, отвечающая всем требованиям казанской публики. У Зои большой красивый голос, я бы сказал, с некой горлинкой, что только добавляет пикантности её тембру голоса. И роль у Церелиной крепко сделана от начала и до конца.

Говорят, что операм Пуччини не нужен режиссёр, всё у этого композитора есть в музыке и либретто. То же самое могу сказать про тенора Мариинского театра Ахмеда Агади (Каварадосси). Всё сценическое поведение на сцене идёт у Агади от музыки и природы его голоса. Он искренен и честен перед партнёрами и зрителями.

В партии барона Скарпиа выступил солист Большого театра Республики Беларусь Станислав Трифонов. Он в этой роли производит впечатление на публику своей фактурой, масштабом голоса, но почему-то верхние ноты берёт (как говорят певцы), открытым звуком, что достаточно опасно для голоса. Сам же спектакль у постановщиков – режиссёра Юрия Александрова и художника Вячеслава Окунева – получился невероятно красивым. Опера «Тоска» в версии Татарского театра оперы и балета, уверен, будет жить на сцене долго.

«В сердце много грусти и любви» – так назвали очередную камерную вокальную программу из произведений Сергея Васильевича Рахманинова сопрано театра им.Джалиля Гульнора Гатина и баритон Владимир Целебровский («Санкт-Петербург Опера»). Концерт состоялся в Большом концертном зале им.С.Сайдашева 4 февраля. Имя Рахманинова тесно связано с Шаляпиным: Федор Иванович преклонялся перед гениальностью своего друга, а когда они выступали вместе, то Шаляпин всегда говорил: «Не я пою, а мы поём!» Однако вернусь к концерту. Там было исполнено около 30 романсов, причем, не только очень известных, таких как «Не пой красавица при мне», «Здесь хорошо», «Сирень», но и редко исполняемых. Чувствовалось, что такая программа долго готовилась, тщательно выверялась. На концерте в сотворчестве с вокалистами была пианистка Алсу Барышникова, а стихи русских поэтов, замечательно прочитанные Эдуардом Трескиным, только добавляли настроения в этот романтический вечер. Жаль только, что акустика зала им. Сайдашева оставляет желать лучшего.

Обширная программа 41-го Международного оперного фестиваля продолжается!

Фоторепортаж можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/@kazan_opera-dnevnik-shalyapinskogo-festivalya-dva-ogromnyh-cheloveka-tos

Николай Рыбинский (Москва)